Рождение толпы
Краткий курс актуальной психологии
Как формируется общественное мнение в периоды нестабильности?
Почему в какой-то момент подавляющему большинству людей вдруг
отказывает здравый смысл и они центрируются вокруг очевидно
разрушительных идей? Отчего мы так часто склонны отстаивать
общее мнение, даже если оно ошибочно и несправедливо? О механизмах
формирования мнений, эмоциональном резонансе толпы и двух путях
восприятия информации мы беседуем с организационным психологом Алексеем
Готсданкером.
– Начнем с того, что наш мозг имеет когнитивную способность,
способность к познанию. Мы можем принимать решения сознательно,
используя эту способность, а можем автоматически, подсознательно.
Первый путь восприятия информации называется «основной путь» (central
route), второй называется «периферийный путь» (peripheral route).
Центральный путь предназначен для познания и глубокого анализа
информации и чаще всего применяется, когда мы сталкиваемся с новой
ситуацией и нам нужно и важно сформировать собственное мнение по
данному поводу. Разумеется, для осознанного выбора позиции нам
требуется много времени, поскольку наш мозг пытается нащупать что-то
ценное и связать это с накопленным опытом. Жить постоянно в режиме
аналитического осмысления происходящего невозможно. Поэтому
познавательные функции включаются тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то
действительно важным для нас.
Однако большую часть времени мы пользуемся вторым, периферийным путем,
который предназначен для обработки обыденной информации. Повседневная
рутина, на обработку которой нам не нужно тратить много сил и времени.
Еда, ходьба, чтение, письмо и многое другое выполняются в таком
автоматическом режиме. Эти подсознательные функции – результат
накопленного нами предыдущего опыта. Соответственно, чем менее развиты
у нас познавательные способности, тем больше задействован
периферический канал восприятия информации.
– Что же происходит,
когда нам не хватает опыта?
– В таких случаях мы пользуемся механизмом «социального обучения»,
исследованным Альбертом Бандурой. Суть его в том, что мы попросту
повторяем за теми, кого считаем авторитетными в данном вопросе. Дети –
за взрослыми, а взрослые – за теми, кого считают авторитетными. В том
числе и за искусственными лидерами мнений, которые эффективно
используют слабости данного нам природой механизма. Политики, похоже,
давно усвоили теорию двух основных путей убеждения, описанную выше, и
активно ее применяют.
– Но как можно заставить
человека некритически воспринимать информацию? Можно ли выделить некую
схему, лежащую в основе манипулирования мнением людей – зрителей,
слушателей, читателей, избирателей?
– Если наше сознание в основном контактирует с окружающим миром через
рациональное мышление и рациональный анализ происходящего, то
подсознание получает информацию напрямую от наших органов чувств.
Выходит, эмоциональное выступление политика быстрее и точнее достигнет
своей цели, так как затронет почти все органы чувств и вызовет у нас
соответствующие эмоции. Это и называется периферическим каналом
восприятия и убеждения.
Если мы настроены на анализ ситуации, то можем попросту не заметить и
не придать значения эмоциям. Но если мы торопимся, у нас нет времени,
ситуация не сильно важна, то мы легко воспринимаем информацию таким
образом.
Также очень важен фактор времени: кто первый преподнес новую информацию
– у того и максимальные шансы повлиять на то, какое мнение сложит на
данный счет человек. А если при этом не дать возможности анализировать,
а попросту прервать и переключить внимание на что-то другое, то
вероятность формирования предвзятого мнения возрастает в разы.
На этом принципе и построены информационные программы, которые помимо
самой информации дают сразу свою оценку событий на эмоциональном уровне
и тут же переключают наше внимание на следующий сюжет. Становится
понятнее, почему так легко распространяются заранее предвзятые мнения и
настроения в больших группах людей.
При этом возникает «синдром поляризации мнения». Группы в таких
ситуациях автоматически начинают делиться на тех, кто за красных и кто
за белых, и с этим ничего не поделаешь, мы так устроены. При этом
радикальность суждений возрастает, причем для радикализации нужно не
так много факторов. Основной – сплоченность группы.
– Именно с этим
механизмом связано, допустим, крайнее ожесточение в сетевых дискуссиях,
например? Когда твою позицию даже не опровергают, а просто
отрицают. С чем связано это категорическое нежелание слушать
доводы оппонента, при том что эти доводы основаны на конкретных фактах?
– Понимаете, наше мышление носит характер англосакского прецедентного
права. Если мы сталкивались с новой ситуацией и вынесли по ней свое
суждение, то мы все последующие решения пытаемся принять на основании
уже сформированного опыта и мнения. И не забывайте: когда
установившаяся структура связей, абстракций, ассоциаций рушится, – это
очень болезненный процесс. Данный феномен называется когнитивным
диссонансом.
– Почему в эпохи
потрясений люди не ищут объективной информации? Почему склонны
разделять наиболее простые, грубые идеи?
– Чем сильнее эмоции, чем сплоченнее группа, тем сильнее
распространяются идеи и тем более они радикальные. Такова психология
толпы – это явление, связанное с эмоциональным резонансом, когда эмоции
входят в резонанс и с каждым витком становятся сильнее и сильнее.
Подумайте, в армиях не зря использовали барабаны перед боем. Футбольные
фанаты выкрикивают ритмичные кричалки, протестующие лозунги. Громкие
ритмичные звуки помогают толпе войти в резонанс. Индивид в
эмоциональной толпе теряет свои способности к критическому восприятию
или как минимум они уменьшаются. Поведение и настроение толпы
отличаются от поведения и настроения индивидуумов в
отдельности. Мы социальные животные, поэтому для выживания мы
объединяемся. В случае катастроф срабатывает программа выживания, и мы
словно магнитом начинаем собираться в группы и интегрироваться в них,
добровольно при этом синхронизируясь с общим движением группы.
– Что же делать в такой
ситуации человеку, который хочет сохранить здравость суждений и
трезвость рассудка?
– Надо учиться и еще раз учиться. Не лениться пользоваться своими
когнитивными способностями. Периодически ловить себя на мысли, что если
мне это важно, если происходящее имеет для меня значение, то нужно
сесть и потратить время и силы на формирование своего мнения. Ведь
фактически виноваты мы сами, наша леность сознания и наплевательское
отношение к жизни. Из-за этого мы доводим ситуацию слишком далеко,
потом все это начинает уже становиться очень серьезным, важным для нас
и болезненным.
Беседовал Алексей ОЛЕЙНИКОВ