ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Что природа отняла, то учитель не прибавит...
Третья четверть – самая учебная в году и самая контрольная.
Еще несколько недель – и на школу посыплются диагностические,
административные, проверочные… По итогам достанется всем.
И уже началась заблаговременная суета. Завучи строго просматривают
журналы. Ученики часами решают задачки, подчеркивают орфограммы.
Преподаватели еженедельно приглашают двоечников на дополнительные
занятия. И это предложения, от которых ребенок не может отказаться. А
педагог? У него осталась хоть какая-то свобода действий? Возможность
совершать осмысленные поступки?
Тоска по свободе и осмысленности вылилась у педагога в отчаянное письмо
в редакцию. Возможно, не совсем «политкорректное», но предельно
искреннее и страстное. Потому и вызвало оно такой же искренний ответ
психолога, захотевшего поделиться своим опытом, своими представлениями
о том, как может учиться ребенок, увлеченно и упорно, без принуждения.
Считать ли этот диалог встречей людей с разных планет? Или у Светланы
Ивановны Гин и Виктора Кирилловича Зарецкого больше общего, чем может
показаться?
Как всем известно, кроме обычных уроков, в школе проводятся
факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия. Факультативные
занятия реализуют вариативный компонент содержания образования,
направлены на расширение и углубление знаний, повышение интереса к
предмету; стимулирующие обеспечивают возможность реализации
способностей одаренных учащихся; поддерживающие предполагают занятия,
направленные на преодоление трудностей в обучении.
И вот здесь хотелось бы остановиться и подумать.
В притче «Школа зверей» описывается ситуация, как однажды решили всем
животным дать «широкое общее образование» и начали учить: белку –
плавать, орла – ползать, зайца – летать и т.д. Что из этого получилось,
нетрудно представить: заяц в попытке взлететь сломал лапу и теперь не
только летать, но и прыгать не мог; крылья орла истрепались, и с
прежней скоростью он уже не летал; а когда откачали белку, она не то
что на дерево, на пенек залезть не сумела…
Когда мы организовываем поддерживающие занятия, нередко ситуация
выглядит похоже: не особо задумываясь о том, у кого какие наклонности и
стремления, мы хотим, чтобы все всё умели и могли. Но ведь так не
бывает!
За много лет работы в начальной школе ни разу не видела, чтобы
когда-нибудь проводились поддерживающие занятия по рисованию или музыке
– только математика и русский… Опрос учителей показал, что основных
причин такого выбора две: во-первых, по мнению педагогов, рисование
(труд, музыка, физкультура) не каждому даются, тут все зависит от
способностей. Во-вторых, «с нас это не спрашивают, эти предметы в
средний балл «не считаются» и для ЕГЭ не нужны…
Получается, если у ребенка нет музыкального слуха, мы понимаем, что
никакие дополнительные занятия не помогут: «против природы не
попишешь», а вот математический или языковой «слух» развить можно… Так
ли это? Механизм способностей единый, просто мы его не очень хорошо
понимаем и соответственно задействуем.
И занимаемся, занимаемся, занимаемся… И в школе и дома, и в выходные и
на каникулах… И всякий раз кажется, особенно если речь идет о младших
школьниках, что вот еще чуть-чуть – и получится, еще чуть-чуть – и
пойдет! И действительно, получается, и на самом деле эти дети хоть
немного, но подтягиваются, однако в средней школе снова скатываются
вниз, причем довольно быстро. Мы сетуем на отсутствие преемственности,
но при этом закрываем глаза на то, что программа существенно
усложняется и одного только усердия становится недостаточно. А еще
забываем народную мудрость: «На вожжах и лошадь умная», и нам кажется,
что если эту лошадь отпустить, то она и дальше сможет быть «умной», мы
же столько этому учили… Ан нет! И очень обидно и жалко: и наших
педагогических усилий, и силенок нашего слабоуспевающего ученика,
который и на уроке-то чуть высидел, для которого эти умственные
нагрузки тяжелее любой физической работы, а мы его еще дополнительно
нагружаем… Ах, если бы эту нашу энергию да в другое русло (но об этом
чуть позже)!
