Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Русаков Андрей

Система образования: новое измерение

Статья вторая*. Часть 2. Математические наблюдения

Ждет ли нас пересмотр представлений о том, кто и что удерживает национальную систему образования, кто задает ей само свойство системности? В первом сюжете обсуждалась тема дошкольного образования, а сегодня продолжим начатое во втором сюжете обсуждение образования математического. 

Творчески-исполнительные уроки

Отвернемся от учебников. Нам скажут: нынешние государственные требования к учителю не только про математику. Не только про предметные компетенции, но и про метапредметные, и про личностные. Здесь-то уж государственная политика явно толкает учителей к гуманизации и пр.
«Вы бы ребенку теперь показали светлую сторону…»
Рад показать. Труды роковые окончены, учебники отложены, ждет нас передовой инновационный урок.
Обещаю – скучать не придется.
Урок предложу типовой, показательный, из тех, что учителя математики ныне разрабатывают, описывают (подозреваю, что иногда и проводят) вряд ли по собственному энтузиазму. Но текстов и презентаций этих «творческих уроков» тысячи – если не десятки тысяч.
Перед нами кристально чистый продукт государственной политики; если бы учительское творчество в этом жанре не удовлетворяло высокие аттестационные комиссии, то давно бы иссякло, но конца-краю ему не видно.
Я представлю очень усредненную, почти не выделяющуюся на типовом фоне структуру «презентации урока алгебры» для, например, восьмиклассников. Снова рискую показаться что-то передергивающим и сгущающим краски, но старался я честно.

***

Преамбулой – отдельный лист уныло-анкетного вида. Цель урока… тип урока… здоровьесберегающая деятельность… планируемые результаты: предметные… метапредметные… личностные… универсальные учебные действия: личностные… познавательные… коммуникативные.
Содержание этих преамбул, конечно, настораживает – но о них, хочется верить, ученики могут ничего и не узнать. А вот во всем дальнейшем они вроде как вынуждены быть активными участниками.
…Сначала – оргмомент. Он сопровождается пафосной цитатой из какого-нибудь мыслителя – Сократа, Льва Толстого или Анатоля Франса (реже – математика; все-таки возвышенные строки скорее личностные компетенции должны развивать, чем предметные). Потом двустишие–четверостишие, которое настраивает учеников на урок. Примерно такое: «Математику чтобы знать – внимательно надо считать».
Вводим учеников в курс дела: «Сегодня у нас необычный урок – урок-игра, нам считать пора!»
Для разгона, как водится, даем ученикам решать примеры из учебника (обычно по рядам; иногда нескольким группам с соревнованием на время, но это уже редкий смелый ход).
Потом обстановка накаляется: «К нам на урок пришел Незнайка!» (Незнайка приходит до 9 класса включительно; у особо прогрессивных учителей – Джек-Воробей, но Незнайка лидирует с большим отрывом. Еще тринадцати-четырнадцатилетних юношей и девушек любят занимать Цифирькин, Понимайкин и Непонимайкин.)
– Знаете, ребята, Незнайка решал пример. Давайте выясним, ошибся он или нет? А где он ошибся?
Проверяем…
Затем мы отправляемся в путешествие в волшебную страну математики.
Волшебность этой страны в дальнейшем повествовании останется несколько размытой, но чтобы пройти в нее через ворота мимо стражника, надо решить пример. Открываем для этого учебник на странице…
Затем здоровьесберегающий компонент – это обязательно:

Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки в боки, ноги врозь… и т.д.

Поэтическое изложение физкультминутки обычно присутствует в тексте, дабы здоровьесбережение не проскользнуло незамеченным.
Физкультминутка закончилась: «Посмотрели мы в окошко, снова стали мы решать».
Теперь выезжает из сумрака волшебной страны интерактивная доска. Для нее у нас тоже найдутся примеры из учебника – но богато и разноцветно иллюстрированные различными натюрмортами.
Попутно с помощью слайдов сообщаем детям о вреде курения и опасности наркомании.
В конце урока (обязательно!) – рефлексия. Какие были трудности? Что было интересно?.. Обычно тоже с использованием творческого приема: или дети поднимают карточки со смайликами и незнайками, или отмечают галочками в заранее подготовленной табличке – трудный, веселый или легкий у них был урок.
Домашнее задание. Иногда обычные примеры, точно такие же, что и на уроке. Но порой творческий урок и заданием завершается необычным: написать сказку по теме «Квадратные уравнения» или сочинение «Интервью с многочленом (одночленом)».
И обязательно в конце: «Спасибо за урок!»

