КРУГ ВОПРОСОВ
Рейтинги: нас считают, но с нами не считаются…
Специалисты подводят итоги экспертизы качества образования в минувшем году
Новый год начинаем со старой темы – рейтинги в образовании.
Потому что пока мы не получим ответы на вопросы, кто их заказывает,
кто и как производит, какое влияние оказывают рейтинги на жизнь тех,
кто участвует, – ранжирование разного рода будет восприниматься как
бессмысленное и беспощадное. Эксперты и практики рейтингов в
образовании собрались на итоговый семинар Института развития
образования НИУ ВШЭ, который состоялся 24 декабря.
Рейтингов в
образовании свыше трехсот…
Учитывая остроту вопроса, итоговую встречу года провели в
непривычном формате «круглого стола». А поскольку эксперты оценивают
ситуацию в самых разных красках, от восторженных до
мрачно-скептических, разговор получился жесткий.
Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ
ВШЭ, предложила «разобраться со смыслами»:
– Мы размыто используем само понятие, в головах перемешиваются разные
формы. На бытовом уровне рейтинг – это любой выставленный список. Между
тем существуют очень разные рейтинги – линейные и кластерные, тотальные
и выборочные, и у всех свое назначение. Объединяет их только метод:
ранжирование объектов.
История рейтинга в российском образовании начинается с единичных
прецедентов девяностых годов, затем вслед за нацпроектами двухтысячных
последовало развитие системы оценки качества. Тогда же появились и
первые закрытые рейтинги – для внутреннего пользования ведомств.
– И до сих пор, заметим, не все готовы рассекретить свои рейтинги, –
добавляет Мерцалова.
Первым открытым рейтингом, созданным не только для управления, но и для
информирования населения, стал рейтинг субъектов Федерации по
показателям развития образования.
В этом году и субъекты Федерации, и образовательные организации, и
местные органы управления обязаны вывешивать у себя на сайтах рейтинги
школ, вузов, детских садов и других образовательных организаций, во
многом из-за жестко подведенной правовой базы.
По оценкам Минобра, в настоящий момент существует более трех сотен
рейтингов в сфере образования. Независимые рейтинги, по оценке Татьяны
Мерцаловой, представлены тремя группами. Во-первых, стихийные
пользовательские рейтинги с «родительских» сайтов. Они действительно
независимы, оперативны, но совершенно чужды методике, очень субъективны
и ненадежны.
Во-вторых, влиятельный поставщик рейтингов – «Социальный навигатор»
агентства «РИА Новости». Есть и другие игроки, которые активизируются в
зависимости от их собственных интересов: например, РОСНОУ или
Российский союз ректоров.
Информационный шум или
средство управления?
Рано или поздно наступает момент, когда рейтинг перестает
работать и даже становится опасным. Например, серьезная проблема
современных рейтингов – в их однообразии. Почти все концентрируют
внимание на учебных успехах учащихся, и только единицы предлагают
какие-то другие характеристики.
Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации
мониторинга и статистики образования, уверен: повальное увлечение
рейтингами уже представляет опасность – это реальная угроза и системе
образования, и экспертному сообществу.
– Мы живем в условиях массового кустарного производства рейтингов. Во
многих из них заранее задаются неверные ориентиры: эффекты от
образования носят отложенный характер, конечный результат оценить
сложно, поэтому создатели рейтингов исходят из того, что могут
рассмотреть и померить. Сейчас производят рейтинги самые дурацкие:
например, по частоте упоминаний образовательной организации на ее
собственном сайте.
Такого рода информационный шум угрожает окончательной потерей уважения
к экспертам и к шкалам измерения вообще.
Рейтинг содержит в себе неразрешимое противоречие: с одной стороны, чем
он проще и чем меньше в нем критериев, тем меньше пользы. А с другой
стороны, чем он сложнее, тем хуже: больше ошибок, меньше смысла, да и
пользоваться труднее. Рейтинг на семьдесят показателей вообще не
способен решить ни одной практической задачи.
Кроме того, рейтинг – это еще и самообман: в заданной системе координат
позаботиться о показателе проще, а о программах, учебном процессе и
других важнейших вещах можно вроде как забыть.
Однако нет плохих инструментов, есть их неадекватное использование.
Марк Агранович определил достаточно узкую сферу применения рейтинга в
чистом виде: семьями – для выбора учебного заведения, заказчиком – при
отборе исполнителя проекта, а также руководству – как рычаг управления.
Именно рычаг, ни о какой объективности тут речь не идет. Как пример
последнего Агранович упомянул ректора Новгородского института развития
образования Владимира Аверкина:
– Он, как профессиональный шулер, менял правила по ходу дела, но с
благой целью: сигналил своей области рейтингами о том, куда направить
силы. Получилось эффективно.
Итак, рейтинг в России – инструмент управления образованием, хотя на
самом деле рейтинг – это не более чем промежуточные данные для
сравнительного анализа. Окончательное решение, в особенности по оценке
эффективности и финансированию, не может приниматься, исходя из цифр,
считает Агранович.
