ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Наотрез отказывается учиться...
Как в этой ситуации наладить взаимодействие с учеником?
«Я все равно ничего не понимаю, я никогда ничего не понимал и
не пойму никогда!» Сколько раз мы слышали подобные отчаянные признания
от учеников. Одновременно мольба о помощи и категорический отказ от
какого-либо сотрудничества. Когда ученик не просто «не
успевает за программой», но упорно сопротивляется нашему
педагогическому воздействию, внешние наблюдатели советуют
заинтересовать ребенка, «создать для него ситуацию успеха». Конечно, с
одной стороны, очень правильные советы, с другой – педагога (и
родителя) они невероятно раздражают, поскольку никто не уточняет, как
все это выполнить. Более того, учитель-то знает, что он и так пытался,
и этак: индивидуальные задания, преувеличенные похвалы за всякую
попытку ответа, даже за молчание… Есть ли выход из тупика?
Осмысленно
Когда ученик явно сопротивляется обучению, как правило, у него
есть сразу несколько весомых причин. И не всегда нужно разбираться,
какая из них главная. Учителю важно с чего-то начать.
– Я не могу разобрать, что ты здесь написал.
– А мама всегда понимает.
– Но ты же пишешь не только для мамы.
– Ну, уж ради вас я точно не стану менять почерк!
Знакомый диалог, даже если последнюю фразу ребенок произнес мысленно.
Та же проблема с орфографией, оформлением решения задачи… Да и вообще с
любыми заданиями.
– Диаметр, дециметр – какая разница! – раздраженная реплика подростка,
которому уже действительно все равно.
Дело здесь не в личных взаимоотношениях с учителем. Просто ученик явно
не собирается заниматься тем, что кажется ему бессмысленным. А
одновременно – и трудновыполнимым.
Найти смысл, причем не «правильный» – ЕГЭ, вуз, престижная профессия –
а актуальный, значимый именно сейчас, дело непростое. Если говорить
глобально – для малышей имеет смысл все, что любопытно, удовлетворяет
их страсть исследовать, узнавать. Для подростков – то, что позволяет
развивать самостоятельность и общаться с другими.
Для любого ребенка естественно сопротивление попыткам взрослых
использовать его как средство реализации внешних амбициозных проектов
(воспитать победителя олимпиады, медалиста, будущего ученого).
Смысл работы ученик может найти в процессе: радостном, азартном,
позволяющем общаться с людьми, раскрывающем законы природы… Для кого-то
смысл – в получении конечного продукта: макет, спектакль, книжка,
кристалл – результат удавшегося эксперимента, нолик – итог длиннющего
уравнения.
Впрочем, в обеих ситуациях есть свои подводные камни. Ребенок,
ориентированный на конечный продукт, часто предъявляет к результату
завышенные требования. Особенно способный ученик, адекватно оценивающий
свои успехи. Он страдает оттого, что текст, несмотря на долгие
старания, получился коротеньким (хотя никто не требовал
многостраничности) и с помарками (хотя учитель не обратил на них
внимания). Непросто убедить его, что имеющиеся достоинства (стиль,
юмор, глубина) перевешивают мелкие погрешности, а в целом работа стоит
потраченных усилий.
Ценители процесса с возрастом начинают стесняться игровых форм:
несолидно. Приходится от детских викторин и соревнований переходить к
студенческим зачетам и конференциям, диспутам – распределять роли
(спикер, секретарь, оппонент), продумывать декорации и реквизит (гонг,
песочные часы, кафедра).
Самое надежное – увидеть смысл в изменении самого себя. «Я теперь могу,
я умею, я понял!» Без педагога, который поможет ребенку зафиксировать
свои достижения и оценить их, тут не обойтись.
Самое опасное, когда смыслом становится оценка. Что ни поставь в
журнал, все обернется к худшему: отличники боятся ошибок, двоечники –
трудностей.
Свободно
Ученик отказывается учиться, выполнять требования педагога,
если воспринимает это как ограничение собственной свободы,
невозможность действовать автономно. Иногда он чуть драматизирует
ситуацию, иногда переносит на школу правила жизни родной семьи или
тусовки, где главный тот, кто регулярно побеждает в конфликтах,
победителем же и спровоцированных.
Если в этой ситуации удастся добиться партнерских отношений с юным
деспотом, у ребенка появится шанс освоить новую модель поведения –
модель отношений.
Что заставляет ученика чувствовать себя «бесправным»?
Ощущение несправедливости прежде всего. Непрозрачность ситуации и
безысходность. Спасение – в четких критериях оценки, заранее
оговоренных условиях работы, сроках. И в возможности обсудить, привести
доводы. Как в личной беседе, так и публично.
Отстраненность от управления процессом – второй повод. Придумывая и
планируя, привлекаем ли мы к этому процессу детей? Хотя бы настолько,
насколько позволяют строгие учебные планы и график контрольных?
Разумеется, универсальное средство – предоставление ученику возможности
выбирать: форму работы, уровень сложности, последовательность
выполнения заданий...
