ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
Как вернуть в образование гуманитарные смыслы?
О принципах, которые позволяют восстановить баланс между рациональным объяснением и личностным осмыслением
Учебный процесс сегодня, несмотря на заявленные цели, все
больше обезличивается. И не случайно так часто звучат призывы к
гуманитаризации образования. Правда, сводятся они к очередным
предложениям расширить число соответствующих дисциплин и увеличить
количество часов на их изучение. Но вряд ли гуманитаризация школы может
происходить таким образом. А каким? Введением гуманитарных методов
образования и выработкой у педагогов особой гуманитарной установки,
убеждена доктор педагогических наук, профессор академической кафедры
методологии и методики социально-педагогических исследований Тюменского
государственного университета Альфия ЗАКИРОВА. Эта установка может быть
и у литератора, и у физика, и у математика. Каждый учитель на своих
уроках может обращать ребенка к размышлению о себе, показывать
парадоксальную целостность и многогранность мира и постараться не
терять главный ориентир – человечность.
Занятие, начавшееся с письма
учителю…
Любое учебное занятие – это «общение по поводу», например, по
поводу литературы или математики. И с этой позиции хороший урок
предполагает, что педагог и ученик говорят о чем-то значимом для них
обоих. Но как сделать конкретное занятие таким разговором? Как найти в
предмете предстоящего общения затрагивающие всех участников смыслы?
Какие действия приведут к тому, что у ребят возникнет ощущение
проживания чего-то важного, настоящего, и на учителя устремится
множество блестящих глаз?
В начале своего педагогического пути я пыталась решать эту задачу
импровизационно, методом проб и ошибок. Представьте, приходят студенты
на свою первую лекцию по педагогике. Внимание рассеянное, отношение к
предмету у многих равнодушное, а то и скептическое... А мне надо
показать ребятам, что педагогика – это важно, это их лично касается.
Как? Я перепробовала разные заходы. Ссылалась на Толстого, который
утверждал, что не может человека не интересовать наука, которая
занимается его счастьем, его судьбой. Безуспешно. Просила вспомнить
школьные горести и радости. Все те же скучающие взгляды. В конце концов
предложила написать письмо учителю – любимому или нелюбимому. «Можете
не подписывать письма, ваших почерков я все равно не знаю – пишите все,
что захотите».
И что меня поразило: было всего несколько дежурных, шаблонных писем с
выражением благодарности учителю, а в основном студенты высказывали
свои обиды, упреки, обвинения. И еще: пока они писали эти письма, в их
внутреннем состоянии произошла перемена. Вместо скепсиса и скуки –
глубокая погруженность в работу. Я заметила, что многие ушли с занятия
взволнованные. И у этих ребят начало меняться отношение к предмету. За
счет чего? Один юноша написал о проблеме «любимчиков в классе»,
высказал свое отношение к ней и таким образом начал создавать свой
«встречный» текст, начал творить собственную педагогику. Но изначально
он навел порядок в своей душе, в своих школьных воспоминаниях. А мне
эти письма помогли выстраивать наше дальнейшее общение с будущими
педагогами – ведь я теперь знала, какие школьные проблемы их волнуют.
Встреча, которая все
переменила…
Тогда я не думала ни о каких теоретических обобщениях. Но
однажды все переменилось. К нам в Тюмень приехал Шалва Амонашвили,
чтобы провести семинары для учителей, организованных тюменским научным
центром Уральского отделения РАО.
Я пришла на семинар и услышала поразительные вещи: Шалва Александрович
говорил о педагогике простым человеческим языком. Он говорил, например,
что урок – это продолжение жизни ребенка, и если ребенок приносит с
собой любимые вещи – куклу или машинку, они тут же должны становиться
предметом изучения на уроке.
Я помню, как вслед за Амонашвили на сцену вышел профессор и стал
возмущенно возражать: «Как это урок – продолжение жизни ребенка?! Урок
– это форма организации учебного процесса…» И полился поток всем нам
известных штампов...
Меня так впечатлила встреча с Шалвой Александровичем, что я стала
обсуждать это событие с моими коллегами: «Вот Амонашвили говорит о
педагогике, но не употребляет тех научных терминов, которые употребляем
мы, когда пишем научные статьи. Он говорит о доброте учителя, о миссии
ребенка, о духе школы…» И один из моих друзей, философ, заметил: «Так
это же в духе педагогической герменевтики!»
