Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Черепанова Анна

Наблюдатели из Центра

Общественный контроль за процедурой единого экзамена будет усилен

«Кто присмотрит за ЕГЭ?» – под таким названием в Общественной палате РФ прошел форум общественных наблюдателей. Обсуждали, как обеспечить наиболее открытую и прозрачную процедуру сдачи государственных экзаменов, как повысить значимость общественного контроля на ЕГЭ.

Общественный контроль: цели, задачи, трудности

В комплексе мер и технологий совершенствования процедуры ЕГЭ повышение значимости общественного контроля – одна из совокупности. Сегодня нормативная база для работы наблюдателей уже полностью обеспечена, а самих общественных наблюдателей насчитывается около восьмидесяти тысяч. Чтобы подготовить наблюдателей, налажено дистанционное обучение на добровольной основе.
«Триста тысяч человек согласились обу­чаться, но до финала дошли не все, – рассказывает Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке. – После окончания учебы и получения реального опыта на ЕГЭ-2013 наблюдателям предложили оценить, насколько хорошо их обучили, и внести предложения. Каждый пятый наблюдатель провел такую работу – что говорит о высокой заинтересованности в деле общественного наблюдения».
В 2013 году общественными наблюдателями были зафиксированы следующие нарушения: присутствие на экзамене посторонних лиц, использование мобильников, упаковка материалов в неположенном месте, помощь экзаменующимся, нарушения на входе в пункт приема. Встречались и ошибки с базой данных; с незаконным допуском учащихся на экзамен или незаконном же отказе в нем.
Перед наблюдателями ставится целый ряд задач: например, исключить возможность утечки КИМов. Для этого Ярослав Кузьминов предлагает разработать технологию случайного выбора заданий по принципу спортлото – чтобы самым «дорогим» ученикам не доставались отработанные варианты.
Также следует вооружиться механизмами, которые позволят более жестко пресекать нарушения, – для этого полномочия наблюдателей должны быть расширены. Эксперты предлагали: хорошо бы наблюдатель имел право аннулировать результат экзамена, если заметит грубое нарушение. Ему нужны реальные рычаги влияния!
Любовь Духанина наметила ряд мер по укреплению института общественного наблюдения. Прежде всего наблюдатели должны быть равномерно распределены в процессе. Пока только 1% работает в процедуре аккредитации. Необходимо создать базу наблюдателей, расширить аудиторию и обучать не только наблюдателей, а всех участников процесса. В обучающие программы включить часто встречающиеся проблемы и примеры механизмов реагирования.

Социальный портрет общественного наблюдателя

«Добровольческое сообщество в России по-прежнему составляет маленькую прослойку, 3%, – констатирует Ярослав Кузьминов. – Самыми заинтересованными лицами остаются родители учащихся, бывшие работники образования, журналисты – а где же общественные организации? Вероятно, ситуация с ЕГЭ настолько скандальна, что не каждая организация хочет в ней участвовать».
Тем не менее 38% россиян выражают достаточную активность, чтобы со временем присоединиться к корпусу наблюдателей.
Каков же социальный портрет общественного наблюдателя за ЕГЭ?
По мнению Ярослава Кузьминова, это человек, состоявшийся в своей профессии, успешный, достаточно опытный, с хорошо сформированным гражданским самосознанием.
Однако директор школы № 548 Ефим Рачевский видит иную картину:
– У кого хватит времени и мотивации оторваться от работы, пройти курс обучения и стать федеральным наблюдателем? Полагаю, в первую очередь – родители сдающих детей, крайне заинтересованная группа. Ну а какой же родитель предаст интересы родной школы? Нет, с таким контингентом у нас ничего не получится.
В то же время сошлись на том, что наблюдатели становятся год от года сознательнее. Если раньше со скучающим видом отсиживались с книжкой, то теперь интерес заметен, некоторые по целому дню свой пост не покидают.
«Приходите и становитесь федеральными наблюдателями, выступите в защиту детей, которые верят в государство и приходят сдавать экзамен честно», – призвал Анзор Музаев, министр образования и науки Чеченскрй Республики.

Статус общественных наблюдателей в обществе

Несмотря на первые успехи, институт общественных наблюдателей пока не снискал полного доверия. До сих пор в некоторых регионах, несмотря на все законы, окружное управление считает себя вправе решать, пустить или не пустить наблюдателей.
Было высказано предположение, что ситуацию с нарушениями на экзамене нельзя разом переломить – как ни старайся, нарушения до нуля не сократятся, а количество общественных наблюдателей никак не связано с числом нарушений. И потом: что толку в принципиальной работе общественности, если уровень подготовки детей очень низкий?  
По итогам решили: лучшее, что можно сделать, чтобы навести порядок в институте общественных наблюдателей, – это полностью перевести их в федеральное подчинение. Создать федеральную базу квалифицированных, обученных наблюдателей, которые могли бы свободно перемещаться по регионам, процедурам, учреждениям – и везде грамотно отчитываться.
Из других решений. Ожидается, что в 2014 году будет более внятно организован процесс подачи апелляции; возможно, будут введены экзит-пуллы – известные всем экспресс-опросы у избирательных участков. На этом настаивал посетивший форум Владимир Жириновский: «У нас в политике тоже на выборах наблюдатели, им тоже мешают работать, и ошибки у них примерно те же самые». Хотя, как выяснилось, Владимир Вольфович не сторонник ЕГЭ, он за собеседование.
В целом же все механические нарушения на ЕГЭ наблюдателями выявляются. Важно, чтобы мотивов к нарушению не возникало выше – у руководителей регионов, у губернаторов. Ярослав Кузьминов сказал в завершение форума:
– Недопустимо использовать результат ребенка на ЕГЭ как оценку результатов работы учителя, школы, регионального управления образования. С одной стороны – тяга к простым решениям, а с другой – смешная ошибка власти.