Повторение прожитого
Мы думаем, что управляем временем ребенка, но на самом деле – распоряжаемся его судьбой
Уже сто раз сказали, написали: это вредно – не считаться с
ребенком; полная дикость – упираться рогом в «я знаю, как для тебя
лучше».
Все согласны, а толку?
В одном детском саду этой осенью грянул показательный конфликт. Если
рассматривать его с конца, то это будет увольнение воспитателя за
грубость, которую она допустила в отношении ребенка.
Ну правильно вроде: допустила – получи. Но тут пошли детали: группа-то
подготовительная, как так – три года не допускала, и вдруг. Причем дети
с первого дня в сад ходят охотно, никаких жалоб, родители воспитателями
довольны. Значит, этой осенью произошло нечто из ряда вон. Что?
В сентябре в группу пришли четверо новеньких. Мальчики и девочки,
которым уже исполнилось 7 лет и которые уже прошли подготовительную
группу. Отзанимались всеми занятиями со своими воспитателями,
отпраздновали выпускной, попрощались с детским садом… и снова-здорово.
Так решили их родители. Зачем-то им нужна эта передержка – то ли
подождать нужную учительницу в школе, то ли выбранная школа далеко, а
ездить рано, то ли банальная лень, «успеется, еще годик отдохнем» – но
факт: дети попали в уже прожитую ими жизнь, в уже пройденное ими время.
Товарищи по несчастью, они сплотились, стали обижать других детей,
возненавидели новых воспитателей, а излюбленным местом проделок избрали
спальню, тихий час. Не станем пересказывать их хитроумные сюжеты, но
вся группа вздрогнула. Вконец измочаленный воспитатель поступил
непедагогично.
Разумеется, родители этих новеньких-стареньких сразу пошли в бой, ведь
теперь фигура виновника душевных страданий их детей материализовалась!
Родителям четверки давно надоело слушать, как в саду плохо, какие
воспитатели злые, а занятия неинтересные!
И вот одна мама переводит ребенка в другую группу, другая пишет жалобу
на самый верх, третья собирает какие-то подписи… всё-всё вы сами
знаете. Произвол – он такой: как я сказала, так и будет; именно: не
так, а так.
Воспитатели пострадали – но они взрослые, разберутся. А вот ту девочку,
которая уже ходит в другую группу и плачет там: «хочу обратно», очень
жаль. Потому что ее новые-новейшие воспитатели, наслышанные о суматохе,
ребенка просто игнорируют, боятся. Тоже не боги.
Но если мы люди, с какой стати пренебрегаем своей человечностью?
Никаких усилий, чтобы вникнуть в ситуацию ребенка, поработать в ней – к
сожалению, это приходится наблюдать очень часто. И крайне редко –
попытку взрослого увидеть настоящую причину детского горя в себе, в
своем желании безгранично управлять судьбой ребенка вплоть до
поворачивания вспять времени его жизни.