ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Ребенок – не раб своих ограничений
Очень интересная проблема поднимается в этом тексте. Есть
ощущение, что здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Вроде бы логика безупречная: никакого смысла нет учить зайца плавать, а
орла ползать. Но это в том случае, если ребенка можно уподобить зайцу и
орлу. У всякой метафоры есть свои ограничения. Я принимаю образ орла,
если мы имеем в виду его позитивные качества (способность летать), и
говорю: этот ребенок создан для полета (у него есть способности). Но я
бы не торопился расширять значение метафоры и переносить ограничения,
которые она в себе несет, а именно то, что орел не способен ползать и
ему не нужно этого делать. Могу в качестве аргумента напомнить Чайку по
имени Джонатан Ливингстон, над которой другие чайки смеялись, считая,
что она пытается идти против своей природы…
Развивать природные способности и ограничиваться их развитием – это не
одно и то же. Если ребенок испытывает трудности в математике, это не
значит, что он не способен ее освоить. Ну а миф о том, что абсолютный
музыкальный слух – это исключительно природный дар, был опровергнут
более полувека назад исследованием Б.М.Теплова по формированию
музыкального слуха у тех, у кого его не было.
Но больше всего смущает другой вопрос. Почему речь идет в основном о
способностях, об их наличии и отсутствии, о возможности или
невозможности их развития? Почему речь не идет о желаниях, мечтах,
стремлениях ребенка? Если бы болезненному мальчику Саше сказали, что
при его слабом здоровье о военной карьере не стоит даже мечтать, то
страна лишилась бы великого полководца Александра Васильевича Суворова,
а если бы другому Саше, который был с детства лишен зрения и слуха и
вступал в контакт с миром преимущественно при помощи тактильных
ощущений, сказали, что о карьере ученого тебе не стоит и думать, то
страна лишилась бы другого Александра Васильевича Суворова, который
стал доктором психологических наук и автором оригинальной
педагогической концепции… А если заяц хочет научиться летать? А если
орел переживает, что не умеет ползать? А если белка мечтает научиться
плавать? Что нам делать? Отговаривать? Уповать на природу?
Убеждать заниматься «своим делом», к которому их предопределила
природа? Не все так просто…
Когда в августе 2013 года мы решили проводить Летнюю школу для
детей-сирот с инвалидностью, имеющих тяжелые соматические заболевания,
мы попросили каждого ребенка написать, что он хотел бы делать в Летней
школе, чему научиться. Среди детских планов была такая запись,
оставленная мальчиком Пашей: «Хочу попытаться попробовать научиться
играть на пионино». То, что он допустил ошибку в слове «пианино»,
неудивительно, потому что в школу он пошел в 13 лет, да и писать ему
приходится ртом: руки и ноги Паши из-за его заболевания обладают крайне
ограниченной подвижностью. Кисти не работают, пальцы едва шевелятся,
руки он может сгибать в локтях, поднимать немного вверх и слегка
размахивать. Но я обратил внимание на корректность формулировки: не
«научиться» и даже не «попробовать научиться», а «попытаться
попробовать научиться». Попытаться же можно! Ну, в крайнем случае
попытка будет неудачной, зато будет приобретен ценный опыт, если эту
попытку отрефлексировать. Пашина идея удивила всех, кто прочитал этот
«план», и, разумеется, никто в него не верил.
Спустя месяц я увидел Пашу за пианино, играющего правой рукой на черных
клавишах «Собачий вальс», которому его научил друг Женя. Играл он
правильно, держал темп, только фальшивил в одном месте – там, где нужно
было нажимать белые клавиши.
Я показал ему, как нужно играть это место, нажав на белые клавиши. Паша
сказал, что своими «костяшками» не может играть на белых клавишах, а
черные клавиши выпуклые, поэтому он по ним «попадает». Паша играл на
пианино, нажимая на клавиши костяшками двух полусогнутых пальцев –
указательного и среднего. Я посмотрел на его игру и сказал: «Мне
кажется, ты можешь найти способ, как нажимать на белые клавиши». Паша
подумал и ответил почти мгновенно: «Я могу нажимать на край белых
клавиш!»
