Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Леонтьева Ольга

Педагогика, в которой нет места словам «запрещать», «приказывать», «не пускать»

Рассказ о школе, где право на образование не мыслится без права ребенка на счастье

Область, раскинувшаяся вокруг Санкт-Петербурга, до сих пор называется – в честь исчезнувшего с карты города – Ленинградской. Однако хитросплетения истории не смогли ни разрушить, ни переименовать город Петергоф, который хоть и расположен в 30 километрах от Петербурга, до сих пор является его частью. Архитектурный ансамбль Петродворца, его парки и аллеи – одно из самых красивых мест в мире. В Петергофе, естественно, есть и школы. В одной из них учатся и живут дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но в школе к ним относятся не как к больным. А гулять, кататься на лыжах и строить крепости из снега они выходят на аллеи Петродворца…

Специальная общеобразовательная школа-интернат «Красные зори»расположена чуть в стороне от города, в лесу. Во дворе огромные добродушные собаки, которые привыкли, что их гладят и подкармливают все 144 ученика и 68 учителей и воспитателей: общение с животными – хорошая терапия многих заболеваний. В школе-интернате учатся дети с различными заболеваниями опорно-двигательной системы и с разными умственными способностями. Некоторые передвигаются только на колясках или костылях, другие с утра до вечера готовы гонять в футбол; одни с легкостью осваивают школьную программу и готовятся поступать в самые престижные вузы, а для кого-то проблема – запомнить, как зовут одноклассников и учителей.
Родители здесь непростые. Часть – гиперзаботливые: у их детей были выявлены заболевания (иногда совсем незначительные!) опорно-двигательного аппарата, но они не отдали своих детей в обычную школу, потому что хотят, чтобы болезнь не развивалась и их ребенок вырос максимально сильным и здоровым. Другие, напротив, заняты собственными проблемами: хотят жить свободно и готовы избавиться от больного ребенка, но так, чтобы совесть оставалась чиста, а ребенок был сытым и ухоженным. Третьи вовсе не считают себя родителями – часть учеников школы-интерната живут там постоянно, заботу о них давно взяло на себя государство.
Школа небогатая, но и бедной ее не назовешь. Там нет дорогих люстр и ковровых дорожек, зато в каждом классе – места для занятий лежа, тренажеры, классы с хорошим оборудованием для разнообразных интерактивных занятий. В общем, есть все, что нужно для спокойной учебы и жизни.
Я приехала к ним в воскресенье, мы договорились встретиться с директором, с педагогами и поговорить. В фойе были все, кто не уехал к родителям на выходные. Деловито и гордо ходила Таня – ей совсем недавно поставили аппарат Елизарова, теперь нужно больше двигаться, а вот сидеть нельзя. Пробегала, посверкивая орлиным взглядом, Оля – звезда футбола. Мальчишки заняли тылы, как это обычно и бывает: парни предпочитают глядеть на новичков издалека…
Мы прошли в уютный, скромно обставленный кабинет директора, начали пить чай, вести беседу. Я хотела узнать, какие методики используются в школе, чем педагоги могли бы поделиться с коллегами. Скажу честно, ответ меня вовсе не удивил: «Ничего особенного мы не делаем, просто не делим детей на больных и здоровых. Они все для нас дети, у которых есть и разные таланты, и разные проблемы!».
Директор школы Анна Игоревна Смирнова, ее заместитель Ольга Петровна Кузьмина, учитель физической культуры Олег Дмитриевич Коврижин начали рассказывать о школьной жизни. Постепенно становилось понятно, в чем именно состоит их методика. Не буду давать свои комментарии, просто выделю высказывания, ставшие для меня ключевыми.

– У нас ребята все делают вместе. Во время учебной пожарной тревоги (была, к сожалению, и настоящая, но пожар быстро потушили) старшие ребята в первую очередь выносят из здания младших – тех, кто не может самостоятельно передвигаться. Это не считается ни подвигом, ни геройством. Нужно помогать тем, кому трудно.

– Вы видели в холле девочку с аппаратом Елизарова на ноге? Когда ее нужно было транспортировать, мы пригласили учителей-мужчин, чтобы донести ее из машины в комнату. Долго распределяли, как они встанут, а когда подошли к машине, работы им не досталось: старшие дети договорились быстрее нас, взрослых, подняли ее и понесли. Получилось, что педагогов зря вызвали…

– Они заботятся друг о друге. Иду по коридору, смотрю, второклассница, у которой тяжелое заболевание ног, подходит к крепкой старшекласснице: «Кристина!» – «Вероничка!» – обнимаются. Как сестры.

– В нашей школе нет особых методик, просто у нас… не удивляйтесь, нет больных детей. Нам не нужно создавать никакие специальные ситуации, чтобы дети лучше узнали друг друга, научились уважать, помогать. Мы даже в походы выезжаем все вместе, и колясочники, и те, кто передвигается самостоятельно.

– У нас годами сложившаяся система. Самой старшей учительнице 82 года, она 50 лет проработала в нашей школе, дети ее просто обожают, Мария Ивановна для них – это все.

