ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Чему научит онлайн-образование?
Практическое руководство, позволяющее идти в ногу со временем и даже на шаг впереди
По прогнозам экспертов, онлайн-курсы изменят систему
образования от младшей школы до высшей. Уже сегодня это не просто
модный познавательный досуг, а вполне себе воспроизводство
профессионального знания. Однако потенциал этого пространства мы
открыли далеко не полностью. В ходе декабрьской конференции, где был
представлен рейтинг университетов стран БРИКС, Ярослав Кузьминов,
ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), сказал: «Лавинообразное
расширение сектора открытых курсов в интернете заставляет думать, что
через 5–10 лет такого рода курсы будут реально замещать значительную
часть университетских курсов… Мы должны задуматься о последствиях».
Как просчитать предпочтения?
Видимо, речь идет о том, что в перспективе образовательные
учреждения будут бороться за наиболее интересные онлайн-курсы, а
брендом в этом случае будет каждый преподаватель и его курс. Попробуем
это понять.
В 2013 году компания Trendwatching, специализирующаяся на
бизнес-аналитике, опубликовала матрицу потребительского тренда и
руководство по ее применению. В свою очередь, сотрудники петербургского
веб-агентства Denero осуществили перевод этого руководства и
опубликовали русскоязычную матрицу у себя на сайте http://www.denero.ru/templates/docs/consumer_trend_canvas_guide_ru.pdf.
По сути, это инструмент, который позволяет понимать и использовать
тренды, а также ориентироваться в изменениях, происходящих в культуре
потребления. Тренды имеют большое влияние на общество: под их
воздействием появляются совершенно новые нужды, формируются
соответствующие ожидания, открываются новые возможности. Тренды меняют
представление о том, что нужно людям. Анализ этих ожиданий позволяет
понять, почему мы выбираем те, а не иные бренды, что мы готовы
поддерживать и развивать, а что оставить в прошлом.
Матрица разделена на две части: «Понимание» и «Применение». В части
«Понимание» анализируется сам тренд. Для этого максимально полно
собираются сведения о нем: определяются причины возникновения тренда,
изучаются ожидания пользователей, собираются примеры применения тренда
в различных сферах деятельности. В части «Применение» определяется
влияние тренда: делаются выводы, строятся предположения,
рассматриваются возможности, которые тренд может предоставить.
Важнейший тренд
в образовании.
Понимание…
Прежде всего необходимо определить базовые потребности
учащихся. Люди мотивированы статусом? Стремятся к развитию своей
личности? Хотят просто и быстро получить актуальные знания?
Следовательно, можно выделить такие потребности, как личностное
развитие, социальный статус, простота, актуальность. Вот несколько
фундаментальных потребностей, которые сегодня играют главную роль в
понимании тренда открытых курсов.
Теперь определяем драйверы тренда (долгосрочные глобальные изменения,
которые происходят вне зависимости от того, владеют они умами людей или
люди о них не догадываются) и его триггеры (быстротечные изменения).
Для понимания этих изменений аналитики изучают в том числе записи в
блогах и социальных сетях специалистов. Судя по контенту блогов
преподавателей, глобализация учебной среды и развитие дистанционного
образования – это основные драйверы, которые можно отметить в
современном учебном процессе. Появление открытых курсов неизбежно. А
триггеры, повлиявшие на образовательный тренд, обусловлены развитием
цифровых технологий. Прежде всего увеличение скорости обработки и
передачи данных по сети Интернет, а также массовое использование
мобильных компьютеров (смартфонов и планшетов).
Что в исследуемом нами тренде является ожиданиями? Свобода от рамок
образовательных учреждений, повышение качества образования, доступность
образования, увеличение мобильности процесса получения знаний. Эти
запросы уже сформированы у потребителей знаний, однако реальное
положение дел этому запросу не соответствует.
Заключительный кластер блока «Понимание» – «Вдохновение». В нем
предлагается найти сочетание уже когда-либо применявшихся методов или
технологий для получения чего-то нового. Как утверждают авторы матрицы,
очень мало инноваций представляют собой совсем новые вещи – большинство
из них получены путем сочетания вроде бы несочетаемых элементов или
применения их в новом контексте. Очень ярким примером служат
упоминавшиеся ранее смартфоны, которые сочетают в себе функции
мобильного телефона и персонального компьютера. Применительно к
образовательному тренду очевидным ходом была бы смена контекста
образования: онлайн-образование будет интегрировано в образовательную
среду, а открытые курсы станут учитываться в рамках общей
образовательной программы. Это как раз то, что полагает увидеть через
5–10 лет ректор Высшей школы экономики.
…и применение
Первый кластер «Применения» – «Инновационный потенциал». Здесь
пользователю предлагается разобраться в том, как тренд может повлиять
на его дело. Это потенциал тренда, он условно делится на четыре
составляющие. Первая из них, «Видение», показывает, как глубинные
сдвиги, лежащие в основе конкретного тренда, влияют на восприятие
людьми вашего дела. Следующая – «Бизнес-модель» – подразумевает ответ
на вопрос, сможете ли вы использовать данный тренд, чтобы запустить
новый проект. Далее – «Продукт-Сервис-Опыт» говорит о том, как вы
будете адаптировать свои продукты и услуги в свете нового тренда, а
также какие новые сервисы вы сможете создать. Наконец, четвертая
составляющая, «Реклама», говорит сама за себя.
Возвращаемся к рассматриваемому нами тренду. С составляющей «Видение»
все предельно просто: образовательные учреждения, использующие этот
тренд, будут выглядеть более продвинутыми по сравнению с остальными. А
вот «Бизнес-модель» будет определяться каждый раз по-разному, в
зависимости от политики тех или иных учреждений. Стоит отметить, что на
сегодняшний день многие курсы представлены на бесплатной основе. Как
изменится ситуация в будущем, прогнозировать сложно.
«Продукт-Сервис-Опыт» – также избирательно применяемая составляющая:
каждый отдельный курс можно адаптировать в зависимости от его
особенностей. «Реклама», безусловно, важна и в образовании, но
некоторые курсы в рекламе нуждаться не будут.
Кто в тренде?
Сотрудники компании Trendwatching призывают: думайте о том,
каких изменений вы хотите добиться, сделав конкретный тренд актуальным.
То есть оцените, кто на сегодняшний день уже использует тренд и что вы
можете сделать, чтобы расширить аудиторию. Кластер «Для кого» –
важнейший. Аудитория открытых курсов представлена преимущественно
людьми, которые обладают свободным временем и не имеют возможности
получать систематическое образование. Не получится ли так, что
аудитория нашего тренда – это в основном женщины, домохозяйки, которые
не обременены заботами по дому и стремятся к личностному развитию? Нет,
есть еще одно ядро аудитории, которое сложно классифицировать по
определенному половозрастному признаку – это так называемые «нубы», или
новички. Открытые курсы пользуются у этой аудитории популярностью, так
как подобная форма обучения дает возможность легко и просто разобраться
в новой области знаний.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Свой ответ впишите в
заключительный пустой кластер матрицы, который называется «Ваши
инновации».
…Итак, матрица – это инструмент, который помогает понять и наилучшим
образом применить тренд, будь он в области бизнеса, образования или
где-либо еще. Просто впишите в матрицу ваш тренд, начните заполнять
форму и посмотрите, что у вас получится на выходе.