РЕПОРТАЖ
Педагогика, в которой нет места словам «запрещать», «приказывать», «не пускать»
Рассказ о школе, где право на образование не мыслится без права ребенка на счастье
Область, раскинувшаяся вокруг Санкт-Петербурга, до сих пор
называется – в честь исчезнувшего с карты города – Ленинградской.
Однако хитросплетения истории не смогли ни разрушить, ни переименовать
город Петергоф, который хоть и расположен в 30 километрах
от Петербурга, до сих пор является его частью. Архитектурный ансамбль
Петродворца, его парки и аллеи – одно из самых красивых мест в мире. В
Петергофе, естественно, есть и школы. В одной из них учатся и живут
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но в школе к ним
относятся не как к больным. А гулять, кататься на лыжах и строить
крепости из снега они выходят на аллеи Петродворца…
Специальная общеобразовательная школа-интернат «Красные
зори»расположена чуть в стороне от города, в лесу. Во дворе огромные
добродушные собаки, которые привыкли, что их гладят и подкармливают все
144 ученика и 68 учителей и воспитателей: общение с животными – хорошая
терапия многих заболеваний. В школе-интернате учатся дети с различными
заболеваниями опорно-двигательной системы и с разными умственными
способностями. Некоторые передвигаются только на колясках или костылях,
другие с утра до вечера готовы гонять в футбол; одни с легкостью
осваивают школьную программу и готовятся поступать в самые престижные
вузы, а для кого-то проблема – запомнить, как зовут одноклассников и
учителей.
Родители здесь непростые. Часть – гиперзаботливые: у их детей были
выявлены заболевания (иногда совсем незначительные!)
опорно-двигательного аппарата, но они не отдали своих детей в обычную
школу, потому что хотят, чтобы болезнь не развивалась и их ребенок
вырос максимально сильным и здоровым. Другие, напротив, заняты
собственными проблемами: хотят жить свободно и готовы избавиться от
больного ребенка, но так, чтобы совесть оставалась чиста, а ребенок был
сытым и ухоженным. Третьи вовсе не считают себя родителями – часть
учеников школы-интерната живут там постоянно, заботу о них давно взяло
на себя государство.
Школа небогатая, но и бедной ее не назовешь. Там нет дорогих люстр и
ковровых дорожек, зато в каждом классе – места для занятий лежа,
тренажеры, классы с хорошим оборудованием для разнообразных
интерактивных занятий. В общем, есть все, что нужно для спокойной учебы
и жизни.
Я приехала к ним в воскресенье, мы договорились встретиться с
директором, с педагогами и поговорить. В фойе были все, кто не уехал к
родителям на выходные. Деловито и гордо ходила Таня – ей совсем недавно
поставили аппарат Елизарова, теперь нужно больше двигаться, а вот
сидеть нельзя. Пробегала, посверкивая орлиным взглядом, Оля – звезда
футбола. Мальчишки заняли тылы, как это обычно и бывает: парни
предпочитают глядеть на новичков издалека…
Мы прошли в уютный, скромно обставленный кабинет директора, начали пить
чай, вести беседу. Я хотела узнать, какие методики используются в
школе, чем педагоги могли бы поделиться с коллегами. Скажу честно,
ответ меня вовсе не удивил: «Ничего особенного мы не делаем, просто не
делим детей на больных и здоровых. Они все для нас дети, у которых есть
и разные таланты, и разные проблемы!».
Директор школы Анна Игоревна Смирнова, ее заместитель Ольга Петровна
Кузьмина, учитель физической культуры Олег Дмитриевич Коврижин начали
рассказывать о школьной жизни. Постепенно становилось понятно, в чем
именно состоит их методика. Не буду давать свои комментарии, просто
выделю высказывания, ставшие для меня ключевыми.
– У нас ребята все делают вместе. Во время учебной пожарной
тревоги (была, к сожалению, и настоящая, но пожар быстро потушили)
старшие ребята в первую очередь выносят из здания младших – тех, кто не
может самостоятельно передвигаться. Это не считается ни подвигом, ни
геройством. Нужно помогать тем, кому трудно.
– Вы видели в холле девочку с аппаратом Елизарова на ноге?
Когда ее нужно было транспортировать, мы пригласили учителей-мужчин,
чтобы донести ее из машины в комнату. Долго распределяли, как они
встанут, а когда подошли к машине, работы им не досталось: старшие дети
договорились быстрее нас, взрослых, подняли ее и понесли. Получилось,
что педагогов зря вызвали…
– Они заботятся друг о друге. Иду по коридору, смотрю,
второклассница, у которой тяжелое заболевание ног, подходит к крепкой
старшекласснице: «Кристина!» – «Вероничка!» – обнимаются. Как сестры.
– В нашей школе нет особых методик, просто у нас… не
удивляйтесь, нет больных детей. Нам не нужно создавать никакие
специальные ситуации, чтобы дети лучше узнали друг друга, научились
уважать, помогать. Мы даже в походы выезжаем все вместе, и колясочники,
и те, кто передвигается самостоятельно.
– У нас годами сложившаяся система. Самой старшей учительнице
82 года, она 50 лет проработала в нашей школе, дети ее просто обожают,
Мария Ивановна для них – это все.
