Александр Мелихов: «Красота выпрямляет нас, избавляя от страха»
Писатель Александр Мелихов, ученый-математик по первой
профессии, вместе с тем работает как правозащитник, социолог и педагог.
В центр своих романов «Изгнание из Эдема», «Нам целый мир чужбина»,
«Интернационал дураков», «Тень отца» он раз за разом ставит важнейшие
ценности, константы нашей жизни и нашего душевного склада.
Одна из таких ценностей – красота, в которой соприкасаются вечное и
ежедневное, – стала предметом изучения прозаика-социолога.
– Наверное, нет детей, а тем более подростков, которые не беспокоились
бы о своей внешности и не мечтали бы быть красивыми. Но желание быть
красивым – это не совсем то, что безоговорочно одобряется отечественной
культурой. О греческом идеале калокагатии (красота–добро) Лев Толстой
писал, что он ложный: добро – высшая ценность нашей жизни, а красота
всего лишь то, что доставляет чувственное удовольствие и тем самым
мешает стремлению к добру. Собственно, вопрос такой: почему красота –
самая притягательная и вместе с тем подозрительная «ценность»? И в ваши
школьные годы вы о своей собственной красоте задумывались?
– Еще как! Качал бицепсы-трицепсы, искал в зеркале, с какого
боку моя физиономия наименее безобразна, старался уговорить себя, что в
моих шрамах есть что-то романтическое: надо сказать, что впоследствии
они и впрямь ничему не помешали. Да и тогда я постоянно о них забывал,
витая в более возвышенных облаках: наука, спорт, путешествия и
приключения… Разумеется, и в них меня влекла прежде всего красота, так
что если бы я посвятил себя добру, то не сделался бы ни ученым, ни
писателем, ни кое-что повидавшим или хотя бы физически сильным
человеком. Я не очень даже понимаю, что такое добро в мире, откуда
изгнана «бесовская прелесть» красоты, состязательности – желания быть
более красивым, умным, остроумным, чем другие? А откуда же будет
браться счастье?
Толстой прекрасно показал, как Кити Щербацкая, чтобы избавиться от
зависти к чужому счастью, пытается ухаживать за больными и в конце
концов начинает их ненавидеть. У того же Толстого где-то сказано: он
был вполне счастлив, а потому вполне хорош в эту минуту. Я тоже думаю,
что самый надежный, если не единственный путь к добру лежит через
счастье, которое невозможно без красоты.
В «Интернационале дураков» мой герой приходит к выводу, что красота –
это грёза, обретшая отчетливость, которая, как правило, не может
воплотиться в мире предметов – уж слишком все они несовершенны, – но
только в мире образов. И этот мир образов создает нашу главную защиту
от ужаса, скуки и безобразия – я называю ее экзистенциальной защитой и
считаю, что без этой защиты мы бы просто не выжили, ее утратой я
объясняю наркоманию, самоубийства, немотивированную преступность… То
есть без красоты мы не только не предались бы добру, но, возможно,
превратились бы в изнемогающих от отчаяния чудовищ.
– В связи с ценностью
красоты вы упомянули антиценность зависти. Сегодня в общественных
спорах о необходимости школьной формы постоянно фигурирует странный для
меня довод: единая форма избавит от зависти тех, кто почему-либо хуже
одет. Но одежда – она и есть одежда. Однако если зависть признана в
обществе столь важным чувством, что ради него готовы переодеть всех
детей, то что же делать с красотой? Ее же нельзя с себя «снять»...
– Зависть если и не сестра, то побочная дочь соревнования –
это раздражение проигравших. Но зависть бывает двух цветов – черная и
белая. Черная ненавидит победителя и хочет ему навредить, белая
восхищается им и хочет сравняться с ним или даже его превзойти в
честном состязании. Так вот, задумаемся: возможна ли белая зависть по
отношению к одежде?
Другое дело, что нас всегда окружают люди, в чем-то более успешные, и
защититься от ощущения своей неполноценности можно лишь ощущением
своего превосходства в чем-то ином: да, он красивее, но я умнее, да, он
богаче, но я обаятельнее, он сильнее, но я счастливее – и так далее. И
я не знаю, надо ли людям начинать тренироваться в искусстве
экзистенциальной обороны еще в школе или лучше отложить это до начала
взрослой жизни, когда уже будет наработан более прочный слой реальных
достижений, – у меня нет ясности в этом вопросе. Но ведь, кстати
сказать, есть компромиссный вариант: ввести несколько вариантов
школьной формы – более официальную и более спортивную и так далее.
Можно об этом расспросить самих школьников.