Я погрузилась в специальную литературу и прочитала, что герменевтика –
это наука о понимании: как можно глубоко понимать человека, текст,
художественный образ… Глубоко – означает: чтобы новое знание осталось с
тобой как эмоционально прожитое событие, ставшее частью жизненного
опыта. Этот подход был очень близок к тому, к чему я стремилась на
своих занятиях.
Познакомившись с идеями герменевтики, я поняла, что некоторые из них
уже применяла, но делала это неосознанно и бессистемно, от случая к
случаю. Скажем, идею культурного опосредования отечественных ученых
А.Ф.Лосева, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского. Согласно ей Знак, Слово,
Символ, Миф – это средства (культурные медиаторы), при помощи которых
человек постигает реальность и через которые культура влияет на
становление человека. В ситуации, когда студенты обращались в письме к
своим школьным учителям, письмо выступало в качестве такого элемента
культурного опосредования.
«Стереолексическое» видение
Осмысление герменевтического подхода в контексте
педагогической практики укрепило во мне уверенность, что мой поиск идет
в верном направлении, и я начала самостоятельно разрабатывать принципы
и методы педагогической герменевтики, систематизировать уже
наработанные вещи, развивать некоторые идеи.
Вот, к примеру, что можно делать для развития способности осмысливать и
понимать. При изучении новой темы мы с будущими учителями разделяем
страничку тетрадки на три колонки. В первой они описывают свои
обыденные житейские представления, предположим, о проблеме наказания
ребенка (накануне, чтобы актуализировать тему, обращаемся к
воспоминаниям, письмам), во второй колонке – трактовки этой проблемы в
художественных текстах (выписывают диалоги, реплики), в третьей –
важную информацию по теме, почерпнутую из научной и учебной литературы.
И вот так, переходя от одного способа описания к другому, продумывая и
прорисовывая стрелками взаимосвязи между ними, студенты углубляют свое
представление о проблеме.
С точки зрения герменевтики глубину понимания определяет именно это
умение переходить от образно-эмоционального способа познания к
рационально-логическому (и наоборот); от строго научного подхода – к
житейскому, обыденному (и в обратном направлении); от интуитивного
мировосприятия – к строго научному (и обратно), связывая разные смыслы
друг с другом и достигая как бы стереоскопического, объемного видения
явления, проблемы, процесса…
Школа-вокзал
Подобные переходы делают образование более живым, ведь мы
обращаемся не только к рациональной логике, но и к интуиции,
эмоциональному опыту, способности чувствовать, сопереживать.
Приведу еще один пример. Работая со студентами, мы осмысливали ключевые
для педагогики понятия: ученик, школа, урок. Сначала рассматривали их с
позиции педагогической науки, потом и с других позиций. Например, в
художественных текстах искали метафоры и пытались понять, почему авторы
создали тот или иной образ. Почему, например, в тексте Крапивина школа
сравнивается с вокзалом? Как правило, сразу возникало множество версий:
...потому что жизнь школы регулируется расписанием;
...в школе всегда какой-то гул, как на вокзале;
...когда звенит звонок на переменку, все куда-то
устремляются, сбегают по лестнице, не замечая друг друга, иногда
возникают беспорядок и недоразумения и т.д.
Таким образом, у ребят был не абстрактный разговор о школе, а
эмоционально-образное переживание, яркое, с конкретными картинками,
отражающими не только характерные приметы, но и дух места. И студентам
все это было интересно.Когда я дала задание самим отыскать в любых
текстах по выбору метафорические описания школы и интерпретировать их,
ребята буквально «вгрызлись» в тексты. Но этим дело не окончилось.
Чтобы усилить впечатление, я предложила в конце занятия:
– А может быть, вам будет интересно заглянуть в какую-нибудь
школу? Если вас пустят, прислушайтесь, ощутите запахи, прислонитесь к
стене и попробуйте понять: в чем проявляется дух этой школы? Какая она?
Этот пример помимо прочего показывает, что разные принципы
педагогической герменевтики тесно взаимосвязаны, реализация одного из
них предполагает обращение и к другим.