– Те, кто не может видеть в ребятах детей, которые имеют такое
же право на счастье, как и все остальные, у нас надолго не
задерживаются. Если человек не принимает нашу жизнь, он сразу уходит. А
если учитель способен принимать детей такими, какие они есть, вовлекать
всех в работу, он у нас остается.
– Мероприятия всегда проводятся на всю школу. Празднование
Нового года начинается с утренника, а к вечеру перерастает в танцы для
старшеклассников. Малышам никто не запрещает туда приходить, они
прибегают, смотрят...
– У нас постоянно активно работает детское школьное
правительство. Там решаются многие вопросы школьной жизни,
распределяются обязанности по подготовке мероприятий. А потом к
организаторам могут подключиться любые ребята, было бы желание.
– «Правительство» часто спорит с нами, бывает, что оно не
соглашается с решением директора, доказывает свою точку зрения. Когда я
пришла в школу в качестве директора, передо мной «правительство»
поставило задачу: приобрести необходимый инвентарь для уборки
территории; ребята сосчитали, сколько нужно грабель и лопат, чтобы они
могли хорошо провести субботник. Пришлось выполнять их решение.
– Дети часто с нами спорят. Мы можем предложить свою
кандидатуру на конкретный пост в школе, а они – ни в какую, не
соглашаются. Правда, у нас принято обосновывать свою точку зрения. Так
было с Машей – девочкой, которую мы предлагали сделать организатором
одного общего дела, а «правительство» сказало: «Нет, потому что…» Они
объяснили ее плюсы, минусы, выдвинули свою кандидатуру. Пришлось с
ребятами согласиться.
– Недавно был День учителя, за его проведение отвечал девятый
класс. Ребята написали сценарий, приступили к репетициям. Сначала
предложили спеть одной девочке, но у нее не очень получалось, тогда ее
выступление отложили до Нового года – может, там песня будет полегче,
времени на репетиции побольше… (это ребята рассказывали). Предложили
спеть (речитативом!) Артему: он всегда хотел петь, но у него немного не
хватает вокальных данных. Волосы ему пригладили, надели очки...
«Понимаешь, мама, я – учитель!» – вложив весь свой актерский талант,
начал он; лучшие вокалисты школы на заднем плане организовали
правильное сопровождение его выступлению. Зал замер. Артем буквально
сорвал овации, все кричали ему «браво!». Теперь он больше не пропускает
занятия вокалом, старается, у него появилась уверенность в своих силах.
– Так почти всегда бывает: сценарий изменяется по мере
подготовки мероприятия. Ну и что? Главное – чтобы в результате все
получилось!
– У нас в школе много кружков по интересам, они открыты почти
постоянно во второй половине дня: вокальное пение, танцы, флористика,
художественная мастерская, шахматы, бадминтон, теннис, футбол… Причем в
них нет ни предварительной записи, ни отслеживания посещений. Любой
ученик может сегодня прийти на занятие, а завтра прогулять его. Учителя
и воспитатели стараются, чтобы каждому ребенку в кружке или в
спортивной секции понравилось, то есть чтобы он смог добиться значимых
для себя результатов. Педагоги фокусируют внимание ребят на их успехах,
на том, что они способны сделать. Обычно для того, чтобы у ребенка дух
захватило от того, чему он научился, от своей успешности, требуется не
более пяти занятий. После этого он сам не захочет уйти из этого
пространства.
– На первом месте для учителя должно быть терпение. Пришел
работать в школу – наберись терпения. Приказывать, не пускать,
запрещать – не метод работы с нашими детьми. Девочка пришла к нам в
пятом классе – резкая, по движениям и характеру похожа на мальчишку. У
нее трудная жизнь: мама умерла, папа создает новую семью, в которую
девочка пока не может вписаться. Она живет как на вулкане, и мы решили
сделать ее руководителем дружины правопорядка (должность придумали для
нее), вынесли свое предложение на «правительство», нас поддержали. Она
набрала ребят-помощников, но… на долгую работу ее энергии пока не
хватило… Ничего, справимся, придумаем, как ей помочь…
Вот тебе и отсутствие методик… А может быть, они правы и дело
вовсе не в педагогических технологиях, а в чем-то совсем ином?
«Самоуправление», «кружки по интересам», «разновозрастные группы»
(именно взятые в кавычки!) сегодня есть почти в любой школе. Потому что
их приказали ввести. В этой школе они без кавычек, это видно по
мелочам, заметным лишь специалисту:
В школьное правительство не
входят взрослые, оно может
оспаривать мнение педагогов, и те это особенно ценят.
Кружки открыты для всех
желающих на вход и выход, в них не
записываются в начале года и не требуют от детей посещать их во что бы
то ни стало;
в кружках педагоги
дополнительного образования ищут
способы раскрыть детские таланты и привлечь ребят на следующее занятие.
Дети разных возрастов
находятся в сотрудничестве постоянно,
а сложившаяся годами вертикаль никому не мешает, напротив, обогащает
пространство школы.
Дело не в том, что ученики интерната – дети с особыми
потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Просто здесь
педагоги строят свою работу на одном, всем давно известном, но очень
редко выполняемом правиле: никогда не забывать, что перед ними – разные
дети. Ученики отличаются друг от друга возрастом, крепостью здоровья,
умственными способностями, талантами. Но каждый ребенок имеет право
быть счастливым. Экзамены и зачеты, программы и приказы – все это
вторично по отношению к детскому счастью.