Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Милованова Елена

Подростковый класс: когда командный стиль уже не действует…

Установление правил жизни в классе важно при работе с любым возрастом. Но когда ученики вступают в подростковый период, этот вопрос становится особенно актуальным. Прежде всего перестают действовать безапелляционные распоряжения «нельзя просто потому, что нельзя». Они нехороши в любом возрасте, но подростки с особенной дотошностью ждут от педагога обоснований запрета, недвусмысленно показывая, что иначе свершится локальный бунт. Иногда они демонстрируют несогласие ради самого протеста. Противопоставить этому можно только диалог.

Взрослому вообще лучше настроиться на терпеливые объяснения и комментарии. В подростковом классе непременно должно существовать пространство для обсуждений. В нем будет решаться одна из важных педагогических задач. Ведь умение договариваться, выдвигать свои требования, соотносить их с обстоятельствами, выслушивать доводы остальных скорее всего пригодится ученикам на протяжении всей их дальнейшей жизни. Не меньше традиционных школьных знаний, если не больше.
Результатом договора обычно бывает компромисс. Подростки и педагог специально продумывают и фиксируют, с какими последствиями столкнется нарушитель. При этом очень важно, чтобы взрослый никогда не делал исключений для себя. Он вступает в договор на равных и сталкивается с санкциями наравне с учениками. Иначе он никогда не добьется уважения к принятым правилам. При этом очевидно, что педагог в чем-то имеет отдельный статус, ведь у него больше прав, но и ответственность неизмеримо выше.
Обязательно нужно учитывать, что подростки, не со зла, а в силу возрастных особенностей склонные проламывать границы и обесценивать авторитеты, непременно будут искать уязвимые места и даже третировать учителя – если тот станет изображать неуязвимое совершенство. И, наоборот, признание некоторых своих вполне человеческих слабостей лишь укрепит авторитет педагога. Здесь нужно соблюдать очень тонкую грань: выстраивать отношения на равных, но без заигрывания.
Устраивая совместное обсуждение правил, нужно не только записать все предложенные формулировки, но и собрать их смыслы: почему, например, нельзя опаздывать или брать чужие вещи.
Отношение к запретам будет более спокойным, если и санкции для нарушителей тоже придумают сами подростки, а взрослый лишь скорректирует этот процесс и на первых порах будет следить за исполнением. По опыту известно, что с течением времени, если класс убедится в справедливости и неотвратимости правил, ребята самостоятельно и спокойно отрабатывают «штрафные работы».