Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ПОИСКАХ МЕТОДИКИ


Куценко Елена

Своим маршрутом по учебной программе

Коллективный способ обучения снимает многие минусы классно-урочной системы

Работа по новым стандартам заставляет учителей внимательнее присматриваться к педагогическим подходам, технологиям и методикам, которые нарабатывались годами в отдельных школах или регионах, но массового распространения не получали. Теперь же их опыт все более и более востребован. Например, коллективный способ обучения (КСО). Он берет начало с методики А.Г.Ривина, который уже в 20-х годах прошлого века пытался избавить школу от ограничений классно-урочной системы, организовать обучение на основе разновозрастного взаимодействия учеников, позволить осваивать материал в удобном темпе. Сегодня педагоги, работающие в русле КСО, в том числе сотрудники Центра современной дидактики Красноярского ИПК, развивают эти принципы и опробуют формы работы, органичные для современной школы. В январе они организовали конференцию «Современная дидактика и качество образования: возможности дидактики Я.А.Коменского и вызовы XXI века», по итогам которой сотрудники центра в режиме «круглого стола» обрисовали для читателей «ПС» возможности коллективного способа обучения. В разговоре участвовали: кандидат педагогических наук Владимир ЛЕБЕДИНЦЕВ, кандидат педагогических наук Маргарита МИНОВА, Ирина ЛИТВИНСКАЯ, Галина КЛЕПЕЦ, Людмила БОНДАРЕНКО.

Преимущества способа

Минусы классно-урочной системы известны давно. Учитель вынужден придерживаться среднего темпа, который сдерживает сильных учеников и оставляет позади слабых. А состав детей в классе с годами становится все более разношерстным. Ребенок не получает возможности сформулировать и высказать свое мнение – на уроке практически нет для этого места. Взаимодействие детей сведено к минимуму, а ведь общение – естественная потребность человека в этом возрасте. У педагога нет возможности выявить пробел в знаниях ребенка и поработать с ним, ибо программа заставляет бежать дальше в установленном темпе.
КСО предполагает такую организацию занятий, которая убирает эти препятствия на пути учителя и ученика.
До начала учебного года педагоги разрабатывают маршруты движения внутри каждого школьного предмета. В них заложена разная последовательность изучения учебных тем, перечень способов, которыми будет действовать ученик. В первые два-три учебных дня дети вместе с учителями и родителями (если те выразят желание) составляют свои учебные программы на основе маршрутов. То есть у каждого ребенка появляется развернутый план, где указано, в какой последовательности и какими способами он будет изучать учебные предметы. Поскольку познание – процесс живой и непредсказуемый, по мере продвижения ребенка программа корректируется.
Само изучение происходит в процессе индивидуальной работы и общения в группах (малых или больших). Приходя в школу, ребенок согласует с учителями и другими учениками свой сегодняшний план и сообщает его руководителю учебных занятий. Он знает, что, например, у него сначала самостоятельное изучение материала, потом взаимное объяснение в паре, работа с учителем-предметником, обсуждение, взаимопроверка... А в конце учебных занятий встреча с его постоянной группой (отрядом) для рефлексивного обсуждения дня: каких успехов достиг, какие удачные способы работы для себя открыл, что из запланированного сделал по графику, какие внес изменения, что не получилось и по какой причине.
Такая подвижная сложная система позволяет гибко подстраивать процесс обучения под интересы и возможности ребенка. Если окажется, что он никак не может одолеть очередной шаг, то есть возможность с помощью учителя и товарищей разобраться, в чем трудность. Например, была плохо усвоена тема, тогда ученик может на время прервать маршрут, заполнить пробел и двигаться дальше.
Поскольку каждый идет в предмете своим путем, то у разных детей оказывается как бы свой фрагмент общей картины. То есть появляется обоснованная возможность обмениваться полученными знаниями, объединять их, составляя целостный образ. Учебная информация оказывается необходимой не только для отметки, в ней заинтересован одноклассник. А процесс взаимного объяснения заставляет систематизировать знания, логично и понятно их выстраивать и объяснять так, чтобы тебя поняли. В традиционной системе обучения речевой уровень действия не выстраивается. А при обучении товарища ребенок пропускает знание через речь – это мощный фактор развития. Помимо этого он получает признание, испытывает чувство своей востребованности.

