Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Кириллова Светлана

Цена невнесенной поправки

Из-за несогласованности действий законодателей родители в будущем году рискуют переплатить за детский сад

Ровно год назад, в декабре 2012 года, был принят Закон «Об образовании в РФ». Тогда не все заметили, что речь шла только об одном, а не о двух законах, как положено в таких случаях. Вместе с новым законом обычно принимается и другой, под стандартным названием «О внесении поправок в законы РФ в связи со вступлением в силу…». Первый закон читают и обсуждают все. Второй обсуждают только юристы. Этот второй документ депутаты Госдумы отложили на весеннюю сессию 2013 года. Для того, чтобы Закон «Об образовании в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2013 года, нужно было внести изменения в статьи более чем 200 законов! 
Россиянам пообещали, что еще до начала летних каникул эта работа будет проделана. Год прошел. Выяснилось, что несколько важных поправок в другие законы так и остались невнесенными. «Ну и что из этого? – спросит кто-то. – Мелкий бюрократический казус!» Однако расплачиваться за «мелкий казус» в будущем году придется простым россиянам.
Причем из собственного кошелька.


– До сих пор не внесены некоторые поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Даже если они будут внесены 2 января 2014 года, они начнут действовать только в 2015 году, потому что бюджетный год начинается в январе! – объясняет директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. – Суть в следующем. Законом «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, внесены новые формулировки в определение образовательной деятельности. Она определяется через реализацию и образовательных программ (не важно, основных или дополнительных). Тем же законом услуга «присмотр и уход» определена как не относящаяся к образованию.
А именно эта услуга составляет большую часть деятельности детских садов. Хотя они и называются дошкольными образовательными учреждениями, образовательные программы составляют небольшую часть их деятельности.
В предшествующем Законе «Об образовании» формулировка была иной: «присмотр и уход» рассматривались как частный случай «содержания детей». Сегодня услуга «содержание детей» как бы расщепилась – на содержание детей в интернатах, учреждениях для детей-сирот и т.д. (для родителей это бесплатно) и на услугу по присмотру и уходу за детьми (за нее родителям надо платить). 149-й статьей Налогового кодекса РФ услуга «содержание детей» освобождена от налога на добавленную стоимость. Услуга «присмотр и уход» – нет. Теперь налоговые органы вправе требовать с учреждения, ее реализующего, налог на добавленную стоимость. А это – 18%. Любое ДОУ, рассчитывая стоимость этой услуги, должно сегодня либо повысить на сумму этого налога родительскую плату, либо изыскать резервы экономии внутри учреждения. Вряд ли детские сады смогут сами найти средства. Но это федеральный налог, и ответственность за его неуплату строгая. Значит, дополнительные 18% будут оплачивать родители.
– Если перевести на рубли, 18% – это много?
– Да, если вспомнить, что сегодня средняя ежемесячная родительская плата за детсад по некоторым регионам уже составляет около двух тысяч рублей. В городах плата может быть намного выше, в селах, с учетом возможностей населения, ниже – от 400 до 700 рублей. Теперь добавьте к этой сумме сверху 18% и сделайте поправку на инфляцию.
– То есть россияне каждый месяц будут платить за детские сады из собственного кармана лишние 18% только потому, что законодатели за весь 2013 год так и не успели что-то друг с другом согласовать?
– Мне трудно сказать, какие возникли правовые коллизии или кто не смог согласовать планы. Все понимают, что вопрос терминологический. Понимают, что речь идет не об освобождении от налогов какого-то нового вида экономической деятельности. Эта услуга раньше называлась по-другому и была освобождена от НДС. Просто мы находимся перед фактом, что после вступления в силу нового Закона «Об образовании в РФ» у нас не оказалось прямой записи о ней в Налоговом кодексе.
– Но если дело за тем, чтобы уточнить несколько слов в Налоговом кодексе, почему этого не сделало Минобрнауки?
– Министерство образования не обладает правом вносить изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Таким правом обладает только Правительство РФ. Инициатива могла бы исходить от Минфина или Минобрнауки. Госдума тоже могла бы поднять этот вопрос, но для этого кто-то должен начать обсуждение. ВШЭ, например, неоднократно инициировала такие процессы по Бюджетному кодексу. Но и это – инициатива. А вся управленческая процедура замыкается на верхнем эшелоне. И на сегодняшний день в плане законотворческой деятельности Правительства РФ, насколько мне известно, этого вопроса нет.
Как нет инструктивных писем (которые могли бы уйти в регионы с уровня Правительства РФ), ответственно разъясняющих налоговым органам и управлениям образованием на местах, что мы не взимаем НДС ни за «содержание детей», ни за «присмотр и уход». С точной ссылкой на статью или подпункт 149-й статьи НК!
– Наверное, Налоговая служба могла бы сама выступить с инициативой и все разъяснить? Ведь это несправедливо, что платить – в девяти из десяти случаев – будут родители!
– Налоговая служба действует по принципу: не давать ответа на предполагаемые действия. Она может дать квалификацию только совершенного действия. Вы не можете обратиться в Налоговую службу за консультацией – как вам платить, так или этак. Сначала вы должны совершить действие – а потом она выдаст вам ту или иную квалификацию ваших действий. Проблема усугубляется тем, что любые изменения в Налоговый кодекс должны быть внесены до начала финансового года. Для того чтобы в 2014 году родители дошкольников – гарантированно, по всей стране – не платили бы разорительный НДС по услугам «присмотр и уход», все законодательные нормы должны были быть приняты в 2013 году.