Через некоторое время он освоил мелодии «Маленькой елочке холодно
зимой», «Пусть бегут неуклюже….», «Где-то на белом свете – там, где
всегда мороз…» Каждую неделю он разучивал новую мелодию. Сейчас думает,
как научиться играть двумя руками…
Наверное, Паша не будет играть так, как Ван Клиберн, и никогда не
сможет выступать в консерватории, но ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ будет бесценным
для него в любой деятельности, какое бы поприще он ни выбрал.
Возвращаясь к идее ограниченности метафоры… Ребенок не раб своих
способностей, а субъект их развития, не раб своих ограничений, а
субъект их преодоления, не объект профориентации, а субъект
самоопределения. А при такой точке зрения следует исходить из его
неограниченных возможностей, что не означает внушения ему
соответствующей мысли. Это означает, что ребенку полезно знать: его
желание, его вера, его готовность прилагать усилия, его умение
принимать помощь и критично относиться к своим неуспехам и достижениям
– все это не менее важный ресурс, чем «природные способности и
неспособности».
С моей точки зрения, коучинг, который бы работал на укрепление этого
ресурса, намного ценнее, чем фиксация природных способностей без учета
желаний и стремлений самого ребенка.
Идеи для...
Лото на повторение
Повторить пройденное с целым классом или с группой
проболевших, отставших можно весело и азартно. Нужна большая доска с
клетками (можно начертить ее на классной доске) и маленькие
разноцветные бумажки, лучше всего – стикеры (с клейким краем). Учитель
заранее на стикерах пишет правильные ответы на все важные вопросы по
теме (вопросы, разумеется, сообщаются тоже заранее) и размещает в
клеточках.
Первый уровень: педагог спрашивает, ученики по очереди находят нужную
записочку с ответом и оставляют себе как доказательство заработанного
балла. Если ребят много, можно поделить их на команды.
Второй уровень: глядя на ответ, догадаться, про что был вопрос.
Выигравший определяется по количеству листочков. Наградой становится не
только призовая конфета, но и выученные формулировки, даты, имена…
Вам письмо
На каждого ученика в классе заводится почтовый ящик. Можно
обойтись именным пластиковым стаканчиком (ребенок напишет свое имя
маркером) или настенным ковриком с кармашками. Важно, чтобы сразу было
видно, когда появилось послание. В любую свободную минуту желающие
пишут друзьям сообщения – смешные, серьезные. Обязательно с ошибками.
Это условие! Правда, для кого-то – пока неизбежность, увы... Можно
договориться, кстати, что ошибки будут не только на орфографию и
пунктуацию, но и фактические, логические.
Человек, получивший письмо, читает его, а попутно старается исправить
все, что считает ошибкой. Откорректированная версия прикрепляется к
специальному стенду. Во-первых, интересно потом перечитывать,
во-вторых, обсуждать, достигнуто ли состояние безошибочности, насколько
допустим тот или иной вариант.
У педагога появляется ценный материал для наблюдений: интересующие
детей вопросы, типичные промахи, устойчивые достижения, которые
определяются не только по исправленным текстам, но и по тому, какие
ошибки ребенок рискует делать нарочно.
Личный секретарь
Известно, если ребенок пропускает занятия, даже по самой
уважительной причине, он выпадает из процесса, отстает по программе. И
здесь могут выручить одноклассники. На каждый урок выбирается
секретарь. Его задача – записать главные идеи сегодняшнего занятия на
одном листочке. Можно с картинками, схемами. Эти краткие конспекты
(сколько уроков в расписании, столько и листочков) по возможности
отправляются всем не явившимся (в отсканированном, сфотографированном
виде – на электронную почту, мобильный телефон; в виде ксерокса?– лично
в руки). Если «абонент временно недоступен» – листочки собираются в
папку, с которой ребенок ознакомится по возвращении. Ему будет приятно,
что про него не забывали, о нем заботились. Он сразу и с новым
материалом отчасти познакомится. Кстати, педагог по «бюллетеням для
заболевших» сможет увидеть, насколько его поняли ученики. На чем стоит
останавливаться подробнее на дополнительных занятиях, а что освоено и в
комментариях не нуждается.