Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Ключи к учебным проблемам

Коучинговый подход предлагает «точечные» решения для педагогических ситуаций, кажущихся запущенными или тупиковыми

Отом, что коучинговый подход в образовании завоевывает все больше сторонников, мы писали совсем недавно ( «ПС» № 18). И словно в подтверждение этому в конце ноября состоялась Первая международная онлайн-конференция «Коучинг в образовании». Коучи и учителя из Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Краснодара, Мичуринска, Ангарска, Риги, Цесиса (Латвия), Кокшетау (Казахстан) в течение четырех дней делились идеями, решениями, историями успешного применения коучинговых технологий в педагогической работе с?детьми. 

Красные чернила для… похвалы

Выступление коуча Натальи Сусловой было посвящено важному для педагогов и родителей навыку – умению переводить диалог с ребенком в позитивный формат, навыку, помогающему сохранить и поддержать интерес школьника к учебе.
Обычно учебный интерес связывают с индивидуальными особенностями ребенка либо с особыми методическими приемами. Но есть еще один существенный фактор, о котором вспоминают реже, – зависимость учебного интереса от стиля общения учителя.
Вы замечали, что с одним и тем же учеником два учителя могут вести себя совершенно по-разному? Один больше хвалит, подбадривает, поддерживает, а другой постоянно делает замечания. И это различие далеко не всегда связано с тем, как ребенок успевает по тому или иному предмету.
Зачастую критика детей обусловлена чрезмерной сосредоточенностью педагога на соответствии определенным нормам, на том, что ученик «должен». Например, писать разборчивым почерком, не делать ошибок, уметь решать задачи, знать правила... При этом особое значение для учителя приобретают те моменты, где это соответствие должному нарушается, где ученик что-то делает «не так». Но ребенок и без замечаний учителя это чувствует. А постоянное подчеркивание неудач ведет к потере учебного интереса.
Какой же выход? Учиться вести диалог, обращая внимание прежде всего на позитивные моменты, на то, что у ребенка получается лучше всего и что самому ребенку нравится в проделанной им учебной работе. А еще – учить ребенка видеть в своей учебной деятельности даже небольшие успехи и подвижки. Вроде бы простая рекомендация. Но следовать ей совсем не просто, особенно в ситуациях, когда кажется, что ученика хвалить не за что. Например, на начальном этапе освоения детьми какого-то навыка. Но почему бы не спросить самих ребят, что им понравилось в том, что они делали сегодня, и в том, что делали их товарищи? Такая обратная связь дает очень хорошие результаты.
Наталья Суслова рассказала историю своей работы с первоклассником, у которого были большие трудности с письмом: буквы выходили такими, что распознать их было почти невозможно. Были перепробованы разные способы и формы работы с мальчиком – ничего не помогало. И тогда Наталья решила применить коуч-подход. Вначале попыталась понять: что происходит с ребенком? «Скажи, почему ты так пишешь?» И выяснилось, что «зачем стараться, если все получается некрасиво?!». То есть: «Я не пишу, потому что буквы некрасивые, а буквы некрасивые, потому что я не пишу».

Замкнутый круг!

Разомкнуть его Наталье помог навык коучингового слушания (когда человек как бы выносит за скобки свой личный опыт, свои установки и старается услышать, что хочет донести до него другой). И она попыталась понять, что именно не нравится мальчику на конкретной странице его письменной работы.
Оказалось: не нравится все; и на другой страничке, и на третьей... Начали листать тетрадь дальше, и наконец-то на одной из страниц мальчик нашел то, что ему понравилось. Это оказался отдельный крючок у какой-то буквы. Вот с этой буквы и началось изменение фокуса внимания: ребенок стал учиться замечать в своих строчках то, что вызывает у него положительные эмоции. Наталья договорилась, что учительница тоже будет поддерживать ребенка: станет выделять красным стержнем не ошибки, а то, что получается хорошо, делать рядом ободряющие записи. И через три недели почерк ребенка заметно улучшился!

«Трудно, но здорово!»

