О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
З. и Н.Некрасовы
Ты учись, а мы поможем!
СПб.: Питер, 2010
Ребенок готовится стать первоклассником, потом входит более или менее
успешно в новый для себя мир школы. Эти годы юного человека часто
бывают окрашены тревогой, страхами, напряжением в отношениях с
родителями. Да и взрослые, вместо того чтобы получать удовольствие от
общения с ребенком, только и знают что ругать, переживать и
контролировать.
Авторы, мать и дочь, предлагают читателям развернутую картину
изменений, происходящих с детьми в возрасте от пяти до десяти лет.
Чтобы рекомендации, которыми заполнены многочисленные книжки о
подготовке к школе, обрели основание. Иногда нужно специально
вглядываться, чтобы заметить те ступеньки, которые преодолевает ребенок
с наступлением школьного возраста. Если недавно от родителей нужна была
главным образом защита, то теперь требуется помощь. Стремительно
выстраивается собственный мир – и вчера еще понятный, легко «читаемый»
ребенок превращается в шкатулку с секретом. Малыш становится спорщиком,
отстаивает свои позиции – и это прекрасно, так он учится осознавать
свои желания и смысл своих поступков.
Ребенок стремительно меняется, и родителям нельзя отставать от него в
своих реакциях. Например, «сделать шаг в сторону… Это совсем непросто:
отпустить детскую ручку и позволить идти самому». Авторы понимают
дискомфорт и трудности родителей – и в этом большой плюс книги. Они не
обрушивают перечень рекомендаций, а сочувственно советуют. Как,
например, помочь ребенку привыкать к самоконтролю? Сначала показать,
как нужно собирать портфель. Потом ребенок это делает под присмотром
взрослого. Следующий шаг – оставить вместо себя заменяющий предмет
(«Покажи роботу, как ты умеешь собирать портфель»). И наконец,
самостоятельное действие. Таких практикумов, развернутых советов,
тестов, приемов в книге множество.
Отдельная глава отведена для описания родительских «мешалок». Это
слова, устремления и действия, которые могут лишь навредить растущему
человеку в пору кризиса семи лет.
Сьюзен Бартелл
Лучшие ответы на 50 самых
трудных детских вопросов
М.: АСТ, 2014
Дети, едва научившись разговаривать, засыпают взрослых вопросами.
Нелепыми и трогательными, раздражающе-настырными и удивительно
глубокими. Научившись вслушиваться в них, мы можем «понять, что у них
на уме и что они чувствуют на самом деле». Автор показывает это на
примере простейшего и самого часто задаваемого вопроса: «А что у нас
сегодня на ужин?» За ним может стоять и простое любопытство, и желание
провести вместе с родителями вечер за столом, и попытка
проголодавшегося малыша напомнить о том, что пора бы собирать на стол.
Если ты взял за правило не отмахиваться от детских «А
почему…», то довольно часто встаешь в тупик и долго прикидываешь, что
стоит за этим вопросом и как лучше ответить. Эти два раздела
сопровождают каждый из пятидесяти вопросов, собранных в книжке.
Разумеется, точной формулировки ответа автор не предлагает, но обращает
внимание родителей на важные повороты в разговоре и прогнозирует, к
чему они могут привести в дальнейшем.
Сами вопросы распределены по главам. Одни помогают разобраться в
отношениях с окружающим миром – «Можно я не пойду сегодня в школу?».
«Почему они не хотят со мной играть?» Другие делают видимыми детские
страхи – «Вы что, разводитесь?», «Ты рассердишься на меня, если…?»
Нужно быть готовым и к трудным, личным вопросам ребенка: «А ты
пробовала курить?» или «У тебя было счастливое детство?» И на них тоже
придется отвечать максимально искренне и терпеливо. Ведь это «окно в
его переживания и страхи, заглянув в которое вам будет легче ему
помочь».