– Те, кто не может видеть в ребятах детей, которые имеют такое же право на счастье, как и все остальные, у нас надолго не задерживаются. Если человек не принимает нашу жизнь, он сразу уходит. А если учитель способен принимать детей такими, какие они есть, вовлекать всех в работу, он у нас остается.

– Мероприятия всегда проводятся на всю школу. Празднование Нового года начинается с утренника, а к вечеру перерастает в танцы для старшеклассников. Малышам никто не запрещает туда приходить, они прибегают, смотрят...

– У нас постоянно активно работает детское школьное правительство. Там решаются многие вопросы школьной жизни, распределяются обязанности по подготовке мероприятий. А потом к организаторам могут подключиться любые ребята, было бы желание.

– «Правительство» часто спорит с нами, бывает, что оно не соглашается с решением директора, доказывает свою точку зрения. Когда я пришла в школу в качестве директора, передо мной «правительство» поставило задачу: приобрести необходимый инвентарь для уборки территории; ребята сосчитали, сколько нужно грабель и лопат, чтобы они могли хорошо провести субботник. Пришлось выполнять их решение.

– Дети часто с нами спорят. Мы можем предложить свою кандидатуру на конкретный пост в школе, а они – ни в какую, не соглашаются. Правда, у нас принято обосновывать свою точку зрения. Так было с Машей – девочкой, которую мы предлагали сделать организатором одного общего дела, а «правительство» сказало: «Нет, потому что…» Они объяснили ее плюсы, минусы, выдвинули свою кандидатуру. Пришлось с ребятами согласиться.

– Недавно был День учителя, за его проведение отвечал девятый класс. Ребята написали сценарий, приступили к репетициям. Сначала предложили спеть одной девочке, но у нее не очень получалось, тогда ее выступление отложили до Нового года – может, там песня будет полегче, времени на репетиции побольше… (это ребята рассказывали). Предложили спеть (речитативом!) Артему: он всегда хотел петь, но у него немного не хватает вокальных данных. Волосы ему пригладили, надели очки... «Понимаешь, мама, я – учитель!» – вложив весь свой актерский талант, начал он; лучшие вокалисты школы на заднем плане организовали правильное сопровождение его выступлению. Зал замер. Артем буквально сорвал овации, все кричали ему «браво!». Теперь он больше не пропускает занятия вокалом, старается, у него появилась уверенность в своих силах.

– Так почти всегда бывает: сценарий изменяется по мере подготовки мероприятия. Ну и что? Главное – чтобы в результате все получилось!

– У нас в школе много кружков по интересам, они открыты почти постоянно во второй половине дня: вокальное пение, танцы, флористика, художественная мастерская, шахматы, бадминтон, теннис, футбол… Причем в них нет ни предварительной записи, ни отслеживания посещений. Любой ученик может сегодня прийти на занятие, а завтра прогулять его. Учителя и воспитатели стараются, чтобы каждому ребенку в кружке или в спортивной секции понравилось, то есть чтобы он смог добиться значимых для себя результатов. Педагоги фокусируют внимание ребят на их успехах, на том, что они способны сделать. Обычно для того, чтобы у ребенка дух захватило от того, чему он научился, от своей успешности, требуется не более пяти занятий. После этого он сам не захочет уйти из этого пространства.

– На первом месте для учителя должно быть терпение. Пришел работать в школу – наберись терпения. Приказывать, не пускать, запрещать – не метод работы с нашими детьми. Девочка пришла к нам в пятом классе – резкая, по движениям и характеру похожа на мальчишку. У нее трудная жизнь: мама умерла, папа создает новую семью, в которую девочка пока не может вписаться. Она живет как на вулкане, и мы решили сделать ее руководителем дружины правопорядка (должность придумали для нее), вынесли свое предложение на «правительство», нас поддержали. Она набрала ребят-помощников, но… на долгую работу ее энергии пока не хватило… Ничего, справимся, придумаем, как ей помочь…

Вот тебе и отсутствие методик… А может быть, они правы и дело вовсе не в педагогических технологиях, а в чем-то совсем ином?
«Самоуправление», «кружки по интересам», «разновозрастные группы» (именно взятые в кавычки!) сегодня есть почти в любой школе. Потому что их приказали ввести. В этой школе они без кавычек, это видно по мелочам, заметным лишь специалисту: 

В школьное правительство не входят взрослые, оно может оспаривать мнение педагогов, и те это особенно ценят.

Кружки открыты для всех желающих на вход и выход, в них не записываются в начале года и не требуют от детей посещать их во что бы то ни стало; 

в кружках педагоги дополнительного образования ищут способы раскрыть детские таланты и привлечь ребят на следующее занятие.

Дети разных возрастов находятся в сотрудничестве постоянно, а сложившаяся годами вертикаль никому не мешает, напротив, обогащает пространство школы.

Дело не в том, что ученики интерната – дети с особыми потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Просто здесь педагоги строят свою работу на одном, всем давно известном, но очень редко выполняемом правиле: никогда не забывать, что перед ними – разные дети. Ученики отличаются друг от друга возрастом, крепостью здоровья, умственными способностями, талантами. Но каждый ребенок имеет право быть счастливым. Экзамены и зачеты, программы и приказы – все это вторично по отношению к детскому счастью.