О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Л.А.Коч
Креативная этика
М.: Московский психолого-социальный институт, 2010
Автор – учитель словесности, она обсуждает со своими
учениками, младшими подростками, такие нравственные понятия, как добро
и зло, вероломство и дружба, используя в качестве опоры словарь этики,
написанный специально для этого. Это своего рода ответ на вопорос о
том, можно ли органично соединить обучение и воспитание. Со словаря
книга и начинается. В нем собраны высказывания известных людей –
литераторов, мыслителей – от античности до наших дней. Напротив каждого
понятия (от «авторитета» до «язвительности») перед определением
оставлена пара пустых строк, приглашающих читателя сформулировать свое
понимание.
Л.Коч оформила свою работу как исследование (сегодня это повышает
статус учителя) с измерением «уровня нравственной зрелости»,
«выявлением возрастных различий». Об этом можно спорить, но методы
самой работы – привлекая родителей, задействуя активный опыт ребенка,
давая ему возможность свободно высказываться – интересны и наверняка
будут привлекательны для ребят и взрослых. Когда еще подростку выпадет
случай расспросить родителей об их жизненных принципах, обсудить свои
представления о добре и зле, поспорить с ровесниками и классиками,
выразить свои убеждения через метафору.
Организуя подобную работу, необходимо особенно точно выбирать формы
взаимодействия ребят между собой и со взрослыми. Автор описывает самые
актуальные: дискуссию, групповую работу, ролевую игру, эссе. К каждой
подобраны темы и варианты заданий для разных возрастов.
Т.Е.Болотова
Как помочь себе и своему
ребенку
СПб.: Речь, 2009
Автор рассматривает традиционно сложные семейные проблемы с
точки зрения детского и семейного психолога по одной схеме:
характеристика ситуации, наблюдения психолога, метафора в помощь,
информация к размышлению, практика. Наблюдение раскрывает механизмы
поведения детей и взрослых, поясняет, что происходит, если мы поступаем
так или иначе. Метафора (сказка по мотивам проблемной ситуации:
«Жила-была девочка...») позволит взрослому поговорить с ребенком,
обсудить возникшие трудности, глядя на них со стороны. В информации к
размышлению можно найти исторические факты, цитаты, ссылки на
психологические теории. И наконец, практика – рекомендации относительно
того, как лучше всего действовать родителям в том или ином случае,
чтобы не навредить.
Сами трудности и проблемы детско-взрослых отношений разделены на
группы-главы. Начинается разговор с того, как уберечь от
психологических травм младенца и малыша первых лет жизни: начало
самостоятельности, барьеры на пути плохих привычек, основы
безопасности. После этого автор рассматривает проблемы, которые могут
всерьез осложнить жизнь ребенка и наложить отпечаток на всю последующую
жизнь. Это страхи – иногда посеянные в младенчестве, иногда
скопированные с взрослых. Гиперактивность. Модель поведения жертвы (и
неизбежное появление рядом преследователя). Наркотики как одна из самых
страшных угроз для растущего ребенка, поэтому метафора повествует о
том, как говорить «нет».
Есть глава, посвященная искусству общения, взаимодействия с ровесниками
и взрослыми. И наконец, одна из самых сложных и болезненных тем –
отношения с родителями. Здесь приведены примеры разных моделей семей;
анализ материнских страхов; семейные сценарии; стереотипы, разрушающие
отношения. Одним словом, книжка напоминает краткий справочник по
основным проблемам, волнующим большинство родителей.