Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Борисова Людмила

Пользоваться Сетью, но в нее не попасться!

Правилам безопасного поведения в интернете можно учить запретами, а можно – с помощью развивающих тренингов, основанных на игровых принципах

Хотим мы того или нет, наши ученики пропадают в виртуальном пространстве: социальные сети, мобильные телефоны... Мы тревожимся, стараемся ограничить доступ в интернет, ставим сложные пароли. Как обычно, запреты не слишком эффективны. К счастью, есть другие способы!

Наши европейские коллеги сталкиваются с той же проблемой. Их стратегия – помощь детям в изучении законов, действующих в «зазеркальном» мире, в тренировке умения предугадывать опасности и по возможности избегать их. Помощь взрослым: оснащение родителей и педагогов методиками, учебными играми, в том числе компьютерными, брошюрами и листовками с описанием правил общения и ведения дискуссий... Не сеть становится безопаснее – пользователи лучше умеют защищаться.
Самая эффективная помощь – адресная, поэтому на сайтах европейской программы «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.org/, http://www.internetsanscrainte.fr/) отдельно размещены занятия, игры, советы для младших подростков (7–12 лет), отдельно – для старших (12–17): отличается не только стиль диалога, но и уровень проблем, совсем другие права и другая мера ответственности. Инструкции по безопасности в социальных сетях отличаются от правил поведения для любителей онлайн-игр. Есть то, что могут и должны понимать, делать родители. Есть то, что по силам педагогу.
И чтобы это было действительно «по силам», опубликованы пошаговые планы занятий, мультфильмы и компьютерные игры, которые удобно использовать на уроке. Более того, чтобы учителю не мучиться, выкраивая время для «разговоров не по теме», инициаторы, просмотрев все учебные планы, нашли подходящие темы в курсах словесности, истории, общество­знания, когда логично и полезно использовать материалы программы, одновременно совершенствуя предметные навыки ученика и повышая уровень его защищенности в виртуальном мире.
Несмотря на то что наши учебные планы не совпадают с программами европейских школ, мы можем использовать опыт коллег на классных часах, уроках русского языка и литературы, ОБЖ. Вот несколько примеров.

Начальная школа: виртуальный мир – хорошо, но и реальный не хуже

В европейском варианте этот урок начинается с просмотра мультика, в котором два персонажа радостно отправляются в каникулярное путешествие. Один из них – фанат компьютера, другой – любитель реальных развлечений. За неимением такого красочного вступления можно устроить небольшую инсценировку в классе: выдать актерам-энтузиастам бумажки с описанием характеров, которые им предстоит изобразить.
Первый эпизод – поездка в машине до места отдыха. Один глазеет по сторонам. Другой следит по навигатору за дорогой, успевая просматривать и краткие сообщения о попутных городах, но не успевая увидеть их воочию. Вариант развития событий: наш герой увлеченно проходит игровую трассу, не замечая настоящей.
Приехав в лес, «компьютерщик» злится на медлительность интернета, спорит с ребятами, какой сайт (игру) легче открыть. Он просто не слышит, что одна милая девочка собирает попутчиков на велосипедную прогулку. Разумеется, второй герой тут же откликается на заманчивое предложение. Его ждут встреча с оленем на поляне, купание, футбол на пляже.
Последний эпизод: один персонаж, не умолкая, пересказывает родителям свои приключения, показывает фотографии. Второй по-прежнему не отрывает глаз от экрана. Ему и похвастаться нечем.
Классу предлагается сравнить поведение героев, высказать, в чем преимущества каждого, в чем трудности.
Аналогичные сценки разыгрываются на тему «бесплатного сыра из мышеловки». Самая актуальная история для младших подростков, которые чаще других попадаются на разорительные обещания интернет-хитрецов. Скажем, мальчишка начинает играть в онлайн-игру «совершенно бесплатно», с легкостью проходит уровень за уровнем. Вдруг игра блокируется. Нужно позвонить по телефону, чтобы получить код на продолжение. Невинно и не страшно. Наш «победитель» набирает указанный номер и попадает на автоответчик: «Ваш звонок очень важен для нас, не вешайте трубку». Ожидание заканчивается вместе с деньгами на счету мобильного телефона. И счастье, что это был мобильник. Потому что в противном случае родителям пришел бы огромный счет от телефонной компании – звонок организаторам игры, оказывается, стоит в несколько раз дороже, чем обычный.
Эффективность подобных занятий в том, что ситуация сначала проигрывается, проживается, потом обсуждается, а итог подводится как-нибудь афористично и ярко: анкета, список советов, мои правила… Получается некая листовка, которая останется у ребенка и в памяти, и в тетради (или в классном уголке). Не чужие слова, не вызывающие доверия, а мои собственные выводы, возникшие из опыта, наблюдений, совещаний с друзьями.