***

Верю, что часто перед нами невинное литературное произведение. Но по мере приумножения литературного фона подобное, вероятно, все чаще пытаются провести при учениках.
После этого я не готов слышать никаких причитаний о недостатках современных детей.
У нас – самые золотые подростки в мире. На полном серьезе терпеть такое…
В какой еще стране мира можно вообразить 30 человек восьмиклассников, дружно помогающих Незнайке решить пример? А потом честно смайлики поднимающих?
Для детского сада подобный сценарий выглядит печально, но сколько-то приемлемо; дошкольники – люди покладистые, а наблюдать за задорным воспитателем им часто нравится независимо от сути происходящего.
Но таким делают образ среднего образования в России.
Здесь на советское наследие сослаться не выйдет. В советской педагогической периодике вы найдете много методического хлама, но такого безумия – никогда.
Впрочем, относительно ребят это полбеды; в нашей стране они еще не таких цирков насмотрятся; математике большинство из них и так учиться не собираются, а кому надо – без школы научатся. Но во что превращают учителей эти «жанры творческой отчетности»? Что учитель после такого «произведения» должен думать о себе, о своих коллегах, о своей профессии? Сначала, понятно, все сами над собой смеются, но потом-то входит в кровь и плоть…

***

А что выкладывают в интернет учителя других стран, незнакомые с принципами российской аттестации кадров? Несложно выяснить – хотя бы на бесчисленных англоязычных ресурсах.
Не будет там ни нашествия незнаек, ни борьбы с курением и физкультминутками, ни казенно-научных заклинаний и компетентностей.
Все будет тривиальнее – люди рассказывают, как они стараются детей конкретным вещам научить, и показывают, как это удается сделать.
Доминируют не поурочные разработки, а описание методических подходов к учебным темам, многочисленные раздаточные материалы, разноуровневые тесты, разной степени удачности игры, а уроки чаще всего представлены видеороликами.
Исходя из их публикуемых в интернете материалов, кроме нашей страны учителя математики больше нигде в мире не выглядят идиотами. А их отношения с системой образования состоят отнюдь не в том, что система задает им то одни, то другие передовые требования, а учителя демонстрируют на детях бодрую этих требований реализацию. Зависимость выглядит обратной.
Каждый делает свое дело и представляет его так, чтобы могло пригодиться его коллегам; общий ресурс постепенно становится огромным и естественным образом поднимает планку учительских требований к самим себе; каждый служит маленьким моторчиком общего движения, а система образования от этого спокойно и поступательно развивается (что периодически фиксируется в нормативных актах как достигнутый новый общепонятный уровень положения дел).
Похоже, что именно через мощное нарастание содержательного интернет-взаимодействия учителей и происходит реальная технологическая революция в системах образования. А отнюдь не через использование интерактивных досок для демонстрации слайдов с раскрашенными цифрами тоскливых примеров под приплясывание наркотических незнаек...

МЦНМО

Неужели в России не способны в интернете сделать ничего дельного? Да что вы. Зайдите на сайт www.etudes.ru, на сайты www.math.ru, www.problems.ru и другие ресурсы Московского центра непрерывного математического образования. МЦНМО не только один из лидеров в подготовке интернет-ресурсов, но и безусловно лучшее сегодня отечественное издательство по математическому образованию: от книг для школьников до научных монографий. В руках этого негосударственного некоммерческого образовательного учреждения – знаменитая Московская математическая олимпиада; здесь организована система методической помощи учителям и руководителям кружков, здесь происходит непосредственное обучение школьников и студентов, здесь организуются летние школы и т.д. Несмотря на «московское» название, МЦНМО сотрудничает с педагогами из самых разных регионов страны.
Можно как-нибудь сопоставить те книги и методические материалы, которые сделаны МЦНМО, с тем, что вышло за двадцать лет из недр Министерства образования, всех региональных образовательных департаментов, всех районных методических служб.
Подозреваю, перед нами ясно наметятся два образа: системы поддержки образования, какой она по форме и духу своему и должна быть, и некоего полного сумбура, который справедливее всего охарактеризовать как «управляемый хаос» (в отличие от неуправляемого – все-таки вертикаль работает) с постепенно нарастающей в нем нотой безумия.
Наконец, обратим внимание на еще одну важную сторону работы МЦНМО: созданный им Независимый московский университет. Университет этот посвящен вроде бы образованию профессиональных математиков (и преподают в нем многие ведущие ученые), но открыт для любого заинтересованного слушателя.

Работает этот университет так:

– официально обучение ведется как представление дополнительных образовательных программ;
– вступительные экзамены отсутствуют;
– занятия может свободно посещать любой желающий, и они для всех бесплатны;
– вольнослушатель, успешно сдавший три экзамена, становится слушателем университета;
– предполагается пятилетний курс обучения, но слушатель имеет право сократить этот срок или продлить, исходя из личных возможностей и потребностей;
– для успешного окончания необходимо сдать зачеты по всем обязательным и специальным курсам и защитить дипломную работу.

У университета нет государственной лицензии. С точки зрения административной его диплом – фикция. Но кое-кто этот диплом признает не хуже, чем диплом государственного образца. А именно: Математический институт РАН и Гарвард.
Такой вот отработанный механизм качественно иного вузовского образования. Очень высокого уровня, но исключительно образовательного, не собирающегося выступать социальным механизмом по выбиванию льгот и трамплином карьерного роста. Без всякого ЕГЭ – но и без государственных преференций выпускникам, без стипендий или отсрочек от армии.
И еще раз напомню: это лишь одна из граней работы скромного негосударственного некоммерческого образовательного учреждения.

(Продолжение следует)