Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КНИГИ НА ПОЛКУ


Шеваров Дмитрий

«Все жизнью вкруг меня дышало»

Вышел в свет замечательный альбом о детстве Пушкина

Две-три весны, младенцем,  может быть,
Я счастлив был, не понимая счастья;
Они прошли, но можно ль их забыть?
Они прошли…

А.С. Пушкин. Князю Горчакову. 1817

Когда детского писателя Юрия Коваля спрашивали, как надо писать для детей, он отвечал: «Писать надо так, как будто пишешь для маленького Пушкина».
Но какой он был – маленький Пушкин? Во что он играл, чем лакомился, как проказничал? Что мы вообще знаем о раннем детстве поэта?..
А знаем мы до обидного мало. Свидетельств о первых годах жизни Александра Сергеевича сохранилось не много: довольно скупые воспоминания старшей сестры Ольги Сергеевны да «рассказы бабушки Е.П.Яньковой».
Родители поэта воспоминаний не оставили. Сам Пушкин успел лишь набросать план своей автобиографии: «…Первые впечатления. Юсупов сад – Землетрясение. – Няня. Отъезд матери в деревню…»
Поэтому до недавнего времени и пушкинисты не знали, что ответить на вопрос о маленьком Пушкине. Даже мудрый и проницательный Юрий Михайлович Лотман, создавший подробное жизнеописание Пушкина, утверждал, что поэт вычеркнул детство из своей жизни: «Он был человеком без детства».
Первым, кто попытался опровергнуть сей печальный тезис, был поэт Валентин Дмитриевич Берестов. Он написал большую работу «Ранняя любовь Пушкина» с подзаголовком «Рассказы о детстве поэта». Но именно потому, что Берестов сам был поэтом (не все знали, что он историк по образованию), многим специалистам его открытие – плод поэтического воображения.
Но вот на днях в Москве в издательстве «Планета» вышла книга-альбом, подготовленная научными сотрудниками Государственного музея А.С.Пушкина. Альбом называется «Московское детство А.С.Пушкина»* и полностью подтверждает правоту Валентина Берестова: у Пушкина было детство. Его нельзя назвать безмятежным, но в нем было много счастья и много ярких событий. И еще – много странствий.
Родители поэта своего дома в старой столице не имели, жили на съемных квартирах (эта проблема столь понятна сейчас многим молодым семьям), поэтому маленький Пушкин с младенчества путешествовал по Москве. С момента рождения Александра и до его отъезда в Лицей Пушкины переезжали более десяти раз из одного района Москвы в другой. Получается, что переезжали почти каждый год. А если прибавить к этому поездки в Захарово! А прогулки с дядькой Никитой Козловым в Юсупов сад, в Кремль, на Воробьевы горы, на Подновинские гулянья… Сколько впечатлений для мальчишки!
Предисловие к альбому о детстве Пушкина написал выдающийся российский историк и педагог, создатель научной школы москвоведения Сигурд Оттович Шмидт. Для ученого эта статья оказалась последней: он умер в мае прошлого года.
Пушкин, Москва и детство – это были заветные темы Сигурда Оттовича. В это трудно поверить, но его, девяностолетнего, мне легко было представить двенадцатилетним мальчишкой. Именно двенадцатилетним, не старше. В возрасте юного Пушкина, которого дядя Василий Львович увез из Москвы в Лицей...
«В Лицей А.С.Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных впечатлений, пишет Шмидт в своей статье. – Таким образом, можно полагать, что долицейские московские ощущения – прочувствованное, услышанное, вычитанное – стали одним из источников формирования и развития поэтического дара А.С.Пушкина. Зароненное в душу, задержавшееся в памяти в детские московские годы всплывало подчас позднее…»
Альбом «Московское детство А.С.Пушкина» является замечательной попыткой передать читателю самые ранние впечатления и ощущения Пушкина.

В младенчестве моем
я чувствовать умел,
Все жизнью вкруг меня дышало,
Все нежный ум обворожало,
И первую черту я быстро пролетел.
С какою тихою красою
Минуты детства протекли.

