ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
Вождь краснокожих на тропе мира
Как работать с ребенком, имеющим синдром СДВГ
Помните письмо, адресованное «Двум злодеям» в новелле О.Генри
«Вождь краснокожих»?
«Джентльмены, с сегодняшней почтой я получил ваше
письмо насчет выкупа, который вы просите за то,
чтобы вернуть мне сына. Думаю, что вы запрашиваете лишнее,
а потому делаю вам со своей стороны контрпредложение
и полагаю, что вы его примете. Вы приводите
Джонни домой и платите мне двести пятьдесят долларов
наличными, а я соглашаюсь взять его у вас
с рук долой. Лучше приходите ночью,
а то соседи думают, что он пропал без вести,
и я не отвечаю за то, что они
сделают с человеком, который приведет Джонни домой.
С совершенным почтением Эбенезер Дорсет».
Такие обаятельные сорванцы, как Джонни, часто становятся героями
литературных произведений. В реальности же учителя редко относятся к
ним с симпатией. Ведь такой ребенок не может высиживать за партой не
только положенные 45 минут, но даже 5, он не способен ничего доделать
до конца, его активность носит совершенно хаотичный и иногда даже
разрушительный характер. И это только короткий список трудностей
гиперактивного ребенка…
Химический дисбаланс, или
Поломка внутренних часов
О причинах возникновения синдрома гиперактивности с дефицитом
внимания (СДВГ) теперь много пишут. В англоязычной научной литературе
сейчас обсуждаются две основные теории.
Первая: химический
дисбаланс в мозге «вождя краснокожих».
Наш мозг состоит из миллиардов нервных клеток – нейронов, которые
работают как сеть и постоянно обмениваются информацией. СДВГ может
возникнуть из-за нарушений, происходящих в синапсах – пунктах обмена
информацией между нервными клетками. Обмен осуществляется через
маленькую щель – синаптическое пространство. Чтобы обмен состоялся,
мозг выделяет специальное вещество – нейромедиатор дофамин, который
«переносит» информацию от одного нейрона к другому. Когда работа
сделана, первый нейрон забирает дофамин обратно.
Ученые предполагают, что в случае СДВГ дофамин забирается обратно из
синаптического пространства слишком быстро и из-за этого информация от
одной нервной клетки к другой передается некорректно. Поэтому наиболее
известный в наши дни способ лечения гиперактивности – риталин –
лекарство, препятствующее быстрому забору дофамина из синапса.
В США большинство детей с СДВГ получают такое медикаментозное лечение.
Однако это не решает проблему, ведь эффект есть только пока ребенок
принимает препарат, а сама причина дисбаланса никуда не исчезает.
Теория вторая:
неисправность «внутренних часов». Она связывает
возникновение СДВГ с нарушением способности мозга обрабатывать
информацию о времени. Что это означает?
Каждую секунду наш мозг подвергается «бомбардировке» тысячами «кусков»
сенсорной информации, приходящей от многочисленных источников: света,
звуков, запахов, прикосновений, ощущений от внутренних органов, кожи,
мышц. Короче говоря, мозг должен обрабатывать разнообразные сигналы,
поступающие из внутренней и внешней среды.
Мозг всегда соотносит эту информацию с предыдущим опытом и только затем
как-то на нее реагирует. Но дело в том, что в нашей нервной системе нет
такой точки или области, где вся информация может оказаться
одновременно. Мозг должен делать так, чтобы информация от разных
органов чувств оказалась в нужное время в нужном месте. Вот с этим-то и
проблема у гиперактивных детей, по мнению последователей второй теории.
Представьте, что вы смотрите французский фильм, который плохо
дублирован. Губы актеров, которых вы видите на экране, двигаются, а
текста вы не слышите или слышите позднее: изображение и звук не
совпадают. Не правда ли, это будет раздражать. Такой фильм не захочется
смотреть дальше.
Дети с СДВГ ощущают себя примерно так же, только они, во-первых, не
могут выключить этот раздражающий фильм, во-вторых, для них не
совпадают не только звук и изображение, но и другие ощущения, которые
способны воспринимать наши органы чувств.
Чтобы синхронизировать движения, ощущения и даже мысли, мозгу необходим
внутренний часовой механизм, задающий определенный ритм обмена
информацией. Так начинающий музыкант использует метроном, пока у него
не появится внутреннее ощущение ритма.
В нашем мозге таким метрономом являются мозжечок и еще одна важная
структура – базальные ганглии. Любое нарушение функций этих структур
может вести к десинхронизации информации, получаемой мозгом от органов
чувств.
Дети с нарушением работы «внутренних часов» редко оказываются успешными
учениками. Помните Петю Зубова – героя «Сказки о потерянном времени»
Е.Шварца? «Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время
отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех
догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да
отставал, отставал да опаздывал и не тужил». Сейчас, возможно, этому
мальчику поставили бы диагноз СДВГ.
С нарушением чувства времени связано нарушение синхронизации движений
ребенка – чувство ритма. Хотя такие дети иногда со стороны выглядят
спортивными из-за своей чрезмерной подвижности, с координацией движений
у них, как правило, проблемы: их руки и ноги не могут работать как
единый оркестр. Даже элементарная серия ритмичных движений подчас
становится затруднительной для выполнения.
