О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В какой мере современная школа влияет на становление
мировоззрения учеников и должна ли она ставить такую задачу? Хотят ли
старшеклассники обсуждать мировоззренческие проблемы и как относятся к
подобной практике педагоги? Этим вопросам было посвящено исследование,
проведенное в школах Санкт-Петербурга.
Как выяснилось, у 63% старшеклассников есть устойчивый интерес к
мировоззренческим проблемам, заинтересованность в их обсуждении. Как
пишет С.Берестовицкая в статье
«Мировоззренческая направленность школьного образования в оценках
педагогов» («ПЕДАГОГИКА», № 1 за 2014 год), наибольший
интерес вызывают вопросы поиска смысла жизни, своего пути, вопросы веры.
В исследовании был поставлен вопрос и о качествах, которыми должен
обладать учитель. С точки зрения учеников, он должен уметь выстраивать
доверительные отношения, общаться на равных, организовывать уроки в
форме дискуссии. Примерно половина опрошенных отметили, что такие
учителя в их жизни были. При этом более всего, по мнению учеников, к
размышлениям о «вечных проблемах» их подвигает желание самостоятельно
разобраться в каких-то вещах и менее всего – школьная жизнь и общение с
учителями.
А что думают сами педагоги? 65% опрошенных учителей определили степень
влияния школы на формирование мировоззрения как достаточно большую. 98%
считают, что влияние школы на мировоззрение учеников не должно быть
целенаправленным.
Какие же ценности хотели бы заложить педагоги в основание мировоззрения
своих учеников? Как отмечают авторы, большинство ценностных ориентиров
связано с нравственностью. Педагоги хотели бы воспитать доброту (20%
респондентов), сочувствие, отзывчивость, сострадание, милосердие (18%),
гуманизм (13%), порядочность (10%), честность (9%). Несколько реже, но
тоже довольно часто в анкетах педагогов говорилось о стремлении
воспитать патриотизм, а именно: национальное самосознание, память и
чувство благодарности к достойным сынам Отечества, гражданственность.
На третьем месте по частоте упоминаний оказались ценности, связанные с
понятием личности: широта взглядов, независимое критическое мышление,
умение анализировать, ставить цели, делать осознанный выбор, волевые
качества.
Примечательно, что отношение к тем или иным вещам, которое хотелось бы
воспитать в учениках, респонденты чаще всего определяли через слово
«уважение». Педагоги писали о необходимости воспитать в детях уважение
к другим людям, к себе, к миру, к природе, к истории страны, к
традициям, к культурным ценностям.
Особо авторы акцентируют внимание на том, что 91% учителей ставят перед
собой задачу помощи ученикам в решении мировоззренческих проблем.
Правда, на вопрос «Считаете ли вы себя подготовленным для решения этой
задачи?» утвердительно ответили только 51% опрошенных. Остальные
написали, что им не хватает: философских (52%), психологических (42%),
религиозных (41%), методических (15%) и предметных (6%) знаний.
Все ближе итоговые экзамены. Как помочь выпускникам
максимально эффективно использовать оставшееся на подготовку время?
Педагог-психолог старшего звена Центра образования № 641 Елена Сиденко
предлагает использовать специальные упражнения, направленные на
профилактику экзаменационного стресса. В статье «Цикл тренинговых занятий
по теме «”Профилактика экзаменационного стресса”» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», №
2 за 2014 год), автор дает упражнения, помогающие
настроиться на серьезную работу, осознать свое отношение к экзамену и
выработать индивидуальную стратегию подготовки, оценить свои знания о
процедуре экзамена.
К примеру, чтобы ребятам было проще справиться с внутренним
напряжением, настроиться на рабочий лад и погрузиться в учебную
проблематику, в начале занятия можно провести небольшое упражнение,
позволяющее взглянуть на ситуацию «со стороны»: «Если бы твои трудности
были проблемой другого человека, что бы ты ему посоветовал?»
Упражнение делают следующим образом. Ученики объединяются в группы и
сочиняют краткое послание старшекласснику из соседней школы, которому
предстоит в этом году сдавать ЕГЭ. Нужно дать пять советов, которые
помогут ему сдать экзамен успешно. Советы должны быть практичными,
выполнимыми и полезными (не подойдут советы типа «Забей на все»,
«Подай в суд на министра образования» или «Армия тебя исправит»).