Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

«Беда в том, что сами взрослые не имеют твердых убеждений, и это ведет к отторжению детей от нас»

Тему «Трагедия в школе» обсудили психологи и педагоги и на пресс-конференции в «РИА Новости»

В пресс-конференции участвовали: президент РАО Людмила Вербицкая, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко, вице-президент Российского психологического общества Лариса Цветкова, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ Ольга Карабанова и заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья Сергей Ениколопов. Говорили специалисты преимущественно о том, что у нас НЕ делается для детей…

Опасный возраст

«Мы всегда говорим о том, что подростковый возраст – кризисный, и на этот кризис накладываются проблемы, которые возникают в изобилии в нашем обществе, детям очень трудно, – говорила Ольга Карабанова. – Состояние нынешнего подростка характеризуется ситуацией высокой неопределенности. В то же время основная задача подросткового возраста – это самоопределение. В условиях очень высокого темпа развития общества эту задачу осуществить крайне сложно. Подросток использует все средства и способы для самоутверждения, в том числе двигаясь по принципу негативной идентичности, примеряя на себя роли антигероев, которые ему предлагает нынешняя информационная среда».

Не находя пространства для просоциального поведения

«Для самоутверждения подростка нужна среда, а у нас детские, подростковые, молодежные организации по интересам занимают слишком мало места в жизни подростка, – считает Ольга Карабанова. – Это надо исправлять, иначе искать признания подросток начинает в кибер­среде».
По данным исследований, у современных подростков – на всех пяти континентах – на первом месте стоят ценности успеха. Не здоровья, любви, благополучия, а именно признания своей значимости. В ситуации, когда живое общение со сверстниками недоступно или затруднено, обкатывать роли и примерять идеалы подростку предлагает информационная среда. И очень часто эта среда героизирует криминал, упивается бескультурьем, дает яркие примеры негативной идентичности.
«Раньше учились у старших, – рассказывает Ольга Карабанова, – теперь молодые нас превосходят по части ориентировки в киберпространстве, но это не беда. Беда в том, что сами взрослые не имеют твердых убеждений, постоянно перетряхивают свои взгляды, непоследовательны, учат тому, чего сами не делают и не понимают, – и это ведет к отторжению детей от нас».
Лариса Цветкова рассказала о том, какие запросы у педагогов к психологической службе. Перечень говорит сам за себя: действия в конфликтной ситуации, знание закономерностей развития подростков, повышение самооценки учителя. То есть «быть другом» ученику современный взрослый не готов, а авторитарные схемы управления детьми больше не работают.
Вот и «случилось то, что не бывает», как сформулировала Людмила Вербицкая. По ее мнению, новые ФГОС общего образования дают школе возможность расширить социальные практики подростков, предоставить им больше свободы в решении своих вопросов.

Служба–помощь–профилактика

Подробно говорили о психологическом сопровождении системы общего образования. Профессия школьного психолога существует 25 лет, но за эти годы не создано внятной системы психологической службы в школе. Сначала психологов не хватало, и их готовили на скорую руку из учителей-предметников, потом, когда школы стали финансироваться из местных бюджетов, их стали сокращать, экономя деньги на усиление подготовки к ЕГЭ, и на сегодня психолог – экзотика для богатых школ.
Об этом рассказал Юрий Зинченко. По его мнению, в ближайшее время ситуация изменится в корне. Наличие ставки психолога в каждой школе будет закреплено на федеральном уровне распоряжением правительства. Обучение и повышение квалификации школьных психологов станет задачей первостепенного внимания. Хорошая служба – это стабильная переподготовка и новые исследования.
Лишь обустроив это, можно создавать систему школьной психологической службы и только потом что-то спрашивать с конкретного психолога.
Хорошо, если так. А то ведь, как заметил Сергей Ениколопов, психологическая культура населения настолько низкая, что люди даже не догадываются о том, что агрессивное и депрессивное поведение может вызвать… страх быть осмеянным, не говоря о несправедливом наказании. Главное, потом никто не знает, что с этим делать и как лечить. Но по-прежнему требуют строгих мер.