Но это, оказывается, мечты, потому что как бюджетировать результат без
рейтинга, управленцы не знают. В частности, сам Владимир Аверкин
попросил уточнить: а как без рейтинга выяснить, какой субъект Федерации
лучше выполняет указ президента? С другой стороны, «давать деньги по
рейтингам, без учета контекста, бессмысленно», – заявил Виктор Болотов.
Разногласие это означает, что люди одной страны мыслят управление
совершенно по-разному! Мейнстрим же пока у нас такой: делить на лучших
и худших, лучшим давать больше, худшим меньше, создавать конкуренцию –
и люди начинают шевелиться. Да, за последние места никого не
расстреливают, разве снимают. Но эффект-то налицо!
«Всего лишь информация»
– но кто ж поверит?
Исполнительный директор Центра социальных рейтингов «РИА
Новости» Наталья Тюрина говорила о том, что рейтинг – одна из форм
выявления приоритетов, один из способов представления информации. Пока
у «Навигатора» нет ни практики проведения подобных исследований, ни
кадров, которые имеют достаточный опыт разработки инструмента. По
словам Тюриной, заказчиком рейтинга сейчас может выступить любой
субъект, который готов платить. Добрые намерения и трансляции
социальных истин роли не играют – всегда есть чей-то интерес и
финансовая составляющая. Разные рейтинги берутся как раз из того, что
есть разные заказчики и ценности.
Николай Шугаль, заместитель директора Института статистических
исследований и экономики знаний ВШЭ, рассказал о нюансах работы с
рейтингами образования:
– Действительно, рейтинги – лишь полуфабрикаты для дальнейшего
шевеления мозгами, но прежде всего это достоверная система показателей,
открытая и понятная методология. Мы пытаемся вести модульную структуру
исследования, чтобы работали общие показатели, с другой стороны,
учитываем уровни: у каждой ступени свои правила в регионе. Для более
узких вопросов ведем тематические рейтинги; по конкретным проблемным
областям – субрейтинги.
Наталья Тюрина, как представитель конкурирующей фирмы, не могла
удержаться от вопроса: а кто финансирует такие глобальные исследования?
Выяснилось, что такие рейтинги ведутся по заказу Минобрнауки и на
бюджетные деньги, но никаких следов этого заказа в продукте не видно.
Каково же будущее рейтинга в образовании? Все зависит от того, какую
линию развития выберет руководство. По мнению Аграновича, перед
профессиональным сообществом стоят три важнейшие задачи: прежде всего
ликбез начальства по поводу того, что можно и что нельзя делать с
рейтингом. Затем создание общественной структуры по аккредитации
рейтинга – чтобы как можно скорее прекратить вал халтуры. Наконец,
весьма желателен переход от рейтингов к индивидуальным конструктам.
– Мы дошли до такой степени информационной открытости, что каждый
потребитель сам может выстроить рейтинг в базе данных. Если продолжить
сегодняшний тренд, то чуть ли не каждый может, базируясь на открытых
базах данных, быть автором собственного рейтинга.
Значит, лучшее, во что может переродиться рейтинг, – это не заранее
посчитанный столбец, а матрица для пользователя: работай сам,
определяйся со своими приоритетами, выбирай то, что нужно именно тебе.
А вот заниматься при помощи рейтинга поиском худших, даже для благой
цели помочь им, – худшая линия развития.
Оценка качества – чья
это монополия?
Разумеется, Аграновичу возражали: конфликт интересов! Задача
не настолько простая, чтобы даже квалифицированный потребитель умел с
ней работать. Людям надо давать только верхний срез, а не «почему» и
«что на что» влияет. То есть держатели информации не хотят ограничивать
собственную монополию и выводить рейтинг на уровень доступного
конструкта. Но если так, то рано или поздно с этим в общем-то удобным и
достойным инструментом поступят, как с надоевшей игрушкой. Увлечение им
достигнет апогея, его будут использовать во всех уместных и неуместных
случаях, затем и вовсе забудут.
Другой прогноз: наоборот, каждый регион за большие деньги будет
рейтинговать свои институты. Причины описаны выше.
В целом же эксперты солидарны в том, что пока независимая оценка
качества приносит новые и новые проблемы. Президент один раз велел
составить рейтинг, а вылилось все в систематический сбор данных, тогда
как именно общественные инструменты оценки качества вообще не
реализуются. А если реагировать на каждый рейтинг, управление
образования больше ничем не сможет заниматься.
…Одного на встрече не прозвучало, хотя, вероятно, эта мысль
промелькнула в голове у каждого: болезненная страсть руководства
навести порядок, расставить все по полочкам, всех выстроить в ряд очень
похожа на типичное проявление невроза. Попытка загнать в рейтинг все и
вся – расписка в беспомощности и сильнейшем стрессе нашей системы
образования.