К каким именно?
К принципу превращенной формы, суть которого – в использовании
определенных культурных форм (метафор, притч, символов), задающих
направление процессу смыслообразования. К принципу концептуализации
(связи) метафор, соединения понятия и образа. К принципу
интертекстуальности – использованию в ходе учебных занятий
разножанровых культурных текстов, создание ситуаций, когда эти тексты
встречаются в едином диалогическом пространстве. Когда, например,
содержание текста, созданного в научном стиле, начинает «перекликаться»
со смыслами текста, написанного в жанре свободного размышления или
художественного рассказа.
Хотелось бы быть правильно понятой. Говоря о принципах
герменевтического подхода, я не хочу сказать, что учителям следует
отказаться от традиционных педагогических методов.
Мой пафос в другом: в образовании необходимо восстановить нарушенный
баланс между рациональным, стремящимся к объективности объяснением и
субъективным, личностным осмыслением; между ориентацией на изучение
предметного мира и самопознанием; между воспроизведением и
интерпретацией; между освоением канонического учебного знания и
открытостью многообразию человеческого опыта. На это и направлены
гуманитарные образовательные методы, в том числе педагогическая
герменевтика.
О главных ориентирах
Теперь о сути гуманистической установки: быть человечным. Что
это означает? Понимаем ли мы это достаточно ясно, а если нет, то сможем
ли донести значимость этой установки до детей?
Как бы мы ни определили человечность, она всегда оказывается чем-то
большим. Что-то всегда остается невыраженным.
В то же время есть вещи, которые раньше или позже становятся очевидными
для каждого. Едва ли кто-то станет спорить с тем, что человечность
связана со способностью сострадать и понимать других людей. С тем, что
быть человечным – значит быть понимающим, сопереживающим, милосердным,
помогающим. И что этому люди учатся всю жизнь.
Поэтому для педагога выход в том, чтобы обращаться к человеческой
способности (своей собственной и своих воспитанников)
интуитивно-эмоционально постигать суть вещей и додумывать то, чего
недостает до полноты представления. Это я и пыталась делать на своих
занятиях, переходя от философских текстов к художественным, от
художественных – к собственному опыту, от личного опыта – к опыту моих
учеников…
Помню, когда училась в аспирантуре, мне неожиданно предложили заменить
на занятии одного преподавателя. Должен был состояться разговор о
сущности воспитания, а у меня не было возможности специально
подготовиться к теме. Что делать?
Я попробовала актуализировать свой опыт и привела цитату из книги,
которую тогда читала. Это была книга Евгения Богата «Вечный человек».
Богат писал о том, что когда человека любят, он начинает преображаться,
хорошеть внешне и внутренне. И может быть, именно тогда в нем
обнажается самое главное, сущностное. Если это верно, то педагогу
необходимо учиться смотреть на детей так, как их видят любящие люди. И
знаете, студенты очень эмоционально отреагировали на эти слова, словно
услышали какую-то радостную весть.
В другой раз пришлось вести занятие по этой теме на факультете
иностранных языков, где учились девочки из социально обеспеченных
семей, прошедшие большой конкурс, с некоторым апломбом в поведении.
Разговор с ними я начала с вопроса:
– Вы обращали внимание на то, что человек меняется, когда в
него влюбляются?
– Да, обращали.
– А как вы думаете, в какой момент в нем проявляется главное, когда его
любят или в другое время?
Студенты начали спорить, а я говорю:
– У вас есть хорошие фотоснимки и плохие, на которых вы себе
не нравитесь. Что вы делаете с неудачными?
– Выбрасываем…
– А почему? Ведь если смотреть объективно, то и на том, и на другом
снимке та же самая вы?
– Ну, хороший снимок – это как будто взгляд художника...
К этому-то я и подводила: взгляд педагога должен быть сродни
взгляду художника. А потом спросила:
– Вы замечали, что у разных учителей на уроке вы бываете
разными? Замечали, что иногда вы опускаете плечи или не поднимаете
глаз? А может быть, у вас был такой опыт, когда один и тот же человек в
одной ситуации действовал на вас подавляюще, а в другой – способствовал
тому, что вы раскрывались и расцветали?.. Подумайте: о чем это
говорит?..
Подготовил Анатолий Витковский