«Сложносочиненное» взаимодействие

Конструкция со многими степенями свободы требует не менее продуманной организации. Для каждого вида занятий отведено специальное место. И все дети знают, куда идти на этапе индивидуальной работы или парной, где располагается учитель-предметник. Взрослые, присутствующие в классах для групповой, парной или самостоятельной работы, выполняют особую развивающую функцию: работают на достижение метапредметных результатов. Они обращают внимание детей на способы взаимодействия и коммуникации, на приемы понимания текста, нормы общения, принципы целеполагания, планирования, самоорганизации, рефлексии. Как договориться с партнером? Законспектировать текст? Структурировать большой объем информации? Когда ученик сам настроен понять, выучить, выполнить задание (а не от того, что родители и учителя будут ругать), эффективные способы обучения ему на самом деле нужны. Это особая образовательная ситуация.
Кстати, и учителя активно идут на взаимодействие с коллегами именно потому, что этого требует сама организация работы. Каждый педагог успевает побывать в разных ролях: предметника, организатора учебных занятий, специалиста, который обеспечивает метапредметные результаты. Учителя, объединенные общей деятельностью, обсуждают цели, формы, способы работы; подменяют друг друга, корректируют планы, реагируя на изменение ситуации. Благодаря ученической рефлексии педагоги получают обратную связь относительно качества заданий, способов работы. И корректируют их, если становится понятно, что уровень сложности, объем, форма подачи неудачно подобраны.
Поскольку большая часть обучения строится на взаимодействии учеников друг с другом, этот процесс требует особенно точной «настройки». В первые годы разработчики методик КСО пытались жестко моделировать диалоги и сочиняли цепочки вопросов, которые бы направляли эту «пьесу» к нужному результату. Разумеется, очень быстро поняли, что такой подход убивает суть живого общения. С другой стороны, пустить на самотек учебное общение учеников в парах тоже неразумно. В итоге пришли к понятию «организованного диалога». Новичков учат задавать вопросы, вводят это как норму, как обязательную часть занятия. Вопросы становятся надежным основанием, шпалерой, опираясь на которую разрастается любое новое знание.
Сторонники КСО, кстати, утверждают, что сам способ может стать такой емкой несущей конструкцией для интеграции многих педагогических идей и разработок в области технологий и содержания образования.


Если вы решили попробовать, то...

...план учебного занятия можно оформлять в виде таблицы. Напротив фамилии ученика указывается каждый этап его работы. Кратко записываются задание и вид учебного взаимодействия в паре или группе: у кого-то учится новой теме; сам учит другого, если хорошо усвоил материал; совместно изучает тему; обсуждает с другим учеником определенный вопрос; тренирует или тренируется; проверяет, правильно ли выполнил задание товарищ или комментирует логику решения своих заданий и вопросов; слушает лекцию; выполняет контрольную работу... Поскольку работа идет в индивидуальном темпе, время выполнения заданий варьируется. Последовательность шагов ученика тоже не жесткая, многие из них можно оперативно поменять местами.

…нужен учет, чтобы каждый ученик, родители, учитель могли видеть свою и чужую образовательную траекторию и темп работы, ведь они у всех разные. По специальным таблицам отслеживается, на какой теме ученик находится сейчас, с какими результатами он усвоил тему, сколько часов в неделю занимался предметом, на каких видах работы побывал.

...работа в парах делает интересной, динамичной и эффективной даже рутинную школьную работу. Например, тренировку навыка (устного счета, словарного диктанта…) или заучивание (таблицы умножения, формул, орфограмм). Для этого один ученик, тренер, задает товарищу цикл заданий на карточках. Если он хорошо владеет материалом, то может оценивать правильность самостоятельно. Но не обязательно. Даже тот ребенок, который сам не освоил пока материал, может сверять ответы, глядя в карточку, где написан правильный вариант.

...взаимопроверка выполненного задания – более содержательная работа. Она направлена не столько на оценку правильности результата, сколько на ход решения, логику действий. Часто бывает, что автор работы сам обнаруживает свои ошибки, пока объясняет, как и почему он пришел к такому ответу. Если проверяющий обнаружил неточность, важно, что это происходит здесь и сейчас. Ученик получает информацию о своей ошибке немедленно.

...движение по индивидуальному графику позволяет решать много педагогических задач, в частности, проблему успешности и востребованности «слабых», непопулярных в классе ребят. Если такого ученика сторонятся остальные, учитель может сначала «замкнуть» его на себя. Подтянуть слабые места и продвинуть в какой-то области знания, чтобы ребенок стал единственным в классе экспертом в этом вопросе. Тогда при случае можно предложить ему роль консультанта для всех остальных.

…обратите внимание на то, что идеи КСО очень востребованы в малокомплектных школах, где удобно создавать разноуровневые группы, немного учеников, относительно легко организовать «плавающее» расписание и условия более благоприятны для выхода за рамки классно-урочной системы. Впрочем, и в больших школах способ приживается. Сосуществование КСО с другими системами создает многоукладность, а значит, простор для выбора.

…за дополнительными материалами можно обратиться на сайт: www.kco-kras.ru.