Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Лавренчук Егор

Чему научит онлайн-образование?

Практическое руководство, позволяющее идти в ногу со временем и даже на шаг впереди

По прогнозам экспертов, онлайн-курсы изменят систему образования от младшей школы до высшей. Уже сегодня это не просто модный познавательный досуг, а вполне себе воспроизводство профессионального знания. Однако потенциал этого пространства мы открыли далеко не полностью. В ходе декабрьской конференции, где был представлен рейтинг университетов стран БРИКС, Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), сказал: «Лавинообразное расширение сектора открытых курсов в интернете заставляет думать, что через 5–10 лет такого рода курсы будут реально замещать значительную часть университетских курсов… Мы должны задуматься о последствиях».

Как просчитать предпочтения?

Видимо, речь идет о том, что в перспективе образовательные учреждения будут бороться за наиболее интересные онлайн-курсы, а брендом в этом случае будет каждый преподаватель и его курс. Попробуем это понять.
В 2013 году компания Trendwatching, специализирующаяся на бизнес-анали­тике, опубликовала матрицу потребительского тренда и руководство по ее применению. В свою очередь, сотрудники петербургского веб-агентства Denero осуществили перевод этого руководства и опубликовали русскоязычную матрицу у себя на сайте http://www.denero.ru/templates/docs/consumer_trend_canvas_guide_ru.pdf.
По сути, это инструмент, который позволяет понимать и использовать тренды, а также ориентироваться в изменениях, происходящих в культуре потребления. Тренды имеют большое влияние на общество: под их воздействием появляются совершенно новые нужды, формируются соответствующие ожидания, открываются новые возможности. Тренды меняют представление о том, что нужно людям. Анализ этих ожиданий позволяет понять, почему мы выбираем те, а не иные бренды, что мы готовы поддерживать и развивать, а что оставить в прошлом.
Матрица разделена на две части: «Понимание» и «Применение». В части «Понимание» анализируется сам тренд. Для этого максимально полно собираются сведения о нем: определяются причины возникновения тренда, изучаются ожидания пользователей, собираются примеры применения тренда в различных сферах деятельности. В части «Применение» определяется влияние тренда: делаются выводы, строятся предположения, рассматриваются возможности, которые тренд может предоставить.

Важнейший тренд в образовании. Понимание…

Прежде всего необходимо определить базовые потребности учащихся. Люди мотивированы статусом? Стремятся к развитию своей личности? Хотят просто и быстро получить актуальные знания? Следовательно, можно выделить такие потребности, как личностное развитие, социальный статус, простота, актуальность. Вот несколько фундаментальных потребностей, которые сегодня играют главную роль в понимании тренда открытых курсов.
Теперь определяем драйверы тренда (долгосрочные глобальные изменения, которые происходят вне зависимости от того, владеют они умами людей или люди о них не догадываются) и его триггеры (быстротечные изменения). Для понимания этих изменений аналитики изучают в том числе записи в блогах и социальных сетях специалистов. Судя по контенту блогов преподавателей, глобализация учебной среды и развитие дистанционного образования – это основные драйверы, которые можно отметить в современном учебном процессе. Появление открытых курсов неизбежно. А триггеры, повлиявшие на образовательный тренд, обусловлены развитием цифровых технологий. Прежде всего увеличение скорости обработки и передачи данных по сети Интернет, а также массовое использование мобильных компьютеров (смартфонов и планшетов).
Что в исследуемом нами тренде является ожиданиями? Свобода от рамок образовательных учреждений, повышение качества образования, доступность образования, увеличение мобильности процесса получения знаний. Эти запросы уже сформированы у потребителей знаний, однако реальное положение дел этому запросу не соответствует.
Заключительный кластер блока «Понимание» – «Вдохновение». В нем предлагается найти сочетание уже когда-либо применявшихся методов или технологий для получения чего-то нового. Как утверждают авторы матрицы, очень мало инноваций представляют собой совсем новые вещи – большинство из них получены путем сочетания вроде бы несочетаемых элементов или применения их в новом контексте. Очень ярким примером служат упоминавшиеся ранее смартфоны, которые сочетают в себе функции мобильного телефона и персонального компьютера. Применительно к образовательному тренду очевидным ходом была бы смена контекста образования: онлайн-образование будет интегрировано в образовательную среду, а открытые курсы станут учитываться в рамках общей образовательной программы. Это как раз то, что полагает увидеть через 5–10 лет ректор Высшей школы экономики.

…и применение

Первый кластер «Применения» – «Инновационный потенциал». Здесь пользователю предлагается разобраться в том, как тренд может повлиять на его дело. Это потенциал тренда, он условно делится на четыре составляющие. Первая из них, «Видение», показывает, как глубинные сдвиги, лежащие в основе конкретного тренда, влияют на восприятие людьми вашего дела. Следующая – «Бизнес-модель» – подразумевает ответ на вопрос, сможете ли вы использовать данный тренд, чтобы запустить новый проект. Далее – «Продукт-Сервис-Опыт» говорит о том, как вы будете адаптировать свои продукты и услуги в свете нового тренда, а также какие новые сервисы вы сможете создать. Наконец, четвертая составляющая, «Реклама», говорит сама за себя.
Возвращаемся к рассматриваемому нами тренду. С составляющей «Видение» все предельно просто: образовательные учреждения, использующие этот тренд, будут выглядеть более продвинутыми по сравнению с остальными. А вот «Бизнес-модель» будет определяться каждый раз по-разному, в зависимости от политики тех или иных учреждений. Стоит отметить, что на сегодняшний день многие курсы представлены на бесплатной основе. Как изменится ситуация в будущем, прогнозировать сложно. «Продукт-Сервис-Опыт» – также избирательно применяемая составляющая: каждый отдельный курс можно адаптировать в зависимости от его особенностей. «Реклама», безусловно, важна и в образовании, но некоторые курсы в рекламе нуждаться не будут.

Кто в тренде?

Сотрудники компании Trendwatching призывают: думайте о том, каких изменений вы хотите добиться, сделав конкретный тренд актуальным. То есть оцените, кто на сегодняшний день уже использует тренд и что вы можете сделать, чтобы расширить аудиторию. Кластер «Для кого» – важнейший. Аудитория открытых курсов представлена преимущественно людьми, которые обладают свободным временем и не имеют возможности получать систематическое образование. Не получится ли так, что аудитория нашего тренда – это в основном женщины, домохозяйки, которые не обременены заботами по дому и стремятся к личностному развитию? Нет, есть еще одно ядро аудитории, которое сложно классифицировать по определенному половозрастному признаку – это так называемые «нубы», или новички. Открытые курсы пользуются у этой аудитории популярностью, так как подобная форма обучения дает возможность легко и просто разобраться в новой области знаний.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Свой ответ впишите в заключительный пустой кластер матрицы, который называется «Ваши инновации».
…Итак, матрица – это инструмент, который помогает понять и наилучшим образом применить тренд, будь он в области бизнеса, образования или где-либо еще. Просто впишите в матрицу ваш тренд, начните заполнять форму и посмотрите, что у вас получится на выходе.