Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Татьяна Куприянова: «Нужно определить социальный заказ на услуги дополнительного образования»

Об источниках финансирования дополнительного образования и о дальнейших путях его развития мы разговариваем с заместителем председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяной Куприяновой.


– Татьяна Викторовна, как вы оцениваете межведомственную программу развития дополнительного образования до 2020 года?

– По сравнению с первоначальным вариантом, который был представлен весной, программа претерпела существенные изменения: были учтены многие предложения и замечания, которые вносились на окружных форумах и Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей в декабре. Эта программа – сигнал системе образования, главам регионов, руководителям органов управления образованием о том, что система дополнительного образования важна и что она должна обновляться и развиваться.

– Не получается ли так, что государство, провозгласив приоритетность данной сферы, отстраняется от ее финансирования?

– В связи с реализацией задач, поставленных президентом в плане повышения зарплат основным категориям педработников, строительства детских садов, пока откладывается осуществление крупного проекта в сфере дополнительного образования с использованием средств федерального бюджета на принципах софинансирования с регионами. Но мы надеемся, что в связи с принятием этой программы, а затем Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания будет сформирован соответствующий план действий по реализации. Будут изучены ресурсы, заложенные, например, в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), объемы и порядок использования средств на поддержку экспериментальных площадок в системе дополнительного образования детей. Будет уточняться и государственная программа «Развитие образования до 2020 г.», в том числе и в части дополнительного образования детей. А поскольку с 2014 г. в стране осуществляется переход на программно-целевой метод планирования расходов бюджетных средств, вопросы финансирования дополнительного образования детей будут рассматриваться в установленном формате. Кроме того, создание такой структуры, как Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей, позволит консолидировать усилия и средства для более эффективного развития этой сферы – как представляется, путем реализации комплексных проектов.

– Как известно, местные бюджеты, в ведении которых находится большая часть учреждений ДОД, не справляются с задачей финансового обеспечения в полном объеме. В то время как в общем образовании – а с 1 января нынешнего года и в дошкольном – реализуется принцип финансирования, при котором зарплата и учебные расходы покрываются из бюджетов субъектов РФ, а содержание зданий, капремонт и коммуналка – из местных. Планируется ли ввести такое разделение полномочий в дополнительном образовании?

– Согласно Закону «Об образовании в РФ» по такой схеме будут финансироваться только те программы дополнительного образования, которые реализуются в школах в рамках ФГОС. Во всех остальных случаях – из местных бюджетов. Есть сторонники того, чтобы учреждения ДОД перестали существовать как самостоятельные, а объединились со школами с целью реализации внеурочной деятельности. Но большинством такой подход не поддерживается. Для того и разрабатывается Концепция и другие документы, чтобы расставить все точки над «i», проанализировать, средства каких бюджетов должны прийти в систему. Да и поправки в Закон «Об образовании в РФ» можно внести.

– Вы предложили создать рабочую группу по формированию организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности ДОД. Какие задачи она будет решать?

– Прежде всего надо определить само понятие доступности. Означает ли оно, что один ребенок за счет бюджета может получить только одну услугу (так делается в Перми), или он имеет право заниматься бесплатно в двух-трех кружках? Каким категориям детей может и должна предоставляться дополнительная поддержка? Дело не только в ограниченных бюджетных средствах, но и в том, какое количество детей реально желают посещать кружки и секции. Кто-то имеет сильное желание играть в компьютерные игры, а есть ребята, и их немало, которые хотят заниматься и спортом, и музыкой, и другими видами деятельности. К сожалению, затянувшийся процесс определения социального заказа на услуги дополнительного образования детей, а также уточнение приоритетов государства в этой сфере во многом сдерживали развитие системы, обновление образовательных программ, кадров, создание новых механизмов управления учреждениями ДОД. Сейчас, мы надеемся, эти процессы пойдут активнее и разумнее.
Принятый в прошлом году 252-ФЗ, предусмотревший поправки в Бюджетный кодекс, обязывает все федеральные министерства и ведомства сформировать полноценный базовый (отраслевой) перечень услуг, на основе которого региональные и муниципальные власти должны формировать свои перечни услуг и определять объем государственных муниципальных заданий по их оказанию соответствующими учреждениями. Пока этот перечень в сфере образования является неполным; непонятно, какие услуги детям можно получить бесплатно, а какие – за счет доходов семей. Поскольку эти вопросы были отданы на откуп регионам, они действовали по своему усмотрению. Теперь должны быть установлены единые подходы к формированию услуг, которые будут применяться, конечно, с учетом региональной специфики. Опыт показывает, что наведение порядка в этих вопросах способствует более эффективному расходованию средств.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