Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАШЕМ КЛАССЕ


Куценко Елена, Емельянова Екатерина

Ученик-левша: с какой стороны к нему подойти?

Рекомендации, которые помогут педагогу учесть особенности «левшества» и опереться на его возможности

«Способный, но учится не в полную силу» – такую популярную характеристику по результатам первой четверти заработал во многих классах уже не один ученик. И среди них наверняка оказались дети-левши. Их беда в том, что школьные способы обучения совсем не соответствуют устройству их мышления. Об особенностях левшей и о том, какие подходы в работе с ними могут оказаться эффективными, рассказывает нейролингвист Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Екатерина ЕМЕЛЬЯНОВА.

– Когда учитель продумывает особенности работы с классом и пытается учесть индивидуальные характеристики детей, ему непременно нужно в особую группу мысленно отнести левшей и леворуких детей. Им-то наверняка требуется особый подход.

– А левши и леворукие – разве не одно и то же?

– То, что ребенок держит ручку или ложку в левой руке, – лишь внешний признак левшества. Но некоторые левши пишут правой, а едят, например, левой. Бывает, что девочки-левши пишут правой рукой, но вся организация мозга у них правополушарная. Это может произойти в результате неосознанного взрослыми переучивания. Все вроде бы уже знают, что делать этого нельзя, но когда родители вкладывают малышу карандаш в правую руку, когда в детском саду кладут ложку справа от тарелки – это тоже переучивание. Даже за время учебы в школе процент левшей уменьшается, то есть они переучиваются. И последствиями, в частности, могут быть не только дислексия и дисграфия, но и заикание. Определить такого скрытого левшу можно, предлагая ему какое-то новое, незнакомое ему действие: достать предмет из мешочка, например. И посмотреть, какую руку он спонтанно использует в ситуации неизвестности. Иногда левшу, если он не леворукий, можно распознать по особенностям поведения, по характерным ошибкам в учебных заданиях. Они путают право и лево, верх и низ, залезают за поля, много и буйно фантазируют (легко обижаются), чрезмерно эмоциональны. У таких детей особая функциональная организация мозга, другое ощущение пространства, восприятие взаимоотношений, другое соотношение эмоций и логики. Например, они совершенно не выносят долгих монотонных объяснений. Им при изучении нового нужно потрогать, понюхать, удивиться.

– Все это, без сомнения, пойдет на пользу и праворуким детям. Скучное объяснение им так же неинтересно, просто они, возможно, более терпеливые...

– Да, большинство рекомендаций относительно взаимодействия с левшатами вполне подойдет и для других детей. Просто левши более уязвимы и без такого особого подхода быстро «закрываются», получают незаслуженно плохие отметки и к подростковому возрасту иногда безвозвратно теряют интерес к учебе. Вообще наша система образования на редкость недружественна к детям. Отличником становится тот, кто слушает все объяснения учителя, выучивает материал дома и рассказывает его на уроке, кто аккуратно пишет, смирно сидит за партой – все перечисленное большинству леворуких детей совершенно недоступно. Весь процесс учебы загружает работой левое полушарие, которое отвечает за работу правой половины тела. Левши в такой ситуации обречены на неуспех. Парадоксально, но и для левополушарных детей, которые сильны в логике, это не идет на пользу, так как правое полушарие оказывается совсем «ненужным». А значит, нет повода для развития воображения, ребенок не испытывает удовольствия от чтения, лишается радости от восприятия искусства. Одним словом, в процессе образования должны работать оба полушария и формироваться связь между ними – это главное условие развития интеллекта. Именно поэтому не стоит стремиться к раннему обучению: слишком рано нагружается левое полушарие, а правое – если ребенок не насытился игрой, сказками, выдумками, удивлением перед миром – так и останется «забитым». Кстати, левшам лучше поступать в школу как можно позже, ближе к восьми годам.

– Какие школьные реалии для левшат становятся самыми большими препятствиями?

– Им вообще трудно в мире, где все устроено для праворуких. Уже в первом классе они сталкиваются с необходимостью учиться по прописям, которые им не подходят. Только около 35% леворуких первоклассников получают специальные прописи. То есть, большинство учатся писать буквы, испытывая невероятные неудобства и трудности: рука закрывает образец, схемы начертания букв не соответствуют моторным траекториям. У них вообще моторность развита слабее, чем у праворуких детей. Из-за этого они даже могут казаться немного неуклюжими. Речь и письмо – это тоже моторные функции. Преодолевая трудности, каждый леворукий первоклассник вынужден изобретать свой способ написания букв. А потом мы удивляемся, какими корявыми они получаются. Да ребенок гениальную работу проделал! Проходит время, и оказывается, что он еще и отстает от среднего темпа работы в классе. Учитель диктует, а ребенок не успевает, потому что вспоминает, как пишется та или иная буква: хвостик вверх или вниз, вправо или влево. У леворуких очень много пространственных ошибок. Причем трудности возникают при работе на маленьком поле тетрадного листа. В большом пространстве левша ориентируется прекрасно: пройдя однажды довольно сложный маршрут, в следующий раз безошибочно найдет дорогу.

– Зная об этой трудности с ориентацией в пространстве тетрадного листа, нужно ли давать как можно больше соответствующих упражнений, натаскивать? Или ждать, когда само вырастет?

– Вот натаскивать левшу не нужно ни в коем случае, бесполезно. Надо ждать, когда само вырастет, но при этом работать, давать задания, исправлять ошибки. И происходит это обычно чуть позже, чем у других детей. Но не постепенно, а по типу инсайта. Как озарение. Не умел решать задачи определенного типа и вдруг раз – и понял.