Старшая школа: мы с тобой через много лет

Знатокам европейских языков повезло. Они могут предложить подросткам образовательную онлайн-игру (http://www.2025exmachina.net/), помогающую ребятам представить себе последствия сегодняшних неосторожных слов и поступков.
Возьмем, к примеру, занятие, посвященное социальным сетям. Начинается оно, естественно, с обсуждения реального опыта учеников: кто и в каких социальных сетях зарегистрирован, какие сети наиболее популярны в классе, в молодежной среде. У кого сколько друзей? Кого вы принимаете или не принимаете в друзья? Какого рода информацию публикуете на своих страницах? Чего остерегаетесь?
Теперь начинаем играть. В сущности, можно обойтись и без компьютера – самыми простыми игровыми приспособлениями (карточки с заданиями, кубики, фишки…). Ученики руководят действиями персонажа, который в 2025 году, будучи уже вполне взрослым и солидным, сталкивается с проблемой, корни которой уходят в отрочество, лет на 10–15 назад.
У сегодняшних школьников есть возможность сопереживать ровеснику и ему же (самому себе?) – тридцатилетнему, успешному, готовому исправлять былые ошибки. И хотя речь идет о поведении в виртуальном пространстве, но поскольку подросткам вообще с трудом верится, что они повзрослеют, игра оказывается гораздо серьезнее, чем может показаться.
Итак, сюжет: расстраивается свадьба молодой девушки, потому что жених обнаружил в сети компрометирующую невесту фотографию. Брат невесты с ужасом понимает, что это он в порыве подростковой ярости когда-то, поссорившись с сестрой, разместил на своей странице злополучный снимок. Потом, разумеется, удалил. Но вот – доказательство его глупости странным образом обнаружилось, когда он и вспоминать об этом перестал.
Первый уровень – расследование. Выяснение того, как удаленная фотография могла вновь появиться. Оказывается, очень сложно извлечь что-то из сети бесследно. Второй уровень – придется, преодолев ряд испытаний (они связаны с умением заметить, как меняется смысл сообщения в зависимости от контекста, как по-разному люди воспринимают одни и те же слова…), вернуться в прошлое и изменить ход событий.
И конечно, обсуждение. Разговор о том, каким мы себе представляем адресата сообщения. Герой хотел выразить сестре свое возмущение, а получилось, передал чужому и не очень честному человеку личную информацию. В чем разница между личным, интимным, и публичным, общеизвестным? Где эта граница?
Ребята могут говорить и о проблемах, не связанных с интернетом, но значимых для подростков. Например, о том, как мелочные обиды, «мелкие злодейства» загоняют человека в ловушку, из которой трудно выбраться.
Завершение – жизнеутверждающее: со­циальная сеть, если соблюдать осторож­ность, прекрасная возмож­ность для общения, реализации коллективных про­ектов, распространения новаторских идей и полезной информации...


Может пригодиться

Эти правила и советы или аналогичные, придуманные вместе с учениками, можно развесить в классе, в школе – чтобы все знали, на что стоит соглашаться, а где лучше поспорить.  


Правила безопасной жизни в интернете

1. Социальные сети

– Задавай собеседнику те же вопросы, которые ты задал бы при личной встрече.
– Только ты можешь решить, какую информацию сообщать о себе.
– Старайся обезопасить свой аккаунт, не сообщай никому пароль, продумывай параметры профиля.
– Не публикуй в сети информацию, касающуюся других людей.
– Если зарегистрирован в сети под псевдонимом, назови его только тем, кому безоговорочно доверяешь.

2. Мобильный интернет

– Не давай кому попало свой номер телефона.
– Не включайся в рассылку подозрительных сообщений, фото и видео.
– Не оставляй включенным Bluetooth, особенно когда пользуешься интернетом.
– Подумай, нужна ли тебе опция «автоопределение геопозиции».
– Не обращай внимания на рекламные SMS. От их получения можно «отписаться» (у нас есть сайт http://www.smsnenado.ru/).

3. Онлайн-игры

– Рассказывай другим людям, особенно взрослым, которым доверяешь, о том, какими играми ты увлекаешься.
– Общаясь с другими игроками в сети, будь осторожен. Никогда не знаешь, чья рука управляет мышкой.
– Не путай игровой союз и дружбу.
– Не позволяй себя обкрадывать, следи, чтобы организаторы игры под разными предлогами не выманивали деньги.
– Постарайся договориться с родителями о том, сколько времени ты можешь тратить на игры, и соблюдай эту договоренность.

4. Чаты, блог, форум

– Сказанное забывается, написанное остается.
– Выбирай псевдоним «не слишком» (агрессивный, сексуальный). Помни: найти человека, скрывающегося под псевдонимом, не так сложно. За свои неосторожные слова или замечания можно поплатиться, в том числе по закону.
– Доверяй своей интуиции: если чувствуешь тревогу, отключайся.
– Твоя жизнь – это главное. Имеешь полное право ставить статус «недоступен», если находишься в сети, но занят делом.
– Не забывай отключать видеокамеру, закончив разговор.

Ты обязан –  и в жизни, и в интернете

– Спрашивать разрешение на публикацию чужих фотографий.
– Поставить себя на место человека, о котором ты рассказываешь в сети. Что он почувствует, прочитав твое сообщение? Как это повлияет на его жизнь?
– Следить за тем, что другие люди публикуют на твоей странице. В любом случае именно ты за нее отвечаешь.

Ты имеешь право – и в жизни, и в интернете

– Знать, зачем у тебя спрашивают твои личные данные и как их собираются использовать.
– Отказаться от использования твоих данных для рекламных рассылок.
– Запретить размещать в сети твои фотографии.
– Потребовать удалить опубликованные без твоего разрешения снимки.
– Обращаться с вопросами и за помощью к модераторам сайтов.

По материалам сайта http://www.internetsanscrainte.fr/