КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Инстинкт доброты
Куда уходят корни человеческого в нас?
Последние научные исследования обнаруживают все новые и новые
связи, соединяющие человеческий мир с миром животных. Но это означает
не только то, что биологического в нас больше, чем мы ожидали, но и то,
что в поведении животных намного больше человеческого.
Тиа и Майк
...Браконьеры натравили на Тиа собак и забрали ее крохотного
сына. К счастью, малыша удалось отнять и вернуть к своим. Подросток
Майк, не состоящий с Тиа в родстве и слишком молодой, чтобы быть отцом
малыша, взял младенца с того места, где его оставили, и отнес прямо к
матери. Он знал, чей это малыш, и к тому же заметил, как трудно Тиа
двигаться после того, как ее порвали собаки браконьеров. В течение двух
дней Майк носил малыша во время всех совместных переходов, а Тиа
потихоньку хромала следом...
Эта история пересказана в слегка измененном виде исключительно для
того, чтобы была возможность задать вопрос: кто такие Майк и Тиа?
Первое, что, наверное, придет в голову, – то, что это рассказ о жизни
какого-нибудь кочующего народца, затерянного в невозможной глуши,
совершенно беззащитного перед нашей хищной цивилизацией, а сама история
– записки антрополога, наблюдающего всю эту неприрученную жизнь
(перефразируем Леви-Стросса).
На самом деле этот случай подсмотрела зоолог Джилл Пруэтц, изучавшая
диких шимпанзе в Сенегале. Так что Майк и Тиа – животные.
То есть они родом из того мира, где царствует жестокость, которую мы,
люди, не случайно называем звериной: логика естественного отбора
такова, что в этом мире выживают самые клыкастые и когтистые, самые
злобные и жадные. Или это мы себе в утешение такое придумали?
Культура и натура
В последние десятилетия о том, кто мы такие, больше
рассказывают естественно-научные дисциплины, а не гуманитарные вроде
культурологии или культурной антропологии. И понятно, почему: взгляд на
культуру как структурный принцип человеческого общества стремительно
меняется. Совсем недавно между «культурой» и «натурой», человеческим
миром и царством животных, существовала непреодолимая граница, по одну
сторону от которой – мораль, закон, наука и вообще все грандиозное
строение нашего общежития, по другую – только инстинкты и борьба за
существование. Этой границей, по Фрейду и Леви-Строссу, стал первый и
самый древний моральный запрет – табу на инцест. Действительно, на
Земле нет ни одного племени или народа, у которого браки между
ближайшими родственниками (братьями и сестрами, родителями и детьми)
были бы разрешены. Именно этот запрет заставил наших предков,
преодолевая древнейший страх перед чужими, то есть – не-родственниками
по крови, искать пару в других сообществах себе подобных и признавать
своими чужих. Так постепенно создавалась все более сложная и
разветвленная система отношений, из которой однажды выросло общество.
Об этом – классическая работа Леви-Стросса «Элементарные структуры
родства».
Одна незадача: о том, что такое неродственный обмен, знают обезьяны,
гиены, волки, львы, да и вообще многие виды, изгоняющие подросший
молодняк. У кого-то это самцы, у кого-то – самки, но в любом случае
кровосмешение в животном мире – явление ненамного более частое, чем у
высоконравственного человечества. Разумеется, разница между нами –
венцом творения и ими – хвостатыми и мохнатыми в том, что у нас
действует осознанный моральный запрет, а они поступают инстинктивно.
Но главный-то вопрос – каким образом возникло табу и не есть ли оно
превращенный инстинкт, действительно ли является инстинктом то, что мы
называем этим словом, – пока остается без точного ответа.
Кот, который сказал «мое»
Премию «Просветитель», которая вручается лучшим авторам и
книгам в области научно-популярной литературы, в 2013 году получил
двухтомник Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет?» с объясняющим все
подзаголовком: «Биология поведения человека и других зверей» (М.:
Альпина нон-фикшн, 2013). Этот интереснейший труд написан на стыке
множества дисциплин – антропологии, психологии, этологии,
эндокринологии, нейрофизиологии, – сразу всего не перечислишь. В
результате получается портрет человека как существа
социально-биологического, созданный из множества ракурсов и отражений.
Впрочем, многие связи человека с животным миром как раз здесь кажутся
понятными и объяснимыми. Например, отношения власти и социального
статуса…
Как в сообществах людей и животных проявляются «главные» и «неглавные»,
можно проследить достаточно легко. Например, предложить компании из
нескольких котов, вполне мирно сосуществующих друг с другом, интересную
всем игрушку или флакончик с валерьянкой. Если коты и подерутся, то
скандал закончится очень быстро, потому что сокровище окажется в
чьих-то одних лапах. Или под кем-то: чтобы сказать «мое», кошки обычно
ложатся на свою добычу животом. Тот, кто сказал «мое», и оказывается
доминантом. Доминирование – один из трех параметров, по которым этологи
и зоопсихологи оценивают положение животного внутри группы. Доминант –
та особь, которая имеет лучший доступ к еде, месту отдыха, партнеру для
спаривания. На человеческом языке это будут деньги и ресурсы. Второй из
трех параметров – лидерство. «Главным» может оказаться и тот, кому в
группе подражает и подчиняется наибольшее количество животных. Здесь в
человеческом мире сколько угодно примеров – от моральных авторитетов до
поп-звезд. И наконец, третье – независимость. Чем ниже положение на
социальной лестнице, тем более зависимым от тех, кто стоит выше,
окажется животное. Но именно здесь проявляется обратная сторона
социальной иерархии: те животные, которые «главнее», обязаны заботиться
о тех, кто ниже рангом. «У многих стайных животных лидер и доминант,
конечно, забирающий себе лучшие куски, в то же время обязан
обеспечивать пищей членов стаи», – пишет Дмитрий Жуков. Это объясняет,
почему смешно вменять кому бы то ни было в вину то, что приучили собаку
«кусочничать» – клянчить еду у хозяев, когда те обедают. Приучить
собаку к этому невозможно, можно только отучить, если сильно повезет,
потому что собака воспринимает хозяина как животное высшего ранга,
доминанта и лидера, который должен поделиться с ней частью своей еды.
