Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

Готсданкер Алексей

Рождение толпы

Краткий курс актуальной психологии

Как формируется общественное мнение в периоды нестабильности? Почему в какой-то момент подавляющему большинству людей вдруг отказывает здравый смысл и они центрируются вокруг очевидно разрушительных идей? Отчего мы так часто склонны отстаивать общее мнение, даже если оно ошибочно и несправедливо? О механизмах формирования мнений, эмоциональном резонансе толпы и двух путях восприятия информации мы беседуем с организационным психологом Алексеем Готсданкером.


– Начнем с того, что наш мозг имеет когнитивную способность, способность к познанию. Мы можем принимать решения сознательно, используя эту способность, а можем автоматически, подсознательно. Первый путь восприятия информации называется «основной путь» (central route), второй называется «периферийный путь» (peripheral route). Центральный путь предназначен для познания и глубокого анализа информации и чаще всего применяется, когда мы сталкиваемся с новой ситуацией и нам нужно и важно сформировать собственное мнение по данному поводу. Разумеется, для осознанного выбора позиции нам требуется много времени, поскольку наш мозг пытается нащупать что-то ценное и связать это с накопленным опытом. Жить постоянно в режиме аналитического осмысления происходящего невозможно. Поэтому познавательные функции включаются тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то действительно важным для нас.
Однако большую часть времени мы пользуемся вторым, периферийным путем, который предназначен для обработки обыденной информации. Повседневная рутина, на обработку которой нам не нужно тратить много сил и времени. Еда, ходьба, чтение, письмо и многое другое выполняются в таком автоматическом режиме. Эти подсознательные функции – результат накопленного нами предыдущего опыта. Соответственно, чем менее развиты у нас познавательные способности, тем больше задействован периферический канал восприятия информации.
– Что же происходит, когда нам не хватает опыта?  
– В таких случаях мы пользуемся механизмом «социального обучения», исследованным Альбертом Бандурой. Суть его в том, что мы попросту повторяем за теми, кого считаем авторитетными в данном вопросе. Дети – за взрослыми, а взрослые – за теми, кого считают авторитетными. В том числе и за искусственными лидерами мнений, которые эффективно используют слабости данного нам природой механизма. Политики, похоже, давно усвоили теорию двух основных путей убеждения, описанную выше, и активно ее применяют.
– Но как можно заставить человека некритически воспринимать информацию? Можно ли выделить некую схему, лежащую в основе манипулирования мнением людей – зрителей, слушателей, читателей, избирателей?
– Если наше сознание в основном контактирует с окружающим миром через рациональное мышление и рациональный анализ происходящего, то подсознание получает информацию напрямую от наших органов чувств. Выходит, эмоциональное выступление политика быстрее и точнее достигнет своей цели, так как затронет почти все органы чувств и вызовет у нас соответствующие эмоции. Это и называется периферическим каналом восприятия и убеждения.
Если мы настроены на анализ ситуации, то можем попросту не заметить и не придать значения эмоциям. Но если мы торопимся, у нас нет времени, ситуация не сильно важна, то мы легко воспринимаем информацию таким образом.
Также очень важен фактор времени: кто первый преподнес новую информацию – у того и максимальные шансы повлиять на то, какое мнение сложит на данный счет человек. А если при этом не дать возможности анализировать, а попросту прервать и переключить внимание на что-то другое, то вероятность формирования предвзятого мнения возрастает в разы.
На этом принципе и построены информационные программы, которые помимо самой информации дают сразу свою оценку событий на эмоциональном уровне и тут же переключают наше внимание на следующий сюжет. Становится понятнее, почему так легко распространяются заранее предвзятые мнения и настроения в больших группах людей.
При этом возникает «синдром поляризации мнения». Группы в таких ситуациях автоматически начинают делиться на тех, кто за красных и кто за белых, и с этим ничего не поделаешь, мы так устроены. При этом радикальность суждений возрастает, причем для радикализации нужно не так много факторов. Основной – сплоченность группы.
– Именно с этим механизмом связано, допустим, крайнее ожесточение в сетевых дискуссиях, например? Когда твою позицию даже не опровергают, а просто отрицают.  С чем связано это категорическое нежелание слушать доводы оппонента, при том что эти доводы основаны на конкретных фактах?
– Понимаете, наше мышление носит характер англосакского прецедентного права. Если мы сталкивались с новой ситуацией и вынесли по ней свое суждение, то мы все последующие решения пытаемся принять на основании уже сформированного опыта и мнения. И не забывайте: когда установившаяся структура связей, абстракций, ассоциаций рушится, – это очень болезненный процесс. Данный феномен называется когнитивным диссонансом.
– Почему в эпохи потрясений люди не ищут объективной информации? Почему склонны разделять наиболее простые, грубые идеи?
– Чем сильнее эмоции, чем сплоченнее группа, тем сильнее распространяются идеи и тем более они радикальные. Такова психология толпы – это явление, связанное с эмоциональным резонансом, когда эмоции входят в резонанс и с каждым витком становятся сильнее и сильнее.
Подумайте, в армиях не зря использовали барабаны перед боем. Футбольные фанаты выкрикивают ритмичные кричалки, протестующие лозунги. Громкие ритмичные звуки помогают толпе войти в резонанс. Индивид в эмоциональной толпе теряет свои способности к критическому восприятию или как минимум они уменьшаются. Поведение и настроение толпы отличаются от поведения и настроения индивидуумов в отдельности. Мы социальные животные, поэтому для выживания мы объединяемся. В случае катастроф срабатывает программа выживания, и мы словно магнитом начинаем собираться в группы и интегрироваться в них, добровольно при этом синхронизируясь с общим движением группы.
– Что же делать в такой ситуации человеку, который хочет сохранить здравость суждений и трезвость рассудка?
– Надо учиться и еще раз учиться. Не лениться пользоваться своими когнитивными способностями. Периодически ловить себя на мысли, что если мне это важно, если происходящее имеет для меня значение, то нужно сесть и потратить время и силы на формирование своего мнения. Ведь фактически виноваты мы сами, наша леность сознания и наплевательское отношение к жизни. Из-за этого мы доводим ситуацию слишком далеко, потом все это начинает уже становиться очень серьезным, важным для нас и болезненным.

Беседовал Алексей ОЛЕЙНИКОВ