О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Сегодня в науке активно развиваются подходы, основывающиеся на
единстве мышления и эмоциональной сферы человека. О некоторых из них
идет речь в статье
В.Луцковича «Специфика взаимосвязи типов мышления и субъективных
особенностей понимания» («ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ», № 3 за 2013
год).
К примеру, согласно концепции О.Тихомирова эмоциональная активность
предшествует нахождению общего принципа решения. Известный психолог
В.Вилюнас считает, что в ситуации выбора эмоции способствуют выделению
целей. Разработчики деятельностного подхода убеждены, что в процессе
деятельности эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы
обретают эмоционально-образный характер, становясь «смысловыми».
Некоторые ученые выделяют и анализируют особый вид эмоций, получивших
название «интеллектуальных». Уже описаны механизмы, с помощью которых
интеллектуальные эмоции воздействуют на мыслительную деятельность
(эмоциональное закрепление, эмоциональное наведение и эмоциональная
коррекция).
Почему, находясь в примерно одинаковых стартовых условиях, одни
директора добиваются существенных положительных перемен в школе, а
успехи других – незначительны? Этому вопросу посвящена статья Г.Пономаревой «Что делают
успешные директора школ и чего не делают неуспешные» («НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2013 год).
В публикации обобщен опыт взаимодействия автора с директорами школ в
системе повышения квалификации.
Что же присуще зрелым успешным директорам? Прежде всего умение
мотивировать коллектив на высокие достижения и помогать каждому, кто
хочет достичь высот. Хороший директор умеет подбирать инициативных
сотрудников, делегировать им властные полномочия и грамотно давать
поручения. Собственно, к этому и сводится роль директора как
управленца. Хороший руководитель не стремится компенсировать собой все
проблемы организации: для него важнее, чтобы подчиненные сотрудничали.
При этом успешные директора не только дают положительную оценку
действиям работников, но и продумывают индивидуальную систему стимулов
для каждого. Критикуют редко и даже самые трудные разговоры ведут в
конструктивном русле.
Перед многими школами сегодня стоит задача интеграции
детей-мигрантов в образовательный процесс. И здесь может быть полезно
знакомство с практикой стран, уже накопивших опыт подобной интеграции.
О том, как эта работа ведется в США, Канаде и Великобритании,
рассказывается в статье
М.Даниловой «Организация включения детей иммигрантов в образовательный
процесс» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2013 год).
Конечно, в каждой стране есть своя специфика, но существуют и общие
черты. К примеру, везде большое внимание уделяется тому, чтобы новички
с первых дней учебы получили всю важную для них информацию о школе на
понятном им языке. Для этого школы выпускают путеводители со схемами
расположения кабинетов и специальных служб – столовой, спортивного
зала, кабинетов директора, каунслера (советника-консультанта), врача.
Практикуется показ видеосюжетов на нескольких языках с информацией о
школьных требованиях и предоставляемых программах.
На начальных этапах при оценке готовности ребенка-мигранта к учебе
применяются в основном неформальные процедуры. К примеру, педагог может
попросить ребенка написать что-нибудь на своем родном языке. Это дает
учителю понять: умеет ли ребенок писать, правильно ли развит навык
письма, как долго он пишет, проверяет ли написанное.
На этапе адаптации активно используются методы, помогающие создать
позитивную атмосферу в классе, в том числе метод проектов.
Распространенная практика – предложить детям провести лингвистическое
исследование своего района или место расположения школы: сбор данных об
этнолингвистической демографической ситуации (опрос родителей, соседей,
знакомых), определение языковых предпочтений учеников (на каком языке
они общаются дома, с друзьями, в общественных местах), сбор печатных
материалов на различных языках (буклетов, информационных листов, книг,
журналов и др.). Этот материал представляется как ученический
исследовательский проект, оформленный в графиках и таблицах.