И вот тут эта сложная смесь подавления и заботы порождает не только
иерархическую систему главенства и подчинения, но из нее же
парадоксально вырастает потребность заботиться о других.
«Можно стать публичным политиком. Если денег для этого недостаточно,
человек основывает свою компанию, и на него будут ориентировать свое
поведение все ее сотрудники. Если денег нет, человек идет в ресторан и
гоняет официанта. Если денег нет вообще – человек сыплет крошки
голубям».
Так автор иллюстрирует собственное положение о том, что «не все люди
стремятся к самому высокому рангу, но иметь низший ранг по этой шкале
не хочет никто».
Любопытно, что проявление хотя бы каких-то добрых чувств возникает в
самом низу.
Дейзи, Амос и гуси Лоренца
Но с этой не самой радостной точки зрения хотя бы можно как-то
объяснить поведение еще одной удивительной обезьяны – Дейзи, о которой,
так же как и о наблюдениях Джилл Пруэтц за Тиа и Майком, рассказывает
голландский приматолог Франс де Вааль в своей книге «Истоки морали. В
поисках человеческого у приматов» (М.: Альпина нон-фикшн, 2014).
Амос был всеобщим любимцем в группе подопытных шимпанзе, которых изучал
де Вааль. То, что Амос болен, и болен смертельно, выяснилось слишком
поздно. Он не вышел на прогулку, остался сидеть, привалившись к стене
отдельного домика, куда его отсадили, опасаясь, что сородичи могут на
него наброситься. Первой в домик пробралась самка по имени Дейзи. Она
не была подругой Амоса. Просто одна из многих в стае. Если ее что-то
отличало, то – особенная любовь к стружкам, хотя стружки нравятся всем
шимпанзе – они сооружают из них гнезда. Сначала Дейзи стала гладить и
почесывать Амоса, потом убежала и вернулась с охапкой стружек, потом
принесла еще и еще. В какой-то момент стружки стал приносить молодой
самец, а Дейзи тем временем старалась затолкать стружки между стеной и
спиной Амоса, как будто старалась, чтобы ему было удобнее и мягче
сидеть – так поправляют подушки больным.
Даже если предположить, что Дейзи поступала так только потому, что
пыталась поднять свой ранг в собственных глазах и в глазах сородичей,
все равно выходит как-то неубедительно. В конце концов, у нее было
больше стружек, чем у других, наверное, по мнению стаи, она была
состоятельной особой.
Да и вообще Франс де Вааль преследует в своей книге цели, абсолютно
противоположные: Дмитрий Жуков прослеживает, насколько укоренено
биологическое в человеке, де Вааль пытается измерить ту немыслимую
глубину, из которой к нам тянутся корни человеческого.
Поэтому де Вааль одинаково далек и от этологов с неодарвинистами, и от
религиозного взгляда на человека. Мораль в его понимании не только
старше религии. Она старше человека.
И дело здесь не в том, что альтруизм в мире природы распространен
достаточно широко и обнаруживается не только в колониях насекомых вроде
пчел и муравьев, но даже у бактерий.
Поступками Дейзи и Майка двигал совсем другой альтруизм.
То, что принято называть альтруизмом с позиций эволюционной генетики,–
это самопожертвование отдельной особи во имя того, чтобы передать свои
гены либо чтобы гены могли передать ближайшие родственники. Не случайно
Дж.Б.С.Холдейн, один из отцов-основателей современной генетики, однажды
воскликнул: «Я готов прыгнуть в реку ради двух родных братьев и восьми
двоюродных!»
Но какую пользу мог принести умирающий Амос? Он был абсолютно
бесполезен в смысле передачи генов. Даже поступки Майка с его заботой о
малыше объяснимы генетической целесообразностью, но доброта Дейзи –
бесполезная и бессмысленная – что значила она?
Одна из глав книги де Вааля так и называется: «Как объяснить доброту».
Зачатки поведения, которое мы без колебания назовем нравственным, в
животном мире де Вааль объясняет эмпатией, присущей млекопитающим и
некоторым видам птиц. Способность переживать чувства других как свои,
отдавать себе отчет в чужом страдании или чужой радости и породила
«бесполезный» альтруизм шимпанзе Дейзи.
Франс де Вааль вспоминает знаменитый эксперимент великого этолога
Конрада Лоренца: на диких гусей, которые образуют постоянную пару,
надели специальные датчики, и оказалось – когда один из партнеров
переживал стресс (вступал с кем-то в схватку, попадал в опасную
ситуацию), у второго мгновенно учащался сердечный ритм. Так что
человеческое в нашем поведении объясняется тем, что все мы немного гуси
Лоренца. В большей или меньшей степени.
Наблюдая за Дейзи, де Вааль вспоминал свою мать, которая долгие годы
ухаживала за отцом, страдавшим болезнью Альцгеймера. Это тоже была
доброта, никак не объяснимая природной целесообразностью. Может быть,
поэтому автор позволил себе прекрасную оговорку: «моя мать, Дейзи,
другие люди...»