ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Ведомство хочет диалога с гражданами
Но будет ли общественность полноправным участником этого диалога?
«Открытый», «прозрачный», «общественный», «независимый» –
слова-тренды. Они отчасти компенсируют отсутствие в стране гражданского
общества, отчасти подталкивают к его появлению.
Но парадокс в том, что демократические процедуры, навязанные сверху,
мгновенно огосударствливаются, и дело кончается имитацией.
Тогда как реальные общественные инициативы и содержательное мнение
независимых экспертов в расчет не берутся. В общем, власть продолжает
строить, а мы продолжаем следить…
Скоро все чиновники
образовательного ведомства станут подотчетны народу
В ноябре министр образования и науки Дмитрий Ливанов
представил на заседании Открытого правительства доклад «О ходе
реализации пилотного проекта в Министерстве образования и науки РФ
на основе стандартов открытости государственного управления».
Насколько работа министерства стала понятнее обществу? Повысилась ли
эффективность взаимодействия ведомства и общественных институций?
Наконец, возможен ли диалог чиновников с обществом? На эти вопросы
отвечал министр.
Для начала назовем самый успешный пример взаимодействия образовательных
чиновников с обществом – обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»
на сайтах http://zakonoproekt2012.ru/edu/01-12-2010
и http://edu.crowdexpert.ru/.
Как сообщил Дмитрий Ливанов, именно общественные эксперты внесли
положения, связанные с экспертизой учебников с региональным
компонентом, с конфликтом интересов педагогического работника,
положения о взаимодействии школы и политических институтов, а также
школы и религии.
Затем вспомним про Общественный совет при Министерстве образования и
науки, созданный летом 2012 года. Десять его членов напрямую были
предложены министром, а еще десять отобраны через онлайн-голосование на
площадке радиостанции «Эхо Москвы». Действительно – первые его
заседания транслировались на «РИА Новости» и вызывали широкий интерес.
Потом тишина. Между тем у Общественного совета есть своя «горячая
линия»: 8(499)553-09-63, sovet@monmonitor.ru,
включена с 9 до 18 часов по московскому времени. Линия работает. Другое
дело – совет.
На заседании в Открытом правительстве Дмитрий Ливанов представил
пятиступенчатую структуру взаимодействия федерального органа
исполнительной власти с обществом. Министерство образования и науки на
этой шкале стоит довольно высоко. Судите сами: первый уровень – просто
информирование о задачах ведомства, общество никак не участвует в
принятии решений. Второй – включение обратной связи, чиновники начинают
объяснять причины принимаемых решений. Уровень третий – двусторонний
обмен информацией, общество может повлиять на обсуждаемые решения. На
четвертом уровне общество напрямую влияет на принятие принципиальных
решений. И на пятом – постоянная партнерская работа с обществом по
выработке и внедрению решений. Так вот, наше министерство находится
между третьим и четвертым уровнем взаимодействия, то есть старается
вовлекать общество в принятие управленческих решений.
Но это только первый шаг. Предполагается, что министерство будет
анализировать эффективность внедрения концепции открытости и открытых
данных. Для этого раз в полгода будут проводиться опросы среди
директоров школ, детских садов, ректоров вузов (50%), родителей из
родительских комитетов, руководителей фондов и ассоциаций (25%), а
также экспертов (25%).
Большое значение руководитель ведомства придает присутствию
Министерства образования и науки в Сети. Тут и дискуссионный клуб (http://club.mon.gov.ru/),
и электронные услуги на портале Госуслуги (http://www.gosuslugi.ru/):
от записи в школу до выдачи разрешений на проведение морских научных
исследований; есть и официальный видеоканал на YouTube (http://www.youtube.com/user/minobrnauki).
По мнению Дмитрия Ливанова, Минобрнауки в целом соответствует
критериям информационной открытости. Общественность хорошо ознакомлена
с информацией о деятельности органа власти, у министерства налажено
взаимодействие с обществом. Хуже с внешней оценкой деятельности. И уж
совсем мало широкая публика знает о внутренней эффективности работы
ведомства.
Из этого анализа вытекает логика развития «открытой деятельности»
министерства. В ближайшее время будет активно внедряться концепция
открытых данных с опросами референтных групп (тех самых директоров,
избранных родителей, экспертов и общественников) и одновременным
аудитом получаемых данных. Также обещана независимая проверка расходов
министерства и анализ эффективности деятельности. По ее итогам будет
создана система управления эффективностью. И последнее, может быть,
самое важное: система открытого министерства вскоре должна начать
работать во всех регионах страны.
