О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.И.Николаева
Леворукий ребенок:
диагностика, обучение, коррекция
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
Специальной литературы о детях с ведущей левой рукой становится все
больше. Но даже у тех педагогов и родителей, которые читали что-то о
проблеме, одни мифы в сознании могут просто смениться другими. Мы ведь
часто стремимся к упрощению и простым объяснениям. Автор начинает с
того, что перечисляет ошибочные представления, бытующие среди тех, кто
имеет дело с детьми. Например, уверенность в том, что «ведущая рука
противоположна преобладающему в активности полушарию», то есть мы
ставим знак равенства между правополушарными детьми и левшами. Или что
«человек всегда помнит факт переучивания в детстве». Ошибочные
представления ведут за собой неправильные воздействия на ребенка. Но
самым вредным заблуждением автор считает объединять всех левшей в одну
группу. Они разные. Так же, как те, кто увереннее пользуется правой
рукой.
Чтобы выстраивать взаимоотношения с ребенком, нужно опираться не на
общие правила, а на его уникальные особенности, понимая причины
поведенческих проявлений. Например, помнить, что предпочитать правую
или левую руку ребенок может по самым разным причинам, и кстати, выбор
часто зависит от характера движений.
Ситуация многоплановая, оценивать ее нужно корректно, используя разные
способы. В Приложении приведены некоторые.
Многие слышали, что нужно определять не только ведущую руку, а еще и
глаз, ухо, ногу... Но оказывается, важно обращать внимание даже на
асимметрию лица: у одного человека левый и правый профили в разной
степени отражают эмоциональное состояние. И по-разному ведут себя –
например, обладают разной способностью к адаптации.
С нейрофизиологической организацией ребенка зачастую связаны его
учебные успехи и неудачи. Это темп психического развития, дисграфия,
дефицит внимания. И чем лучше взрослый изучит возможности и способности
ребенка, тем точнее будут его действия для индивидуального развития.
Нейл Фьоре
Психология личной
эффективности
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
Иногда эффективные технологии взаимодействия или самоорганизации
приходят в школу окольными путями – из бизнес-литературы. В данном
случае автор обещает поделиться с читателем способами, позволяющими
«любой труд сделать менее утомительным и более творческим», что для
учителя немаловажно.
Предполагается, что мы в процессе эффективного самоменеджмента сможем
«корректировать привычные негативные модели и внедрять вместо них
оптимальные решения».
Теоретических выкладок и специальных психологических рассуждений в
книге нет. Есть описания сложных неконструктивных ситуаций и конкретное
последовательное описание, как в них можно действовать. Вы вечно
опаздываете и доделываете свои проекты в последнюю минуту. Вам не
хватает времени на общение с семьей и поддержание здоровья. Мысли
постоянно вертятся вокруг неудач и промахов. Перспектива предстоящей
работы приводит вас в отчаяние.
Уже с первых страниц читатель с облегчением убеждается, что автор на
его стороне. Он признает за человеком право на слабости, вредные
привычки, нерешительность, а рекомендации требуют не подвига, а
разумного и бережного отношения к себе. Даже на уровне фраз, которые
помогут освободиться от неприятных стереотипов и выработать новые
привычки.
Отдельная глава повествует о том, как работать со сложными
сотрудниками, что вполне сопоставимо с трудными учениками. Как нужно
взаимодействовать с ними, чтобы не усугублять их внутренний дискомфорт.
Ведь проблемное поведение часто вызвано неправильным отношением к себе
и к выполнению задания. Заканчивается книга главой «Шлифовка навыков»,
где собраны тренинговые упражнения.