О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В соответствии с образовательными стандартами одна из задач
начального этапа обучения – развитие у детей способности принимать и
удерживать цели учебной деятельности, оценивать результаты своих
действий. Но как учителю определить, в какой степени ученики овладели
этими умениями? Об этом
статья научных сотрудников Вологодского института развития образования
З.Кокаревой, Л.Никитиной и Л.Секретаревой «Диагностика сформированности
действий целеполагания» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 2 за 2014 год).
Авторы предлагают использовать специальную диагностическую методику,
состоящую из небольших заданий в конце урока, а также в конце
прохождения большого раздела или темы. Например, после учебного занятия
детям предлагается ответить: какая цель ставилась учителем и вами на
уроке? А для ответа – продолжить фразу, начинающуюся с одного из
четырех слов: «научиться...», «понять...», «тренироваться…»,
«узнать...». Или: какие задачи помогли вам узнать цели урока? В этом
случае ученикам предлагается закончить три предложения: «Я научился
сегодня на уроке...», «Я могу объяснить другому...», «Мне надо еще
поработать над...»
В журнале «Классный руководитель» продолжается публикация выпусков
«формотеки» – раздела, где описываются разные способы (формы) решения
какой-то значимой педагогической задачи. Очередной выпуск посвящен
проблематике контроля. В статье
«Формы контроля воспитательного процесса» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 1
за 2014 год) представлены замыслы общих дел, командных
соревнований, необычных тестовых испытаний, во время реализации которых
можно многое понять о самих детях и об атмосфере в классе. Например,
викторина «Важные ценности» позволяет увидеть, какой смысл школьники
вкладывают в такие базовые ценности, как человек, культура, знания,
семья. «Праздник Хвастушек» помогает раскрыть творческий потенциал
детей, а также то, как у конкретного ребенка обстоят дела с
самопринятием и самооценкой. Состязания «Командного пятиборья» дают
возможность оценить степень сплоченности класса, понять, в какой
степени классное сообщество стало коллективом.
Авторы подчеркивают, что контроль в подобных игровых, событийных
форматах предполагает высокую степень включенности и активности самих
учеников, что способствует естественному переходу от оценивания к
самооценке.
С какими профессиями старшеклассники связывают свое будущее и
как ребятам видится их жизнь в профессии? Эти вопросы оказались в
фокусе исследования, проведенного в Устьянском районе Архангельской
области. Результаты представлены в статье
О.Васильченко, А.Клочковой и Д.Завгороднего «Изучение профессиональных
предпочтений старшеклассников Устьянского района» («ГУМАНИТАРНЫЕ,
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», № 1 за 2014 год).
Как оказалось, многие юные устьяки имеют довольно расплывчатое
представление о своем профессиональном будущем. Более трети опрошенных
(36,4%) не смогли дать ответ на вопрос «Какую профессию вы хотите
приобрести?», 9% хотят стать учителями, 8,1% – автомеханиками.
При выборе места продолжения учебы 37,8% респондентов предпочли идти в
то же учебное заведение, куда собираются поступать их друзья.
Показателен также высокий разброс ожиданий в отношении заработной
платы. Средний минимальный уровень заработной платы, за которую
согласны работать молодые устьяки, составляет 22,5 тысячи рублей. При
этом самая маленькая «минималка» была определена в пределах 5 тысяч
рублей, а самая большая – 25 тысяч рублей. Разброс в представлениях о
максимальном уровне зарплаты был от 30 тысяч до 220 тысяч рублей.
Все эти факты говорят о том, что профориентанционная работа в школах
оставляет желать лучшего. Проблема усугубляется тем, что многим
школьникам неинтересны социальные процессы, происходящие в их регионе.
22% опрошенных отметили, что не имеют представления о востребованных в
Устьянском районе профессиях. Треть респондентов не связывают свое
будущее с жизнью в родном районе, а те, кто хочет остаться, планируют
это сделать только при выделении солидных преференций, таких как
предоставление работодателем высокой заработной платы и жилья или
средств на его приобретение.