Известно, что ученикам трудно дается написание сочинений. В чем заключаются типичные трудности и как поддержать ребят в работе по созданию творческих текстов? Разговор об этом на конференции вела коуч, кандидат педагогических наук Ольга Гаврилина.
Ольга заметила парадоксальную вещь: творческая работа вызывает, как ни странно, разного рода страхи. И обнаружила, что при написании сочинения их как минимум четыре. Вот они: «А вдруг я чего-то не знаю?», «А вдруг это будет некрасиво?», «А вдруг это и так все знают?» (страх банальности), «А вдруг это будет неправильно?»
Как же уйти от страхов, блокирующих творческий процесс? Один из приемов – особые вопросы, побуждающие ребенка к тому, чтобы начать думать и писать. Ты боишься, что будет некрасиво, а красиво, по-твоему, это как? А правильно – это как? Ты боишься, что тебе сделают критическое замечание? А если представить, что тебя похвалят, то за что?
Ольга Гаврилова поделилась с участниками четырьмя вопросами, которые она обычно задает при подготовке к сочинению.
Первый вопрос: о чем ты хочешь сказать? Второй: почему именно об этом? В этом вопросе заложен тот ключ, которым открывается путь к глубине мышления. Когда ребенок старается объяснить: «Почему я хочу сказать именно об этом?» – он начинает лучше понимать собственные ощущения и находить более точные слова. Например, когда я смотрю за окно и вижу зиму, о чем я хочу написать? О том, что выпал снег и мир преобразился? О том, что теперь можно будет кататься на лыжах? Или о том, что снега навалило много, а дорожные службы опять оказались к этому не готовы?
Третий вопрос: как именно ты хочешь высказать свои мысли и чувства, с помощью каких выразительных средств? Ты хочешь написать сочинение-рассуждение, сочинение-описание или сочинение-повествование с элементами описания? Твое сочинение будет написано в художественном стиле или в публицистическом? Отвечая на эти вопросы, ребенок использует понятия стиля, типов речи, что помимо прочего ведет к углублению его знаний предмета.
И четвертый вопрос, который редко задают в школе: с чем бы ты хотел оставить своих читателей? К примеру, ты хочешь, чтобы читатель вместе с тобой восхитился красотой зимы? Чтобы ребята захотели пойти кататься на лыжах? Или ты хочешь привлечь внимание к проблеме уборки городских улиц? Здесь приведены всего три вопроса, уточняющих тему, но обычно их много. И ученик может найти свой, близкий ему вопрос.
Конечно, есть и другие приемы. Например, учитель записывает за учеником его речь, немного ее редактируя, но ничего не меняя в содержании. И когда ребенок видит, что получается связный, целостный текст, его уверенность в своих силах крепнет.
Чтобы стимулировать творческую активность, можно попробовать написать об одном и том же с трех разных позиций. Скажем, как будто о предмете своего рассуждения а) ты не знаешь ничего, б) знаешь плохо, в) разбираешься в нем досконально. Иногда бывает достаточно просто побудить ребенка сосредоточиться на каком-то предмете и записать возникшие соображения.
В практике Ольги Гавриловой был такой случай. Ученик никак не мог начать писать комментарий к высказыванию Белинского (тренировочное задание из части «С» ЕГЭ). И тогда она предложила подумать над тем, «что бы ты хотел написать по поводу этого высказывания? Какие мысли у тебя возникают при чтении?». Прошло 10 минут, и ребенок начал писать, причем рассуждения его были интересны и не­ожиданны для самого учителя.
Используя такие приемы, учитель получает позитивную обратную связь от своих учеников. Так, ученица на вопрос, что ей больше всего понравилось на занятиях, сказала: «Понравилось, что подумать трудно, но думать надо». То есть ребенку вдруг открылось: оказывается, бывает так, что ты делаешь что-то трудное и это тебе нравится.

Смелость «на десятку»

История коуча, учителя начальных классов Марии Некрасовой, началась с идеи провести коуч-сессию на тему «Класс моей мечты».
Ребята набросали множество идей, каким они хотели бы видеть свой класс. И учитель с ребятами решили объявить учебный год годом волшебника. На следующее занятие ученики принесли доклады о любимых волшебниках и о качествах, которыми должен обладать каждый настоящий волшебник.
Но как помочь им развить в себе эти качества? И Марии пришла интересная идея: что, если использовать для этого коучинговый метод шкалирования?
 Итак, вначале Мария предложила ребятам подумать, какими бы они хотели стать к концу учебного года. Какие качества хотели бы развить? Чего достичь?
После того как у детей возникли образы себя в будущем, учитель попросила представить свои цели в виде шкал от одного до десяти, размышляя над такими вопросами: «Если бы значимое для тебя качество было проявлено по максимуму – на десятку, в чем бы оно выражалось? А если на пятерку? Где на этой шкале ты находишься сейчас и что надо сделать, чтобы приблизиться к десятке?»
Аналогичным образом были разработаны и общие для всех шкалы – шкалы класса.
Работу решили вести ежедневно перед началом урока. Теперь каждое утро в классе происходила так называемая настройка на день. Учитель обсуждал с детьми, чем мы будем заниматься в этот день на уроках, какие мероприятия нас ждут, на что обратить внимание. Затем каждый ребенок выбирал шкалу, с которой намерен сегодня работать (были заведены специальные «Тетради личных достижений»), и самостоятельно отмечал на шкале: где он находится сейчас, куда хочет продвинуться в течение дня и что ему для этого нужно.
Когда индивидуальная работа заканчивалась, на доске рисовалась общая шкала класса. Кто-то из детей предлагал, над чем будет сегодня работать класс, что самое важное для класса в предстоящем дне (право определять шкалу передавалось каждый день новому ученику). После чего проводился короткий мозговой штурм: ребята обсуждали, что такое максимум на этой шкале, где мы сейчас, куда хотим продвинуться и что нам в этом поможет.
Через некоторое время как-то сами собой появились и прижились названия шкал: «Шкала смелости», «Правило концентрации», «Тишина»... Вскоре появились и первые результаты использования нового метода. Таким образом, стеснительная ученица начала проявлять активность на уроке и настойчиво просить вызвать ее выполнить задание у доски, высказывать свое суждение.
Конечно, есть ученики, которым работа над собой дается сложно. Но даже у них с течением времени происходят подвижки. Так, в один из дней, когда была определена общая шкала – шкала «Тишина», без которой не может быть внимания, и ребята начали обсуждать, что может помочь им приблизиться к десятке, один из учеников, всегда выкрикивавший с места, перебивая всех и вся, вдруг поднял руку и дождался, когда его спросят. Это уже само по себе стало неожиданностью для учителя. Мальчик определил для класса, а по сути – для себя шаг – «отвечать после того, как спросят». Весь день он поднимал руку и дожидался, пока его спросят.
А другой важный результат применения метода шкалирования – улучшение атмосферы в классе. Учитель замечает, что ученики независимо от того, какова история их взаимоотношений, все чаще радуются успехам друг друга.

PS.

Более подробно познакомиться с презентациями выступлений участников и видеоматериалами конференции можно на сайте www.coachingineducation.ru