Благодаря редким работам художников мы можем увидеть ту Москву, где Пушкин сделал свои первые шаги. Москву, навсегда исчезнувшую в пожаре 1812 года. Когда вглядываешься в нее, невольно вспоминаешь чудесный остров Буян из «Сказки о царе Салтане». Быть может, Александр Сергеевич рисовал в этой сказке не просто сказочный город, а Москву своего детства? «Город со дворцом, // С златоглавыми церквами, // С теремами и садами…»
Как жаль, что давно нет в Большом Харитоньевском переулке Юсупова сада, о котором так любил вспоминать Пушкин:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…

А открывается альбом изображением древнего герба рода Пушкиных с подписями отца поэта Сергея Львовича и дяди Василия Львовича. Здесь же можно увидеть печатку рода Ганнибалов, изготовленную в восемнадцатом веке из халцедона. Воспроизведена и запись метрической книги церкви Богоявления в Елохове о рождении и крещении Александра Пушкина.
Это кажется невероятным, но в книге можно увидеть и… распашонку, хранившуюся в семье Пушкиных. Носил ли эту распашонку в младенчестве Александр Сергеевич – еще вопрос, но время, когда она сшита (конец восемнадцатого века), указывает на это с большой долей вероятности. Увидеть «пушкинскую» распашонку своими глазами можно в недавно открывшемся в Москве доме Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной (филиал Государственного музея А.С.Пушкина).
В альбоме можно увидеть титульные листы учебников, по которым учился Пушкин, а также книги, которые он читал в детстве: «Робинзона Крузо» Дефо, «Жизнеописания знаменитых мужей» Плутарха, басни Лафонтена, «Приключения Телемака» Фенелона, «Бедную Лизу» Карамзина…
 Единственное, что огорчает в этом альбоме – ничтожный тираж: полторы тысячи экземпляров. А ведь какой радостью была бы для учителей возможность пользоваться таким «передвижным музеем»!
Когда я дописывал эти заметки, научный сотрудник мемориального Музея-Лицея в Царском Селе Светлана Васильевна Павлова прислала мне свою новую книгу «Мы празднуем Лицея день заветный…»**. Книга посвящена истории лицейского праздника 19 октября; здесь собраны лучшие стихотворные посвящения этому дню, написанные лицеистами от первого до 74-го выпуска – с 1822 по 1991 год! Уникальный труд, замечательное издание, необходимое каждому словеснику, а тираж – 200 экземпляров, как будто это узкоспециальная литература.
Давно понятно, что массовые тиражи просветительской литературы должны быть заботой государства, тем более когда речь идет о Пушкине. Но о чем говорить, если главное событие Года культуры – Олимпиада. Остается надеяться только на то, что будет Год спорта, и тогда, быть может, главным событием станет Пушкин.



<ПРОГРАММА АВТОБИОГРАФИИ>,
составленная А.С. Пушкиным

Семья моего отца – его воспитание – французы учителя. 
Вонт.< > секретарь Mr. Martin. Отец и дядя в гвардии. Их литературные знакомства. – Бабушка и ее мать – Их бедность. – Ив.<ан> Абр.<амович>. – Свадьба отца. – Смерть Екатерины. – Рож.<дение> Ольги. – От<ец> выходит в отставку, едет в Москву.– Рождение мое.
_____

Первые впечатления. Юсупов сад – Землетрясение. – Няня.
Отъезд матери в деревню – Первые неприятности – Гувернантки. – Рожд.<ение> Льва. – Мои неприятные воспоминания. – Смерть Николая. – Монфор – Русло – Кат. П. и Ан. Ив. – Нестерпимое состояние. – Охота к чтению. Меня везут в П.Б. Езуиты.
Тургенев. Лицей. 

Малино<вский>. Гос.<ударь>. Куницын, Аракчеев. – Начальники наши. – Мое положение. – Философич<еские> мысли. – Мартинизм. – Мы прогоняем Пилецк<ого>.

_____

1813 год

Государыня в С<арском> С<еле>. Гр. Коч<убей>. Смерть Мал<иновского> – безначалие, Чачков. Фролов – 15 лет.

1814 год

Извес.<тие> о вз.<ятии> Парижа. – Смерть Малиновск.<ого>. Безначалие
Больница < >. Приезд матери. Приезд отца. Стихи etc. – Отношение к това<рищам>. Мое тщеславие

1815 год

[Экзамен. – Сти]


* Московское детство А.С.Пушкина. Государственный музей А.С.Пушкина. Составители Е.А.Пономарева,1й Г.Г.Светлова. ООО «Издательство “Планета”», М., 2013.

** С.В.Павлова. «Мы празднуем Лицея день заветный…». «Библиополис», СПб, 2014.