ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Татьяна Куприянова: «Нужно определить социальный заказ на услуги дополнительного образования»
Об источниках финансирования дополнительного образования
и о дальнейших путях его развития мы разговариваем с заместителем
председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ
Татьяной Куприяновой.
– Татьяна Викторовна, как
вы оцениваете межведомственную программу развития дополнительного
образования до 2020 года?
– По сравнению с первоначальным вариантом, который был
представлен весной, программа претерпела существенные изменения: были
учтены многие предложения и замечания, которые вносились на окружных
форумах и Всероссийской конференции работников дополнительного
образования детей в декабре. Эта программа – сигнал системе
образования, главам регионов, руководителям органов управления
образованием о том, что система дополнительного образования важна и что
она должна обновляться и развиваться.
– Не получается ли так, что
государство, провозгласив приоритетность данной сферы, отстраняется от
ее финансирования?
– В связи с реализацией задач, поставленных президентом в
плане повышения зарплат основным категориям педработников,
строительства детских садов, пока откладывается осуществление крупного
проекта в сфере дополнительного образования с использованием средств
федерального бюджета на принципах софинансирования с регионами. Но мы
надеемся, что в связи с принятием этой программы, а затем Концепции
развития дополнительного образования детей, Стратегии развития
воспитания будет сформирован соответствующий план действий по
реализации. Будут изучены ресурсы, заложенные, например, в Федеральной
целевой программе развития образования (ФЦПРО), объемы и порядок
использования средств на поддержку экспериментальных площадок в системе
дополнительного образования детей. Будет уточняться и государственная
программа «Развитие образования до 2020 г.», в том числе и в части
дополнительного образования детей. А поскольку с 2014 г. в стране
осуществляется переход на программно-целевой метод планирования
расходов бюджетных средств, вопросы финансирования дополнительного
образования детей будут рассматриваться в установленном формате. Кроме
того, создание такой структуры, как Межведомственный совет по
дополнительному образованию и воспитанию детей, позволит
консолидировать усилия и средства для более эффективного развития этой
сферы – как представляется, путем реализации комплексных проектов.
– Как известно,
местные бюджеты, в ведении которых находится большая часть учреждений
ДОД, не справляются с задачей финансового обеспечения в полном объеме.
В то время как в общем образовании – а с 1 января нынешнего года и в
дошкольном – реализуется принцип финансирования, при котором зарплата и
учебные расходы покрываются из бюджетов субъектов РФ, а содержание
зданий, капремонт и коммуналка – из местных. Планируется ли ввести
такое разделение полномочий в дополнительном образовании?
– Согласно Закону «Об образовании в РФ» по такой схеме будут
финансироваться только те программы дополнительного образования,
которые реализуются в школах в рамках ФГОС. Во всех остальных случаях –
из местных бюджетов. Есть сторонники того, чтобы учреждения ДОД
перестали существовать как самостоятельные, а объединились со школами с
целью реализации внеурочной деятельности. Но большинством такой подход
не поддерживается. Для того и разрабатывается Концепция и другие
документы, чтобы расставить все точки над «i», проанализировать,
средства каких бюджетов должны прийти в систему. Да и поправки в Закон
«Об образовании в РФ» можно внести.
– Вы предложили
создать рабочую группу по формированию организационно-финансовых
механизмов обеспечения доступности ДОД. Какие задачи она будет решать?
– Прежде всего надо определить само понятие доступности.
Означает ли оно, что один ребенок за счет бюджета может получить только
одну услугу (так делается в Перми), или он имеет право заниматься
бесплатно в двух-трех кружках? Каким категориям детей может и должна
предоставляться дополнительная поддержка? Дело не только в ограниченных
бюджетных средствах, но и в том, какое количество детей реально желают
посещать кружки и секции. Кто-то имеет сильное желание играть в
компьютерные игры, а есть ребята, и их немало, которые хотят заниматься
и спортом, и музыкой, и другими видами деятельности. К сожалению,
затянувшийся процесс определения социального заказа на услуги
дополнительного образования детей, а также уточнение приоритетов
государства в этой сфере во многом сдерживали развитие системы,
обновление образовательных программ, кадров, создание новых механизмов
управления учреждениями ДОД. Сейчас, мы надеемся, эти процессы пойдут
активнее и разумнее.
Принятый в прошлом году 252-ФЗ, предусмотревший поправки в Бюджетный
кодекс, обязывает все федеральные министерства и ведомства сформировать
полноценный базовый (отраслевой) перечень услуг, на основе которого
региональные и муниципальные власти должны формировать свои перечни
услуг и определять объем государственных муниципальных заданий по их
оказанию соответствующими учреждениями. Пока этот перечень в сфере
образования является неполным; непонятно, какие услуги детям можно
получить бесплатно, а какие – за счет доходов семей. Поскольку эти
вопросы были отданы на откуп регионам, они действовали по своему
усмотрению. Теперь должны быть установлены единые подходы к
формированию услуг, которые будут применяться, конечно, с учетом
региональной специфики. Опыт показывает, что наведение порядка в этих
вопросах способствует более эффективному расходованию средств.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