О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Вспомним привычные для начальной школы темы урока:
«Правописание безударных гласных в корне слов», «Сложение в столбик с
переходом через десяток»... Может ли учитель после объявления этих тем
услышать: «Ух ты, это интересно!»? Едва ли.
А ведь возможны и совершенно другие уроки: эмоционально насыщенные,
увлекательные, запоминающиеся. Их описывает доктор педагогических наук
А.Остапенко в статье
«Педагогика начального обучения: непривычный взгляд на привычные
задачи» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 9 за 2013 год). Уроки
начинаются не с объявления темы и не сообщения учебной цели, а иначе.
Например, учитель входит в класс и сразу заинтриговывает учеников тем,
что он обнаружил потерянную пиратами карту, разобравшись с которой
можно найти клад. Но для этого надо понять, что на ней написано,
необходимо расшифровать спрятанные там буквы и слова. Каждой букве
соответствует некое число, которое можно вычислить путем сложения в
столбик чисел, указанных в шифровке.
Работа по расшифровке (то есть решению примеров) на таком уроке
происходит с неимоверной скоростью. И при этом никто даже не думает о
математике. Все заняты поиском клада. Но ведь навык-то отрабатывается!
По мнению автора, проблема скучных, рутинных занятий в том, что
наработка навыков оборачивается для детей главной целью, именно она
выдвигается на первый план. И далее отработка навыка идет в режиме
произвольной деятельности, характеризующейся трудоемкостью и
энергозатратностью. Школа вынуждает учеников трудиться в этом режиме
иногда более 80% учебного времени.
Можно ли перевести процесс отработки навыков в режим непроизвольного
действия? Автор убежден, что это необходимо делать. Учебную цель,
предполагающую отработку счёта, письма, чтения, не надо выносить в тему
урока. Она должна быть «спрятана» от ученика и реализоваться как бы
между делом. Достичь этого можно с помощью особых методов проведения
урока, о которых идет речь во второй части публикации.
Как учителю надо описывать свой педагогический опыт, чтобы это
описание было интересным и полезным для коллег? Этому вопросу посвящена
статья Н.Запрудского «Об
описании учителем урока для публикации в журнале или интернете»
(«ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 6 за 2013 год).
В начале публикации дается подробное описание специфики различных
форматов, которые могут быть использованы при описании урока: план,
план-конспект, сценарий, проект, технологическая карта, модель. При
этом автор делает особый акцент на то, что форма представления может
быть любой, но главное – должно быть описание деятельности учеников на
каждом этапе занятия. Учителя часто ограничиваются представлением
собственных действий, хотя известно, что эффективность урока напрямую
зависит от того, как работали на уроке дети.
Перед тем как размещать работу в интернете, автор рекомендует задать
себе ряд вопросов. Например, пояснил ли я особенности моей
дидактической системы? Прописал ли характеристики класса, в котором
проводился урок?
В Институте психологии РАН проведено исследование, которое выявило
факторы, влияющие на способность ребят справляться с жизненными
трудностями. Результаты представлены в статье А.Махнача и А.Локтионовой
«Поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности
и социальной адаптации» («ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», № 5 за 2013 год).
В ходе исследования были обнаружены важные взаимосвязи, которые
психологам и воспитателям желательно учитывать в общении с подростками.
Так, выяснилось, что способы преодоления стресса, которые используют
плохо адаптированные к социокультурным нормам подростки, не ведут к
снятию психологического напряжения. Более того, типичные для этих детей
защитные реакции вызывают у них состояние психологического дискомфорта.
Показательный пример подобного защитного механизма – обесценивание
других людей по принципу «я плохой, и все плохие».
Авторы подчеркивают, что для дезадаптированных подростков негативное
отношение к другим людям зачастую является основной личностной
характеристикой, которая отрицательно сказывается на их жизнестойкости.
Вместе с тем оказать существенную помощь в развитии этим подросткам
могут только те взрослые, к которым сам подросток относится
положительно.