О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
В.М.Лизинский
Интересная
жизнь и деятельность детей в хорошей школе
М.: Центр «Педагогический поиск»,
2012
Это книжка из серии «Как создать хорошую школу», в которой
автор изложил концептуальные подходы в построении гуманной,
человеческой школы, где взрослые и дети могут учить и учиться без
страха, скуки, принуждения и унижений. Хорошая школа не ограничивается
урочным пространством. Незаменимой средой для детско-взрослой
деятельности могут быть классные часы, праздники, игры, поездки,
встречи, дискуссии, исследования. Нужно только организовывать все таким
образом, чтоб не тянуло от них нафталином и пионерскими сборами
полувековой давности. Предостерегает автор и от другой крайности –
помпезной педагогики. Это когда учителя, сутками пропадая в школе,
ваяют грандиозные шоу, напрочь забывая о воспитании.
Чтобы это формально дополнительное, но по сути не менее важное, чем
уроки, обучение стало весомым ресурсом для хорошей школы, нужно помнить
о нескольких условиях. Детям должно быть интересно. Нужен выход на
реальную практику, причем ребенку необходимо признание окружающих. У
ребенка должен быть выбор разных форм деятельности и возможность
управления своим образованием в той или иной мере.
На первый взгляд кажется, что действительно привлекательные для детей
темы и занятия со школьными реалиями соотносятся довольно слабо. Но
автор известен именно тем, что обычно предлагает читателю целую палитру
идей, позволяющих преодолеть это противоречие. В данном случае – по
поводу проведения классных часов (темы, варианты, приемы, исключающие
скуку и морализаторство), клубов, фестивалей, действительно живых,
актуальных для нормального ребенка проектов.
О.И.Ефимов,
В.Л.Ефимова
15 мифов о детской речи
М.– СПб.: ДИЛЯ, 2013
Родители и педагоги отмечают, что у детей все чаще проявляются
нарушения речи. Причины можно перечислять долго. Малыши с раннего
возраста часами смотрят телевизор, их жизнь перенасыщена полезными, с
точки зрения родителей, занятиями, но при этом системы организма, на
которых строится мышление и речь, остаются недостаточно развитыми. Даже
готовое детское питание, такое удобное и безопасное, не дает нормальной
нагрузки на артикуляционный аппарат.
В результате, когда речевые проблемы становятся очевидными, родители по
собственной инициативе или по рекомендации учителя обращаются к
специалисту. Неврологу или логопеду. Так все-таки к неврологу или
логопеду? Чтобы понять, кто из них какую проблему поможет решить, стоит
прочитать эту книжку. Авторы – представители именно этих профессий.
Чтобы разграничить сферы воздействия каждого, нужно представлять себе
механизм языкового развития и не нарушать его законы. Например, если
патология возникла еще на довербальном этапе, нужно начинать не с
обращения к логопеду. Он будет развивать артикуляционный аппарат
ребенка, не уделяя внимания языку как знаковой системе.
Законы, по которым ребенок осваивает язык, постепенно вырисовываются по
мере чтения одной главы за другой. Авторы выбрали увлекательный и
забавный ход: опровержение мифов. Например, о том, что младенец учится
говорить, копируя взрослых. Или о том, что развитие мелкой моторики
улучшает речь. Оказывается, не все обстоит так однозначно. Можно верить
или сомневаться в приведенной аргументации, но различие в возможностях
логопедии и неврологии становятся более понятными.