Что касается пресловутых «качества успеваемости» и «степени
обученности», то учителям в обязанности вменяется не только проводить
поддерживающие занятия с учащимися, которые имеют низкие отметки по
предметам, но и вести регулярный учет проделанной работы и полученных
«достижений». То есть официально считается, что каждый ребенок способен
учиться как минимум на 3 балла по всем предметам, а иначе учитель плохо
работает. И мы – кто добросовестно занимаясь, зачастую грустно наблюдая
тщетность своих усилий; кто просто сразу «рисуя» тройки, понимая, «кому
Бог не дал, тому Сорбонна не поможет», – все тем не менее задаемся
одними и теми же вопросами: «А почему так? Если единица официально
считается ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ отметкой, то почему с нас спрашивают «процент
успеваемости», который постоянно нужно повышать? Более того, где наша
педагогическая наука, которая разработала эффективные методики по всем
учебным предметам, позволяющие научить каждого?»…
А еще давайте попробуем представить ситуацию, когда учителей и школы
вдруг начнут сравнивать по росту учащихся: у кого будут самые высокие
показатели, у того будет и рейтинг выше, и премия ему побольше, и
грамоту ему дадим… И станут наши учителя после уроков «подтягивать»
низкорослых, давать им индивидуальные задания в виде дополнительных
порций морковки или еще чего-то… Смешно? Нелепо? Только в чем разница
между «процентом успеваемости» и «процентом роста» (разве что в том,
что абсурдность последнего более наглядна?..)
На самом деле проблема гораздо глубже, чем кажется. Последнее время мы
часто говорим о нехватке профессиональных рабочих: все рвутся в вузы! А
может быть, существует прямая зависимость между нашими
«поддерживающими» в их привычном виде и той тенденцией, что скоро
работать будет некому? Мы же сами внушаем и нашим детям, и их
родителям, что есть занятия «важные» – это школа, ЕГЭ, а есть «не
важные» – это все остальное! «Важными» заниматься важно, нужно и
престижно, а те, кто занимается «не важными» делами, – неудачники!
Рассказывают про лицейские годы Пушкина, что когда учитель в очередной
раз ставил ему низкий балл по арифметике, то говорил: «Идите лучше
пишите стихи…» Интересно, а если бы с Пушкиным вместо этого проводили
поддерживающие по математике, он бы стал «солнцем русской поэзии»?
А когда нашему Васе или Пете мы говорим: «Никакого футбола, пока
диктант не напишешь», – не теряем ли мы очередного Яшина или Аршавина?
ПСрошу правильно понять: я не против поддерживающих занятий для тех
учеников, кто испытывает временные трудности и с нашей помощью может
легко догнать класс. Речь идет о сложившейся практике, когда природные
способности и задатки не учитываются, когда мы считаем, что все могут
быть «учеными», когда мы учим белку плавать, а зайца летать… Если же
это сравнение покажется натянутым, можно перечитать Коменского: «Куда
не влекут способности, туда и не толкай. Бороться с натурой – напрасное
дело».
Поддерживающие занятия не могут и не должны превращаться в обязательные
и регулярные занятия для отстающих. Задачей школы должно стать не
«качество знаний», каким бы высоким оно ни было (хотя результаты
независимого мониторинга показывают его истинную сущность), а «качество
жизни». В идеале каждый выпускник на пороге школы должен четко
представлять, где он сможет себя реализовать с максимальным учетом
своих возможностей и склонностей.
Лучше было бы, если бы вместо поддерживающих проводились только
стимулирующие занятия. Мы же сами любим говорить, что все дети –
одаренные (правда, при этом нередко умалчиваем, что одаренность бывает
разная, а не только академическая). Вот пусть и будут стимулирующие для
всех: «каждому по способностям».
Учеба – это труд. Тяжелый, постоянный, кропотливый. Он может стать
легче, если у человека к этому труду есть желание и стремление,
способности и задатки. Но желания и стремления могут быть не только к
тем предметам, что указаны в учебном плане (немногим более двадцати) –
в жизни существуют десятки тысяч профессий. И это только сегодня. А
какие профессии будут завтра – мы даже представить себе не можем. Но
осваивать их будут наши выпускники. Если, конечно, мы их к этому сможем
подготовить: взрастим, а не затопчем то, что у них уже есть.
И может быть, тогда мы уйдем от удручающей ситуации, когда наши дети не
любят учиться, наши взрослые не любят работать, потому что каждый
наконец начнет заниматься своим делом…