– То есть белая
зависть – это стимул творчества и достижений? Тогда по отношению к
одежде он будет, наверное, таким: как элегантно, со вкусом, к лицу
одета подруга – я тоже этому научусь! Но так или иначе мы говорим о
красоте внешности. Красоте «зримой». Собственно, Платон в диалоге
«Федр» именно это – «зримость» утвердил как неотъемлемое, изначальное
качество красоты. Но отечественная культура, несомненно, выдвигала и
предпочитала красоту «внутреннюю», красоту «незримую». Почему?
– Так ли уж несомненно? У Достоевского роковая красавица на
красавице – без этого бы просто и сюжет было бы не запустить. Увидел бы
Мышкин портрет дурнушки – и что? И если бы от любви к некрасивой
женщине стал сходить с ума Рогожин, нам потребовались бы какие-то
сложнейшие мотивировки. И если бы обычная женщина, пусть даже
миловидная, бросила деньги в огонь, это было бы далеко не так красиво –
я сейчас как раз обдумываю героиню, которая мучается от того, что
красивые истории могут происходить только с красивыми женщинами. Даже
моралист Толстой: не будь Анна Каренина столь красивой, влюбился бы в
нее Вронский с первого взгляда? А то, что Толстой любит и понимает
жертвенную Долли, еще не означает, что он считает ее такой же красивой,
как, скажем, казачка Марьяна. Мы и сами можем любить людей за очень
многое – за доброту, за верность, за трудолюбие, но эти чувства –
нежность, забота, умиление, как ни бесконечно важны они для жизни, –
они все-таки отличаются от того душевного потрясения, которое вызывает
красота, царство которой не от мира сего. Придавленного заботами и
унижениями героя Глеба Успенского Венера Милосская всего только
«выпрямила», а от Ники Самофракийской и у нас захватывает дух!
Русские романтики всегда только так и писали: небесная красота,
неземная красота – и правильно делали. Так что если красота незримая и
превосходит красоту наблюдаемую, то лишь в том смысле, что словесные
образы в своих эстетических возможностях превосходят образы визуальные.
Их красота действительно бессмертна именно из-за ее неотчетливости.
Особенно если она рождается из намеков. Еще давно, когда только
начались разговоры о том, что искусство слова скоро будет оттеснено
искусствами визуальными, я задумался: а как визуализировать строки
«Когда подходила ты стройно бела, как лебедь, к моей глубине»?
Нет, я не отрицаю и духовной красоты, красоты личности, но это тоже не
утилитарная добродетель, это способность на поступок именно
бесполезный, а еще лучше опасный, только соответствующий какой-то нашей
грёзе. Грёзе о презрении к смерти прежде всего. Возможно, даже ко
всему, чего мы страшимся. Оттого нас красота и «выпрямляет» – избавляет
от страха, главного врага нашего счастья.
– Конечно, образы красоты
«выпрямляют» и вдохновляют человека, наученного эстетически и
нравственно наслаждаться красотой. Но это красота всечеловеческая. Не
повседневная. Невозможно каждый день трепетать перед Никой и
выпрямляться перед Венерой. Но возможно и даже неизбежно каждый день
решать вопрос об эстетичности собственного облика. Перед вами стоял
такой вопрос? Как вы его решали?
– Мои школьные годы прошли при диктатуре – при диктатуре
шпаны. Было бы полбеды, если бы она внушала только страх, – она внушала
уважение. Она же создавала и каноны красоты, точнее, престижности. Если
красота – обретшая отчетливость грёза, то грёзы сделаться уголовником у
меня, разумеется, не было, хотелось только быть у них признанным за
своего. Я и старался подражать их канону: завернутые кирзовые сапоги с
финкой за голенищем, кепка-восьмиклинка с козырьком в два пальца…
Родители с этим боролись, мы ускользали, школа тоже пыталась
участвовать, но она была настолько лишена авторитета, что, нарушая ее
запреты, мы лишь обретали дополнительную красоту в собственных глазах.
Потом стиляги сделались законодателями вкусов, тоже адаптированных
истинными хозяевами жизни – блатными: ушитые брючата, остроносые
корочки – все удешевленное, самопальное, однако и я под это косил, хотя
уже грезил о науке, о доблестях, о подвигах, о славе. Но обрести свой
стиль – отдаться личной грёзе – я решился только в университете:
хабэшные джинсы за четыре рэ, туристские ботинки за десять, рваный
свитер – в этом тоже был свой джигитский шик: бешмет рваный, а оружие –
интеллект, спортивная фигура – в серебре. Сегодня же для меня главное –
это мое дело, а бешмет – лишь бы не чувствовать себя ни шутом, ни
юродивым. Грёзы взрослых людей, а значит, и представления о красоте
редко связаны с внешностью.
– А что бы вы посоветовали
подростку, мечтающему о своей красоте?
– Служить своей, а не чужой мечте. Если, конечно, она у него
есть.
Беседовала Елена ИВАНИЦКАЯ