В воспитании к рекордам не стремятся
Во что обходится детям родительская тяга инвестировать в их будущее
Успешная мама рассказывает: главное – пораньше определиться со
склонностями ребенка, тогда не будут распыляться ресурсы. И советует:
надо убрать из комнаты ребенка все – компьютер, игры, книги, мастерилки
и так далее – и понаблюдать, чем ребенок попытается себя развлечь, что
попросит вернуть в первую очередь. Тут-то все и станет понятно.
Подобный способ ранней профориентации, разумеется, не выдерживает
критики, но сама постановка задачи симптоматична: «Во что вкладываться,
чтобы было не напрасно?»
Похоже, идея всестороннего развития личности уже похоронена вместе с
доверием к самоопределению человека и к праву жизни расставлять все по
местам. Дудки, места в этой жизни надо бронировать загодя и предоплату
вносить вовремя. Чадо тоже пусть вкладывается: конкурсы, олимпиады,
турниры, выступления, соревнования, просмотры, концерты – думай о цели,
никто не обещал, что она дается легко.
С одной стороны, родители спокойны, ведь ребенок уже «при деле», а вся
морока с обеспечением его продвижения в нужном направлении скорее
приятна, чем утомительна. А с другой – какова цена этой определенности?
Спортсмен из-под палки ходит в школу, математик не читает
художественную литературу, скрипач никогда не выходит гулять – на
друзей у них тоже нет времени, даже на общение по телефону. «Мне
никогда никто не звонит», – не так давно призналась с телеэкрана юная
олимпийская чемпионка. И это, представьте, нравится многим взрослым:
ничего лишнего, только дело. Как будто сам себе человек никогда не
понадобится, как будто быть придатком какого-либо дела – самое то.
Однако умалчиваются драмы наподобие той, что я наблюдаю в семье друзей.
Летом их сын сломал палец на руке, и до сих пор этот палец
бесчувственный, юноша не может играть на виолончели и продолжать
учиться в консерватории. В доме траур: великие труды пошли насмарку,
надежды рухнули, непонятно, как теперь жить.
Спору нет, искусственная жизнь, высокие ставки – это входит в привычку,
затягивает, вызывает зависимость. Нелишне знать и о физиологической
стороне проблемы: за стрессовые реакции в организме отвечает гормон
кортизол. Как и адреналин, он помогает генерировать дополнительную
энергию для успешного прохождения сложных ситуаций. Но волны стресса не
должны быть частыми, кортизол имеет свойство накапливаться в организме
и влиять на работу мозга: затормаживается жизнедеятельность, возникает
апатия, снижается способность к обучению.
Не так уж невинны эти распространенные среди воспитателей установки
«пусть привыкает», «тяжело в учении – легко в бою», «кто не успел, тот
опоздал»…