Нам опять предстоит увидеть небо Аустерлица. В алмазах…
Школьное сочинение возвращается. Инициаторы возвращения, как гласит известная фраза, ничего не забыли и ничему не научились…
В перспективе (2015 г.) все школьники должны писать выпускное
сочинение. Поскольку это поручение президента, на ум приходит старый
опыт: единый день, единообразные темы и 3–4 страницы, исписанные
от руки, – «как раньше». Однако после десяти лет ЕГЭ и прочей
модернизации образования такая форма экзамена вряд ли посильна для
современных учеников...
Мы его потеряли
Сочинение уходило из обихода медленно и не без сопротивления –
все-таки старая традиция. В 2006 году, когда уже можно было его не
сдавать, некоторые регионы держали традицию «1 июня» и получали
соответствующие материалы. Однако учителя видели: безграмотный ученик
может сдать ЕГЭ по русскому на «4», тогда как хорошо знающий и чисто
пишущий – на «3». Тогда стало понятно, в какую сторону пойдет
унификация: тренировка на задания, а не на развитие речи ученика. А так
как многие учителя не мыслили себя в роли тренеров, попытки отстоять
ценности языка и литературы были, притом даже крупные: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200702100
– «ПС» № 21/2007, репортаж с Форума словесников России.
В то же время был соблазн вздохнуть облегченно: воспитание культуры
чтения и письма – дело кропотливое и затратное, а проверка сочинений –
адский труд. Не делать проще, чем делать, другое дело – что на выходе.
На сегодня литература – предмет обязательный (не по выбору), по нему у
ученика должна быть положительная промежуточная аттестация, и есть
школы, которые проводят ее именно в форме итогового сочинения. Но это –
решение школы. С 2015 года это будет федеральным законом, массовым
действием. Что именно? Пока неизвестно.
Задача поставлена, но цели
не ясны
Пока группа экспертов обозначила такие проблемы.
Первая. Сочинение уже есть в ЕГЭ и по русскому языку (короткое
рассуждение по поводу текста), и по литературе (развернутое суждение на
материале литературного произведения). Как вариант: вынести ЕГЭ по
русскому в 9 класс, а в 11-м предложить полноценное сочинение.
Вторая. Какое сочинение считать полноценным сегодня? Чтобы обнаружить
актуальную функциональную грамотность выпускника – понять текст,
обосновать собственную позицию и суметь ее выразить, – достаточно эссе.
Но как его оценивать, если не по шпаргалкам, которые дают проверяющим
части «С» (там даны приемлемые аргументы, требование к количеству слов,
там важно «хорошо, последовательно, развернуто», а не «о чем»), – как
оценивать по качеству мысли и присутствию творчества?
Третья. Темы: будут ли они интересными для учеников? Какие темы им
интересны?
Четвертая. Обязательно ли связывать темы сочинений с изучаемыми в школе
произведениями литературы? Или это будет вовсе не сочинение по
литературе? Ведь поручение президента звучит буквально так:
«Обеспечить, начиная с 2014/15 учебного года, учет результатов
итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций
наряду с результатами единого государственного экзамена при приеме в
образовательные организации высшего образования». Конечно, учить писать
и говорить – это задача любого предметника, но ведь филологи для этого
лучше оснащены. Хотя если речь идет о порассуждать «вообще», то чему
тут учить?
Посмотрим, работа экспертной группы только началась.
Готовность минус один
В целом процесс возвращения сочинения представляется
выигрышным. Отреклись – отменили – забыли. Прошло время, поле
образования изменилось, вспомнили. И теперь увидели объект со стороны,
обнаружили новые подходы. Например, учить писать не за счет увеличения
количества часов и углубления программ по литературе (специально), а
исходя из актуальных потребностей детей, учителя и самой культуры
(спонтанно, обнаруженным образом). В самом деле, дети обожают сочинять,
учитель не может обойтись без рефлексии учебного события, культура
мертва без воспринимающего сознания. Отсюда и понимание того, каким и
зачем должно быть сочинение/свободное письмо сегодня. Личным по замыслу
и ответственным по воплощению. Обеспечивает это только техника
«пишем–читаем–думаем–корректируем», воспроизведенная сотни и сотни раз.
Обо что, собственно, разбилась ладья старого сочинения? Об утес
недостижимости идеала. Дети пишут плохо, с массой ошибок. А на выходе
требования невыполнимые: 6 ошибок – «2». Лучше пусть вообще не пишут.
То есть языковой пуризм (от фр. pur – чистый) оказался в нас сильнее
профессионального педагогического долга. И вот тому наглядная
иллюстрация, самая свежая.
На «Снобе» бывший замминистра образования, ныне ректор МГПУ Игорь
Реморенко разместил свою статью «Бессознательное сочинение» – http://www.snob.ru/profile/27400/blog/70335.
По жанру это «то самое» эссе: мысли вслух, личное понимание проблемы,
собственные формулировки и предложения. Отгадайте, какие первые
комментарии дали словесники в соцсетях? Верно, начали исправлять
речевые погрешности, причем дружно, то есть снова и снова об одном.
Затем – давать знания о том, что такое сюжет на самом деле. И в целом –
пусть не пишет, о чем не знает.
Вот что с этим делать? Статья-то своевременная, о том, как можно в
ситуации навязываемого сочинения отказаться от нормативного
государственного установления, используя существующие нормы закона. А
вот нет, написано не идеально!
При таком понимании филологической компетенции нас точно ждет единый
учебник без капли жизни, 100 книг в качестве национального канона
чтения и итоговое сочинение на патриотическую тему. Конечно, по-старому
не получится, но и лучше вряд ли станет, потому что сегодня еще более,
чем всегда, люди хотят проверять и поправлять, а не учить и учиться.