Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Безопасность ЕГЭ: проблема не только в «утечках»...

Почему те, кто сдает экзамены по правилам, оказываются в невыгодном положении

В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Практика и направления совершенствования проведения единого государственного экзамена в Российской Федерации». Мероприятие стало продолжением обсуждения, состоявшегося в рамках «круглого стола» в Госдуме: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201301902.

Главная проблема была сформулирована как утрата доверия к результатам ЕГЭ-2013, поскольку они были добыты нечестным путем.
По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в этом году было зафиксировано 1500 нарушений, связанных со сдачей ЕГЭ, что вдвое превышает показатели прошлого года.
Дело не ограничивается утечкой КИМ через соцсети. Недобросовестные организаторы используют всевозможные схемы. Например, эксперты, проверяющие часть С, завышают оценки проплаченным выпускникам, но не до максимальных 95–100 баллов, а до 85, чтобы снизить риск перепроверки на федеральном уровне. Одновременно занижаются оценки другим учащимся ради создания более или менее реальной статистической картины.
Также год от года растет количество желающих сдать ЕГЭ досрочно, поскольку на таких экзаменах ослаблен контроль.
В итоге те, кто сдает экзамены по правилам, оказываются в невыгодном положении и не попадают на бюджетные места в вузах. В связи с чем в Рособрнадзор, по свидетельству Сергея Кравцова, приходит много жалоб.
Кроме того, одна из причин подтасовок состоит в том, что эффективность деятельности губернаторов, образовательных организаций, педагогических работников оценивают по результатам ЕГЭ, что также повышает их «стоимость».
По мнению специалистов, выход не только в ужесточении мер административной и уголовной ответственности в отношении нарушителей или расширении полномочий общественных наблюдателей, но и в создании независимой системы оценки качества образования – альтернативной и дополняющей ЕГЭ целым комплексом достоверных показателей (например, социализации детей).
«Я убежден, что ЕГЭ в его нынешнем виде существовать не будет. Перспектива – за независимой оценкой качества образования», – говорит руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.
«Нам нужны ассоциации активных и заинтересованных экспертов, позитивное лобби, способное обсуждать с родителями проблематику ЕГЭ, объяснять им смысл этой процедуры», – считает академик РАН и РАО, ректор МПГУ Алексей Семенов.
Гораздо шире представляет задачи независимых экспертных организаций член Общественной палаты РФ, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина. По ее мнению, прежде всего это могут быть независимые профессиональные центры тестирования, действующие круглогодично и дающие детям возможность неоднократно проверять свои знания в период обучения.
«При этом важно, чтобы независимая оценка давала не только некий срез знаний на текущий момент, но и стратегию развития ребенка в школе и в семье. Оценивание должно носить формирующий характер», – считает Любовь Духанина.
Кроме того, независимые эксперты должны обладать правом проводить экспертизу учебников и примерных основных образовательных программ школы, принимать участие в переработке КИМ в условиях перехода на новые ФГОС.
Заведующий Центром оценки качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Борис Илюхин считает, что важной миссией таких специалистов станет оценка тех или иных инноваций в образовании с точки зрения их реализации.
Форма деятельности таких организаций может быть различной – от дискуссионных площадок до ассоциации.
«У нас есть потребность в специалистах по педагогическим измерениям на всех уровнях образования. Однако проблема в том, что они разрозненны и не осознают себя как некую общность в сфере образовательной политики», – утверждает зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова. При этом она убеждена, что «создание такой организации – не функционал органов власти, поскольку сообщество экспертов способно к самоорганизации и к партнерству с исполнительной властью».
«А потребность власти в таких партнерах чрезвычайно остра», – подчеркнула Любовь Глебова.
Идея создания Российской ассоциации в сфере оценки качества образования была поддержана участниками обсуждения и нашла отражение в рекомендациях парламентских слушаний.