– Что же делать учителю?

– Во-первых, быть терпеливым. Во-вторых, находить среди неудач то, за что можно похвалить ребенка. Всегда можно на строчке среди корявых букв отыскать одну более или менее хорошо написанную. Показать ее ребенку как пример того, что он может справиться с заданием. Похвала, поддержка для левши чрезвычайно важны, ведь он очень эмоционален. И придает этой сфере гораздо большее значение, чем другие дети. Стоит учителю посмотреть в его сторону строго или раздраженно, и ребенок может объявить маме, что в школу больше не пойдет. Без видимой причины, ведь ничего не произошло. Такая же реакция может быть даже если учитель сурово отчитал другого ребенка. А левша воспринимает это так, будто ругали его самого. Для левши важна доброжелательная, спокойная среда в классе.

– Видя, что не получается и одно, и другое, учитель из желания преодолеть отставание дает больше заданий, готов проводить дополнительные занятия. Нужны ли они, чтобы ускорить инсайт?

– Количество раз за разом повторенных объяснений никаким образом на приход озарения не влияет. Ребенку нужно дать понять, что вы знаете, как ему трудно. Можно спросить, хочет ли он, чтоб ему объяснили еще раз. Если нет, лучше не трогать до поры до времени. Вообще лучше прислушиваться к интуиции самого ребенка. У левшей она удивительно точная и тонкая. И заглушать ее нельзя, наоборот, нужно развивать и учиться доверять ей. Написал левшонок слово грамматически правильно – и хорошо. Не нужно заставлять его воспроизводить текст правила. Часто левша не может объяснить, с точки зрения логики праворуких, почему он так выполнил задание. Он просто знает, что это так. И не надо его мучить правилами и объяснениями. Для леворуких вообще очень сложно действовать по алгоритму, делать пошаговую работу. Они всегда идут каким-то своим путем. И не надо за это наказывать.

– В каких учебных заданиях могут проявляться сильные стороны левшей?

– Они могут проявить себя в творческих работах, где нужно проявить фантазию. Нужно только помнить, что рука не всегда успевает за мыслью. И самая увлекательная история скорей всего окажется недописанной. Поэтому хорошо бы предоставлять левше возможность выбора формы, которая позволит ему быть успешным. Например, не писать рассказ от начала до конца, а изобразить его в виде комикса с короткими подписями. И уж совсем не надо настаивать на выполнении работы на черновике с последующим переписыванием. Это все равно не спасает от ошибок, а переписывание одного и того же только наводит тоску.

– Помимо творческих работ в школе есть масса обязательного материала, который ребенок так или иначе должен усвоить. В какой «фантик» его лучше заворачивать для левши?

– Нужно подкреплять рассказ увлекательной демонстрацией и сенсорными впечатлениями. Например, при изучении Африки дать потрогать песок. И еще дать возможность левше найти дополнительный материал: и он будет счастлив, и урок обогатится занимательным рассказом. Левши проигрывают в стандартных школьных навыках, но их кругозор обычно бывает шире, чем у ровесников.

– Кем чаще всего бывают левши в классном социуме? Не восстановит  ли против него весь класс такое особое отношение учителя?

– Они могут выступать в разных ролях. Бывают лидерами, и изгоями, и белыми воронами... Учитывать особенности левши – не означает давать ему поблажки. Больше того, левши обижаются, если окружающие подчеркивают, что они не такие, как все. Собственно говоря, у хорошего учителя каждый ребенок будет чувствовать себя в чем-то особенным.

– Есть ли разница в подходах к девочкам и мальчикам-левшам?

– Мальчики-левши обычно подвижные, креативные, общительные. Они редко выбиваются в отличники, но и не бывают совсем уж отстающими: компенсируют неудачи в одном предмете успехами в другом. Девочки-левши – наоборот. Они могут быть чрезвычайно успешными во всех областях школьной жизни. А есть такие, которым ничто не дается. И работать с ними довольно тяжело. Но единственная возможная стратегия – найти хоть какую-то область, где ребенок успешен. Она обязательно найдется: шитье, аппликация, кулинария. Но девочка должна почувствовать себя успешной, тогда, опираясь на это, можно двигаться дальше.

– Мы можем быть сколь угодно гибкими в процессе учебы, но рано или поздно наступает время итоговых работ, ЕГЭ, ГИА... Как подготовить левшу к этому?

– Там действительно очень жесткие требования, даже при написании эссе. Но к девятому классу ребенок обычно уже понимает свое особое положение и учится находить обходные пути, чтобы соответствовать требованиям. Когда ко мне приводят подростка, который никак не может написать эссе по заданным правилам, я ему просто даю схему: первое предложение об этом, второе о том, третье... четвертое... Он, бедняга, сначала сопротивляется, но потом понимает, что другого пути у него нет. Выполнение тестов тоже очень сложно для левшей. Если нужно выбрать из трех вариантов ответов один, ребенок может просто впасть в ступор. И надежда в этой ситуации только на внутренний голос – если мы не отучили левшу доверять своей интуиции.

– В какие еще моменты школьной жизни левшам нужно особое внимание со стороны учителя?

– При переходе в пятый класс. В начальной школе маленькому левше обычно усиленно помогают родители. А в обстановке гораздо большей самостоятельности и жестких требований разных учителей левша теряется. И если предметники и классный руководитель не окажут соответствующую поддержку, может скатиться в двойки и тройки. Хорошо бы к этому моменту проконсультироваться с психологом или нейропсихологом, который поработает с ребенком и даст рекомендации родителям и учителям.