КРУГ ВОПРОСОВ
Ввести пароль, а лучше – поставить шлагбаум…
В борьбе за безопасность детей в интернете запретительская линия торжествует, просветительская – даже не рассматривается
На сайте Роскомнадзора опубликована Концепция информационной
безопасности детей http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/.
Она открыта для общественного обсуждения. На пресс-конференции
в «РИА Новости» состоялась встреча, призванная подготовить почву
для конструктивной дискуссии. Получилось не очень…
Как утверждал председатель правления Регионального
общественного центра интернет-технологий Марк Твердынин,
социально-психологическое самочувствие ребенка сегодня в опасности.
Информационное общество полно угроз: кибер-буллинг, возможно даже
нанесение физического ущерба ребенку и его семье посредством интернета;
детская порнография: ущерб личности ребенка наносит даже случайный
просмотр. Не меньшую опасность представляет контент, формирующий
преступное поведение: ксенофобия, пропаганда терроризма и насилия.
Наконец, широкая самопрезентация детей и подростков в сети – реальная
угроза:
– Монитор похож на телевизор только внешне, на самом деле интернет –
это улица, проходной двор. Здесь надо вести себя не как в кругу семьи,
а как среди опасных незнакомцев, быть бдительными, осторожными.
Однако, несмотря на леденящие кровь аргументы в пользу информационного
шлагбаума, общественный скепсис налицо: закрывать все – решение
абсурдное. Начнем с того, что нет критериев оценки информации,
недостаточно проработаны определения, отсюда комические ситуации с
запретом на курящего волка из «Ну, погоди!» или с вызвавшей подозрения
в непатриотизме песней группы «Любэ», в которой даются неверные
сведения о границах России.
В общем, важно, чтобы дело оказалось в умных руках, говорил заведующий
кафедрой психологии образования и педагогики психфака МГУ Андрей
Подольский. Однако неясно, как создать правила, разделяемые всеми.
Оказывается, в стране идет работа над атласом ценностей России, и
разработчикам уже понятно, что конфликт ценностей обязательно
проявится как на разных территориях, так и в разных социальных слоях.
Откуда же возьмется единая концепция информационной безопасности?
Наконец, Андрей Подольский высказал мнение, что подход к проблеме
информационных угроз может быть более гибким. Не факт, что учить
ребенка плавать можно только в штиль. Нельзя запретами создавать
абсолютно стерильную среду. Довольно того, что погружение в мир
интернета будет проходить в сопровождении значимого взрослого. А вся
проплаченная деятельность вокруг информационной безопасности – бред на
80%.
– Нужно становиться тоньше, профессиональнее, – советовал Подольский.
Увы, мы не такие и становиться такими не хотим. По опросам, «ребенку
доверять нельзя», «ему своего ума не хватит», «плохое заразительно» –
67% жителей страны вообще за контроль в интернете.
…Хотя психологи доказали: сама мысль о том, что мы полностью
воздействуем на ребенка, – самообман и иллюзия.