Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Поликарпова Дарья

Нормативные акты проверят на педагогичность

Местные правовые нормы зачастую не соответствуют целям образования и воспитания

17 февраля 2014 года Правительство РФ издало Постановление №120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания».
В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство постановляет: 1) утвердить Правила проведения экспертизы; 2) рекомендовать властям субъектов Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных актов и самих актов, касающихся вопросов образования и воспитания. Проверять локальные нормативные документы следует на предмет «выявления их негативного воздействия на процесс и условия воспитания и образования».
…Давно пора. Ни для кого не секрет, что Методические рекомендации Министерства образования и науки о применении федеральных законных и подзаконных актов на местах игнорируются, чиновники пишут «свои» рекомендации, сообразуясь с какой угодно пользой, только не с педагогической. Например, министерские Рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности учреждений в сфере образования от 18.07.2013 г. не легли в основу локальных актов ни в одной из пяти областей, в которых проводился сбор данных о показателях эффективности, принятых на местах. Почему? Потому что за счет введения эффективного контракта местная власть собирается не улучшать качество образования, а экономить, то есть заставлять работников больше работать за меньшие деньги.
Второе. Одной только экспертизы локальных актов для возвращения образованию педагогических смыслов мало. Само устройство управленческого процесса в российском образовании таково, что финансово-экономическая деятельность школы теперь стала основной, а учредитель – «ключевой фигурой» в образовании. Учредитель в субъективном порядке принимает любые решения по поводу школы, вплоть до снятия директора с должности в одночасье. Он утверждает устав и план хозяйственной деятельности (детализирует его как хочет), формирует государственное муниципальное задание, распределяет по сети ресурсы, определяет нормативные затраты, рассчитывает стоимость услуги – и все это по своему усмотрению. Он уволит, он «не так» посчитает – а правовой ответственности не несет, только политическую, перед администрацией.
Но если в управленческом процессе ничего, кроме полной зависимости от власти, не задействовано, все другое повисает в воздухе: законы, стандарты, стратегии, мониторинги, рекомендации, общественное участие, эффективность… Это то, что рисуют, а не то, чем живут.
Однако греет даже слабая надежда на пересмотр произвольных, необоснованных, а то и вредных указаний местной власти.