Полный доклад Дмитрия Ливанова здесь: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/26d/26dbc57f2ef22b1b314ffe2ab5cdd163.pdf.
«Общественная экспертиза
рекомендует…»
Учебники. По новым правилам они должны будут пройти пять
экспертиз. Одна из них – общественное рецензирование.
Недавно Российский книжный союз, Российское историческое общество,
Российская библиотечная ассоциация и Общественная палата РФ подписали
соглашение о создании Объединенного совета по общественной экспертизе.
Каковы его полномочия?
Предполагается, что совет будет проводить мониторинг востребованности
учебников, анализировать жалобы на качество школьной литературы,
получит право выдавать свои рекомендации авторам учебников и пособий,
наконец, будет вправе проводить экспертизу проектов документов
Минобрнауки, касающихся учебников.
Организаторы обещают вести работу открыто – рассказывать не только о
прошедших экспертизу книгах, но и о тех учебниках, которые получили
отрицательное заключение. Общественная экспертиза будет длиться не
дольше 30 дней, а работать над заключением будут всегда нечетное
количество экспертов, но не менее трех. Всю эту работу общественники
будут вести бесплатно в отличие от экспертов-академиков.
Напомним, что до сих пор издательствам учебной литературы требовалось
всего два экспертных заключения: от Российской академии наук и
Российской академии образования. В зависимости от мнения экспертов
Минобрнауки ставило гриф «рекомендовано» или «допускается» и включало
книгу в федеральный перечень учебников. Далее путь в школу учебнику был
открыт. Изъять учебник из федерального перечня было крайне трудно, так
как не было предусмотрено процедуры исключения. Даже если в книге
обнаруживались фактические ошибки, она оставалась в числе
«рекомендованных». Однако рычаг влияния учителей и родителей на
недобросовестных издателей все же был – официальный сайт мониторинга
учебников bookedu.ru.
Ну а в случае отрицательного заключения экспертов из РАН и РАО авторам
предлагалось устранить недочеты и подать на повторную экспертизу.
Теперь не то. По новому закону после экспертизы РАН и РАО учебник
поступает к «общественникам», которые также могут отправить его на
доработку.
– Учебник просто не выйдет, пока не будут устранены замечания,
высказанные общественной экспертизой, – пояснил президент Российского
книжного союза Сергей Степашин. – Сейчас надо понять, как будет
определяться состав совета, как может идти работа.
По словам сопредседателя Российского исторического общества,
директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна,
предполагаются «согласительные процедуры», в ходе которых профессионалы
и общественники смогут снять все спорные вопросы.
Важно, что в состав созданного Совета по общественной экспертизе может
войти любая общественная организация, которая работает в России как
минимум с 2010 года, имеет свои отделения хотя бы в десяти регионах
страны и в которой не менее 350 членов. Однако вход для НКО в статусе
«иностранных агентов» (некоммерческих организаций, которые занимаются
политической деятельностью, получая финансирование от зарубежных
источников) закрыт.
– Это очень разумная и правильная вещь, когда гражданское
общество включается в том числе в оценку учебников, – заявил член
совета директоров издательства «Просвещение» Дмитрий Иванов. – От этого
выиграют и издательства, и ученики, и учителя.
По его мнению, дополнительная процедура осложнит работу только
тех издателей, которые «путают Северный полюс с Южным»: специалисты
Минобрнауки нашли смысловые и фактологические ошибки в школьном
учебнике «Окружающий мир», на который были получены положительные
заключения от РАО и РАН.
– Министерство направило запросы в Российскую академию
образования и Российскую академию наук в связи с ошибками, допущенными
в этом учебном издании, – прокомментировала ситуацию директор
департамента информационной и региональной политики министерства Анна
Усачева. – Нарекания к содержанию учебников в последнее время звучат
часто, именно поэтому министерство в приоритетном порядке разработало и
утвердило своим приказом новый порядок формирования федерального
перечня учебников.
Она отметила, что раньше экспертизу проходил оригинал-макет
учебника и при издании в него могли попасть ошибки или же издательство
могло внести изменения уже после получения положительных экспертных
заключений. В соответствии с новым порядком на экспертизу будет
отправляться сигнальный экземпляр учебника, а не его оригинал-макет.
Как выяснилось, у родителей и учителей больше всего претензий к
учебникам литературы, обществознания и физики. А последний
«учебниковый» скандал добавляет в список пособия по математике и
учебники о живой природе. Теперь вся надежда – на общественную
экспертизу…