Еще одна помеха свободе – чрезмерная демонстрация заинтересованности в
учебе со стороны взрослых. Подросток сразу понимает: это нужно им. Не
буду подчиняться!
Начнем с малого. Перестанем говорить на уроке: «Кто мне скажет? Дай мне
другой пример». Есть ведь и безличная форма. И возможность опереться на
мнение детей: «Вам (тебе) в этом тексте (решении) все нравится? Тебе не
кажется, здесь что-то не сходится?»
Безопасно
Ученик отказывается учиться, когда воспринимает учебу как
угрозу собственной безопасности – эмоциональной, психологической.
Страшно ошибиться и стать объектом критики, насмешек. Страшно поверить,
что ты беспомощен и бестолков.
У многих учеников эти страхи – не на пустом месте. У них есть печальный
опыт неудач, обид, разочарований, связанный с попытками действительно
чему-то научиться. Прошлое изменить никто не в силах.
Как усилить ощущение безопасности происходящего, подчеркнуть уважение к
чувствам, личности ученика? В первую очередь выстраивать и строго
соблюдать оговоренные правила. Как только начинается «королевский
крокей», изменение правил игры по ходу самой игры, ребенок понимает:
дело плохо, его интересы во внимание не принимаются. Кроме того,
указывать на ошибки «испуганному» стоит осторожно. Не столько
указывать, сколько уточнять логику рассуждений, фиксировать внимание не
на промахе – на причине затруднения.
С одной стороны, работа в группе повышает чувство безопасности (в толпе
легче остаться незамеченным), с другой стороны, когда тебя критикует не
только педагог, но и одноклассник, еще тяжелее на душе. Чередование
индивидуальной, парной, групповой форм деятельности снижает уровень
тревожности, а значит, и учебного сопротивления.
Кроме того, поскольку тревожный ученик ни за что не хочет брать
ответственность (чтобы не быть виноватым и не разочароваться в себе),
всеми силами стараемся добиться хотя бы самого элементарного проявления
согласия. Обычно ребенок на все наши «ты будешь?», «ты хочешь?» не
отвечает ни да, ни нет. Наша задача – найти такое условие, которое
вызовет уверенное: «Я точно собираюсь сделать это».
Правильно и успешно
Сопротивление ученика часто связано с тем, что в школе ему
трудно удовлетворить одну из базовых потребностей человека: считать
себя компетентным, способным выполнить задачу, быть успешным,
«правильным». Самое печальное, ребенок порой действительно не может
выполнить поставленную задачу сегодня: у него нет еще необходимых
способностей, ресурсов. А у педагога нет времени ждать, пока все
необходимое у конкретного ребенка сформируется «естественным путем».
Напряженная программа, очередная «срезовая» работа…
Как бы то ни было, известны педагогические приемы, помогающие ученику
не сдаваться. Самый очевидный – давать сопротивляющимся небольшие по
объему задания, вдобавок еще и ограничивать время выполнения. Не
получается? По крайней мере не придется долго мучиться, да и причину
неуспеха проще найти.
Многим детям трудно начать работу, вникнуть в задание. Не обязательно
раз за разом перечитывать с ними условия и спрашивать, «какое должно
быть первое действие?». Педагогу стоит иногда подсказать «первый шаг»
(или задать наводящий вопрос). Подтолкнуть. Поймав знакомую логику,
ученик доберется до победного результата. Со временем он сможет
обходиться без подсказок.
Понятно, что ребенку полезно вслух проговаривать все, что он делает
(собирается делать). Самостоятельно или руководствуясь вопросами
учителя. Педагоги обычно повторяют сказанное детьми, но не слово в
слово, а по-своему. Самые распространенные способы повторения:
интерпретация и переформулирование.
Интерпретируя ученическое высказывание, педагог трактует его в
соответствии со своими представлениями, ожиданиями. Ребенок может
почувствовать себя непонятым или, напротив, разоблаченным. Это не
способствует продолжению диалога. При переформулировании педагог
демонстрирует свое уважение к словам ученика, а тот слышит себя со
стороны, ему легче осознать собственную логику (если точно выбраны
повторяемые слова), легче двигаться дальше, чувствуя поддержку.
В любом случае, задавая вопросы или повторяя сказанное учеником, важно
делать паузу – давать время ребенку возразить, согласиться, хотя бы
кивнуть.
Сопротивление учителя
Сопротивляются процессу образования не только ученики, но и
педагоги. Им тоже трудно и тревожно. В частности, осваивать новые
способы работы, не похожие на те, которым учили в институте, которые
доказали свою эффективность в других классах, с другими детьми. Трудно
вдруг изменить сложившееся представление о ребенке, причем не важно, в
лучшую или худшую сторону.
В одной школе психолог опросила 30 педагогов. Вопросы касались
ученического сопротивления учебе (используете ли вы это словосочетание
в профессиональных разговорах? Как его понимаете?). Но и взрослые могли
осознать свои «протестные реакции».
