Первая тетрадь
|
Первая тетрадь
|
Творчески-исполнительные уроки
Отвернемся от учебников. Нам скажут: нынешние государственные
требования к учителю не только про математику. Не только про предметные
компетенции, но и про метапредметные, и про личностные. Здесь-то уж
государственная политика явно толкает учителей к гуманизации и пр.
«Вы бы ребенку теперь показали светлую сторону…»
Рад показать. Труды роковые окончены, учебники отложены, ждет нас
передовой инновационный урок.
Обещаю – скучать не придется.
Урок предложу типовой, показательный, из тех, что учителя математики
ныне разрабатывают, описывают (подозреваю, что иногда и проводят) вряд
ли по собственному энтузиазму. Но текстов и презентаций этих
«творческих уроков» тысячи – если не десятки тысяч.
Перед нами кристально чистый продукт государственной политики; если бы
учительское творчество в этом жанре не удовлетворяло высокие
аттестационные комиссии, то давно бы иссякло, но конца-краю ему не
видно.
Я представлю очень усредненную, почти не выделяющуюся на типовом фоне
структуру «презентации урока алгебры» для, например, восьмиклассников.
Снова рискую показаться что-то передергивающим и сгущающим краски, но
старался я честно.
***
Преамбулой – отдельный лист уныло-анкетного вида. Цель урока…
тип урока… здоровьесберегающая деятельность… планируемые результаты:
предметные… метапредметные… личностные… универсальные учебные действия:
личностные… познавательные… коммуникативные.
Содержание этих преамбул, конечно, настораживает – но о них, хочется
верить, ученики могут ничего и не узнать. А вот во всем дальнейшем они
вроде как вынуждены быть активными участниками.
…Сначала – оргмомент. Он сопровождается пафосной цитатой из
какого-нибудь мыслителя – Сократа, Льва Толстого или Анатоля Франса
(реже – математика; все-таки возвышенные строки скорее личностные
компетенции должны развивать, чем предметные). Потом
двустишие–четверостишие, которое настраивает учеников на урок. Примерно
такое: «Математику чтобы знать – внимательно надо считать».
Вводим учеников в курс дела: «Сегодня у нас необычный урок – урок-игра,
нам считать пора!»
Для разгона, как водится, даем ученикам решать примеры из учебника
(обычно по рядам; иногда нескольким группам с соревнованием на время,
но это уже редкий смелый ход).
Потом обстановка накаляется: «К нам на урок пришел Незнайка!» (Незнайка
приходит до 9 класса включительно; у особо прогрессивных учителей –
Джек-Воробей, но Незнайка лидирует с большим отрывом. Еще
тринадцати-четырнадцатилетних юношей и девушек любят занимать
Цифирькин, Понимайкин и Непонимайкин.)
– Знаете, ребята, Незнайка решал пример. Давайте выясним, ошибся он или
нет? А где он ошибся?
Проверяем…
Затем мы отправляемся в путешествие в волшебную страну математики.
Волшебность этой страны в дальнейшем повествовании останется несколько
размытой, но чтобы пройти в нее через ворота мимо стражника, надо
решить пример. Открываем для этого учебник на странице…
Затем здоровьесберегающий компонент – это обязательно:
Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки в боки, ноги врозь… и т.д.
Поэтическое изложение физкультминутки обычно присутствует в
тексте, дабы здоровьесбережение не проскользнуло незамеченным.
Физкультминутка закончилась: «Посмотрели мы в окошко, снова стали мы
решать».
Теперь выезжает из сумрака волшебной страны интерактивная доска. Для
нее у нас тоже найдутся примеры из учебника – но богато и разноцветно
иллюстрированные различными натюрмортами.
Попутно с помощью слайдов сообщаем детям о вреде курения и опасности
наркомании.
В конце урока (обязательно!) – рефлексия. Какие были трудности? Что
было интересно?.. Обычно тоже с использованием творческого приема: или
дети поднимают карточки со смайликами и незнайками, или отмечают
галочками в заранее подготовленной табличке – трудный, веселый или
легкий у них был урок.
Домашнее задание. Иногда обычные примеры, точно такие же, что и на
уроке. Но порой творческий урок и заданием завершается необычным:
написать сказку по теме «Квадратные уравнения» или сочинение «Интервью
с многочленом (одночленом)».
И обязательно в конце: «Спасибо за урок!»
***
Верю, что часто перед нами невинное литературное произведение.
Но по мере приумножения литературного фона подобное, вероятно, все чаще
пытаются провести при учениках.
После этого я не готов слышать никаких причитаний о недостатках
современных детей.
У нас – самые золотые подростки в мире. На полном серьезе терпеть такое…
В какой еще стране мира можно вообразить 30 человек восьмиклассников,
дружно помогающих Незнайке решить пример? А потом честно смайлики
поднимающих?
Для детского сада подобный сценарий выглядит печально, но сколько-то
приемлемо; дошкольники – люди покладистые, а наблюдать за задорным
воспитателем им часто нравится независимо от сути происходящего.
Но таким делают образ среднего образования в России.