Почему у ребенка возникли
такие нарушения?
Многих врачей и родителей вполне удовлетворяет генетическое
объяснение этого нарушения: «Генетика! Ничего не поделаешь!» В этом
случае предполагается только лекарственное лечение, которое лишь
несколько смягчает проявления СДВГ.
Но не у всех детей с генетической предрасположенностью возникает СДВГ,
есть масса факторов, «запускающих» механизмы этого нарушения: родовая
травма; гипоксия (кислородное голодание) во внутриутробной жизни или в
родах; травмы, ушибы мозга; нарушения двигательного развития; сидячий
образ жизни; злоупотребление телевизором и компьютером; физические
наказания; отсутствие внимания родителей, семейный стресс.
Но на самом деле совершенно необратимые ситуации в развитии ребенка –
это большая редкость. Детский мозг пластичен, он может создавать новые
связи в ответ на новый опыт. Если специалист оценит, какие именно связи
в мозге ребенка недостаточно развиты, можно с помощью специальных
упражнений «достроить» недостающие пути или усилить существующие.
Как помочь «вождю
краснокожих»?
Вернемся к теме метронома, теперь уже не в качестве метафоры,
а в качестве средства помощи гиперактивному ребенку.
Уже очень давно ученые обнаружили, что с помощью ритма можно влиять на
работу мозга. Еще в XIX в. В.Вундт проводил эксперименты с ритмом,
измеряя с помощью метронома объем сознания человека.
Метроном – это механический прибор, воспроизводящий заданный ритм
серией звуковых сигналов. Его современный высокотехнологичный
«собрат» – Интерактивный Метроном (Interactive Metronome®) действует
подобным образом, но его главное отличие – возможность видеть,
насколько точно твое движение соответствует ритму. Причем точность
движений определяется на миллисекундном уровне.
Упражнения выполняются при помощи сенсорной перчатки или сенсорного
коврика. Ребенок слышит через наушники ритмичные щелчки и пытается
синхронизировать с ними свои движения: хлопает ладонью по сенсорной
перчатке или топает ногой по сенсорному коврику. Это могут делать даже
малыши.
После каждого удара на экране появляется изображение, которое
показывает, насколько точно выполнено движение, на основе этой
информации ребенок может корректировать последующее движение. Такая
внешняя поддержка крайне важна для детей, у которых нет внутреннего
эталона ощущений «ритмично–неритмично».
Вот что пишет Ш.Харди – американская учительница, инструктор по
Интерактивному Метроному: «Первое, что я услышала об этой программе,
это то, что мои дети должны хлопать или топать 32 тысячи раз и из-за
этого у них улучшится внимание и способность к обучению. Я решила, что
это какая-то очередная ерунда. В то время Интерактивный Метроном для
меня был просто новым брендом, и эта «хлопающая» программа, честно
говоря, не вызывала никакого доверия. Меня заставило задуматься только
одно: как учитель я давно заметила, что двигательные упражнения всегда
помогают детям, у которых проблемы с учебой. И я решила рискнуть».
Ш.Харди столкнулась с тем, что у ее собственных детей возникли в
начальной школе серьезные проблемы с учебой, с которыми не смогли
справиться ни она сама, ни репетиторы, ни дефектологи. А «хлопающая»
программа неожиданно для всех помогла. Причем первые успехи проявились
в том, что девочки стали делать домашнее задание сами, без помощи мамы,
и тратить на него гораздо меньше времени.
Многие проблемы у гиперактивного ребенка возникают из-за того, что мозг
не умеет управлять временем. Иначе это называется «дефицит
таймирования». И это секрет успешной работы мозга, который пока
известен мало кому из специалистов.
Как определить, есть ли эта проблема у ребенка? Перед началом каждой
тренировки проводится двухминутный короткий тест. Благодаря многолетним
исследованиям известны нормативы для каждой возрастной группы. Графики
с результатами тестов позволяют оценивать и достижения ребенка после
тренировок. Но результаты видны не
только на графиках. Очень быстро они становятся заметны в реальной
жизни, и мы видим это постоянно в нашем центре. У детей нормализуются
темп и ритм речи. Развивается функция программирования и реализации
речевого высказывания. Улучшаются навыки чтения, письма и
математические навыки. Развиваются моторика, ритмичность, координация
движений. Улучшается походка. Дети становятся более внимательными,
лучше концентрируются на выполнении заданий. Снижается импульсивность и
нормализуется поведение.
Кстати, такие тренировки полезны не только детям с СДВГ. Миллисекундное
таймирование мозга влияет на внимание, скорость мышления, скорость
принятия решений, ментальную организацию, координацию движений и
коммуникацию.
Можно ли «перерасти» СДВГ?
Иногда родители думают, что проблемы пройдут сами, когда ребенок
подрастет. Но есть масса исследований, демонстрирующих, что
гиперактивность с возрастом не исчезает, а только по-другому
проявляется.
Некоторые специалисты и родители считают, что СДВГ – это заболевание,
которое нужно лечить. По мнению других, это черта характера, особый
темперамент, который нельзя исправить. Конечно, темперамент исправлять
не нужно, но у человека должно быть развито умение контролировать свою
импульсивность. Тогда есть выбор, как поступать: сдерживаться или нет.