О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.М.Максимов
Как не стать врагом
своему ребенку
СПб.: Питер, 2014
Автор – известный писатель и телеведущий, а не профессиональный
педагог. Наверное, поэтому он предлагает «Поговорить. Подумать. Прийти
к своим выводам». И для начала размышляет о том, как наше общество
относится к детям: «Где истоки пренебрежительного и высокомерного
отношения к подрастающему поколению? Почему, как правило, мы вообще не
воспринимаем детский опыт, но при этом очень гордимся своим, взрослым?»
Одним словом, разбирается в философии отношения к детству.
Во второй части он рассматривает часто случающиеся в семьях проблемные
ситуации, развитие которых может привести к отчуждению детей и
родителей. Это выбор будущей профессии. Юношеская влюбленность. Реакция
на школьные отметки. Кстати, школу автор считает тяжелым испытанием и
твердо убежден, что дело родителей – максимально защитить его («а не
воспитывать, не заставлять делать уроки, не ругать и критиковать»).
Собственно говоря, в этом и заключается принцип, которым
руководствуется взрослый, который не хочет стать врагом своему ребенку:
всегда быть на его стороне. Уважать, оберегать, защищать, не врать,
быть рядом, давать простор для жизни, доверять, понимать. Почти все
главы завершаются притчами, которые могут быть интересны и родителям, и
детям. Ведь книжку автор рекомендует читать именно так, вместе.
Е.В.Конькина
Воспитание культуры
здоровья в традициях народной педагогики
М.: Московский психолого-социальный университет, 2013
Про патриотизм и национальную идентичность сегодня кто только
не говорит. Увы, избыток слов не рождает смыслов. Автор книги
предлагает обратиться к народным традициям, следуя которым многие
поколения подрастающих детей осваивали тонкости родного языка,
культуры, правил жизни своего сообщества, становились его частью.
Происходило это без планов воспитательной работы, а во многом благодаря
таким несерьезным вещам, как игры, игрушки и праздники.
На фоне могучей развлекательной индустрии и цифровых технологий
проверенные временем, пришедшие из недр язычества народные игры кажутся
потускневшими и немодными. Но присмотревшись к их сути, можно многое
понять в детской жизни. И восстановить некоторые традиции. В частности,
обустройство игрового пространства. Например, родителям хорошо бы не
настаивать, что на прогулке главная задача ребенка – беречь одежду и не
шуметь. В народных играх спрятаны представления об устройстве мира,
«программа» физического развития ребенка и подростка, модели интеграции
его в социум.
Так же многогранна народная кукла, которая накопила в себе множество
традиций народной педагогики. Она и забава, и «тренажер» женских
навыков, и охранительница малыша, и средоточие традиций рода, и
подружка, которая выслушает все, что рассказывает маленькая хозяйка.
Отдельная глава посвящена детскому празднику, каким он должен быть,
чтобы соответствовать детской природе. Больше того, на хорошо удавшемся
празднике даже взрослые отчасти возвращаются в детское состояние.
Как отдельное событие он появился совсем недавно, в прошлом веке.
Однако и в традиционном воспитании жизнь ребенка сопровождалась
событиями-вехами, отмечающими его взросление. Это своего рода
инициации, обряды перехода в новое состояние. Подобную идею могут
использовать родители и педагоги, которые в организацию детских
праздников хотят внести не только развлечение, но и смысл.