Здесь на советское наследие сослаться не выйдет. В советской
педагогической периодике вы найдете много методического хлама, но
такого безумия – никогда.
Впрочем, относительно ребят это полбеды; в нашей стране они еще не
таких цирков насмотрятся; математике большинство из них и так учиться
не собираются, а кому надо – без школы научатся. Но во что превращают
учителей эти «жанры творческой отчетности»? Что учитель после такого
«произведения» должен думать о себе, о своих коллегах, о своей
профессии? Сначала, понятно, все сами над собой смеются, но потом-то
входит в кровь и плоть…
***
А что выкладывают в интернет учителя других стран, незнакомые
с принципами российской аттестации кадров? Несложно выяснить – хотя бы
на бесчисленных англоязычных ресурсах.
Не будет там ни нашествия незнаек, ни борьбы с курением и
физкультминутками, ни казенно-научных заклинаний и компетентностей.
Все будет тривиальнее – люди рассказывают, как они стараются детей
конкретным вещам научить, и показывают, как это удается сделать.
Доминируют не поурочные разработки, а описание методических подходов к
учебным темам, многочисленные раздаточные материалы, разноуровневые
тесты, разной степени удачности игры, а уроки чаще всего представлены
видеороликами.
Исходя из их публикуемых в интернете материалов, кроме нашей страны
учителя математики больше нигде в мире не выглядят идиотами. А их
отношения с системой образования состоят отнюдь не в том, что система
задает им то одни, то другие передовые требования, а учителя
демонстрируют на детях бодрую этих требований реализацию. Зависимость
выглядит обратной.
Каждый делает свое дело и представляет его так, чтобы могло пригодиться
его коллегам; общий ресурс постепенно становится огромным и
естественным образом поднимает планку учительских требований к самим
себе; каждый служит маленьким моторчиком общего движения, а система
образования от этого спокойно и поступательно развивается (что
периодически фиксируется в нормативных актах как достигнутый новый
общепонятный уровень положения дел).
Похоже, что именно через мощное нарастание содержательного
интернет-взаимодействия учителей и происходит реальная технологическая
революция в системах образования. А отнюдь не через использование
интерактивных досок для демонстрации слайдов с раскрашенными цифрами
тоскливых примеров под приплясывание наркотических незнаек...
МЦНМО
Неужели в России не способны в интернете сделать ничего
дельного? Да что вы. Зайдите на сайт www.etudes.ru, на сайты www.math.ru,
www.problems.ru
и другие ресурсы Московского центра непрерывного математического
образования. МЦНМО не только один из лидеров в подготовке
интернет-ресурсов, но и безусловно лучшее сегодня отечественное
издательство по математическому образованию: от книг для школьников до
научных монографий. В руках этого негосударственного некоммерческого
образовательного учреждения – знаменитая Московская математическая
олимпиада; здесь организована система методической помощи учителям и
руководителям кружков, здесь происходит непосредственное обучение
школьников и студентов, здесь организуются летние школы и т.д. Несмотря
на «московское» название, МЦНМО сотрудничает с педагогами из самых
разных регионов страны.
Можно как-нибудь сопоставить те книги и методические материалы, которые
сделаны МЦНМО, с тем, что вышло за двадцать лет из недр Министерства
образования, всех региональных образовательных департаментов, всех
районных методических служб.
Подозреваю, перед нами ясно наметятся два образа: системы поддержки
образования, какой она по форме и духу своему и должна быть, и некоего
полного сумбура, который справедливее всего охарактеризовать как
«управляемый хаос» (в отличие от неуправляемого – все-таки вертикаль
работает) с постепенно нарастающей в нем нотой безумия.
Наконец, обратим внимание на еще одну важную сторону работы МЦНМО:
созданный им Независимый московский университет. Университет этот
посвящен вроде бы образованию профессиональных математиков (и преподают
в нем многие ведущие ученые), но открыт для любого заинтересованного
слушателя.
Работает этот университет так:
– официально обучение ведется как представление дополнительных
образовательных программ;
– вступительные экзамены отсутствуют;
– занятия может свободно посещать любой желающий, и они для всех
бесплатны;
– вольнослушатель, успешно сдавший три экзамена, становится слушателем
университета;
– предполагается пятилетний курс обучения, но слушатель имеет право
сократить этот срок или продлить, исходя из личных возможностей и
потребностей;
– для успешного окончания необходимо сдать зачеты по всем обязательным
и специальным курсам и защитить дипломную работу.
У университета нет государственной лицензии. С точки зрения
административной его диплом – фикция. Но кое-кто этот диплом признает
не хуже, чем диплом государственного образца. А именно: Математический
институт РАН и Гарвард.
Такой вот отработанный механизм качественно иного вузовского
образования. Очень высокого уровня, но исключительно образовательного,
не собирающегося выступать социальным механизмом по выбиванию льгот и
трамплином карьерного роста. Без всякого ЕГЭ – но и без государственных
преференций выпускникам, без стипендий или отсрочек от армии.
И еще раз напомню: это лишь одна из граней работы скромного
негосударственного некоммерческого образовательного учреждения.
(Продолжение следует)