Большая часть педагогов вместо слова «сопротивление» использует такие
термины, как «отказ, затруднения, замкнутость», реже – «ступор».
Причину протестного поведения детей половина преподавателей объяснили
ленью, отсутствием у ребят интереса к образованию, мотивации. Треть
считают, что молодежь вообще не уважает взрослых, не желает подчиняться
правилам. Для четверти всему виной – безволие некоторых учеников. Двое
сказали про отчаяние ребенка, его неверие в успех, в себя, в понимание
со стороны взрослых.
10% учителей сказали, что, когда они чувствуют сопротивление ребенка, у
них возникает ощущение профессиональной несостоятельности,
беспомощности, они и сами не знают, настаивать на своих требованиях или
отступить. В то же время 10% педагогов отметили, что на сопротивление
способны, как правило, сильные и незаурядные личности. Хотелось бы
только, чтобы они приобретали опыт отстаивания своих интересов
цивилизованными способами.
Рабочая тетрадь дл учителя
Подробная беседа
С учеником, сопротивляющимся нашим педагогическим усилиям, мы
обычно стараемся поговорить по душам. Эти разговоры помогают
восстановить доверие между собеседниками, но редко проясняют картину
происходящего, причину отказа от учебы. Психологи разработали примерный
список вопросов, которые дадут ребенку шанс более или менее
последовательно выразить свою позицию, услышать самого себя, а учителю
позволят определить ключевую проблему, наметить следующий шаг в работе
с учеником.
Конечно, разговаривать по-прежнему лучше с глазу на глаз, тогда вопросы
про учебу естественным образом соединятся с лирическими отступлениями.
1. Что ты думаешь про урок (уроки по данному предмету, за
последнюю неделю или месяц)?
2. Было ли что-то, что тебя удивило (на последнем уроке, в течение
последней недели)?
3. Было ли что-то, что тебя раздражало (на последнем уроке, в течение
последней недели)?
(Первые вопросы нужны для того, чтобы ученик в общих чертах
сформулировал свое мнение об учебной ситуации.)
4. Понял ли ты что-то про то, как ты действуешь, когда пишешь
(решаешь уравнения…)?
5. Как ты думаешь, зачем нужно уметь грамотно писать (решать уравнения)?
6. Узнаешь ли ты что-то о ребятах благодаря тому, что работаешь с ними
на уроке (уроках)?
7. Ты действительно можешь на уроке сказать, что думаешь, или
оставляешь свои идеи, мнения при себе?
8. Помогли ли тебе сегодня (за последнюю неделю) в работе ответы других
ребят?
9. Узнал ли ты что-то сегодня (за последнюю неделю) обо мне как об
учителе?
10. Как ты думаешь, зачем нужен учитель?
11. Как ты думаешь, зачем может пригодиться умение говорить о своей
работе, о себе, о тех, с кем работаешь?
(Эти вопросы нужны для того, чтобы ребенок сформулировал свое
мнение об одноклассниках и педагоге и, конечно, о себе как об ученике.)
12. Как ты думаешь, когда бывает интересно отвечать на
подобного рода вопросы: до, во время или после работы?
13. Ты пробовал раньше задавать себе такого рода вопросы в школе или
дома?
14. Можешь объяснить, почему иногда так получается, что писать (читать,
решать уравнения) становится легко?
15. Можешь объяснить, почему иногда так получается, что писать (читать,
решать уравнения) становится трудно?
16. Когда тебе нужно писать (решать), бывает ли, что иногда словно
что-то сопротивляется? Как ты думаешь – что?
(Тут уместно спросить ученика, как он понимает слово
«сопротивление».)
Блиц-опрос
Подробно поговорить с каждым «трудным» ребенком педагог не в
состоянии, но время от времени можно просить учеников (весь класс или
только тех, кого пригласили на дополнительные занятия) заполнить
небольшой опросник, всего три пункта: что я думаю об этой работе? что я
думаю сейчас про себя? про окружающих (одноклассники, педагог)?
Никаких развернутых ответов, отдельные слова (скучно/любопытно; у меня
все получится/я неудачник; друзья/они меня презирают). Отвечать нужно
перед началом занятия, в процессе и в конце.
Учителю будет интересно увидеть динамику состояния ребенка, да и ученик
вдруг обнаружит, как меняется его настроение, запомнит, что паника
перед стартом случается, но проходит. А усталость компенсируется
радостью победы.
Чтобы от анкет дети не заскучали, психологи предлагают разные способы
фиксации состояния. Нарисованная на листочке линия, на одном полюсе
«все отлично» (легко/интересно/спокойно), на другом – «кошмар»
(трудно/скучно/страшно). Задача ученика – зафиксировать свое состояние:
до, в процессе и в конце занятия. Разумеется, листочек подсовываем на
несколько мгновений и каждый раз новый. А потом выдаем все три: смотри,
ты не пессимист, просто у тебя бывают трудные минуты.
Вместо линии используют также листочек со смайликами, выражающими
разные эмоции (эмотиконы).