ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Дошкольное образование: растет поколение, растет и спрос...
Что можно сделать, чтобы все желающие смогли получить место в детских садах?
Обсуждение проблемы нехватки детских садов продолжается. На
сегодня около двух миллионов детей не охвачены дошкольным образованием,
а обязательства таковы, что к 16-му году очереди должны быть
ликвидированы. Этой теме был посвящен «круглый стол» в «РИА Новости».
«Мы не планируем сокращать
рождаемость…»
В стремлении решить вопрос рождаемости власти слегка
«перестарались»: за последние три года младенцев родилось значительно
больше, чем могут вместить государственные дошкольные
учреждения.
Алена Аршинова, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по
образованию, считает:
– Несмотря на то что бюджетные средства на строительство новых
детских садов были выделены позже, чем требовалось – в свое время
данный проект не был расценен как приоритетный, – в конце года в России
будет введено в эксплуатацию триста шестьдесят тысяч новых мест. В
планах – в следующем году ввести еще миллион триста тысяч мест. На
этапе строительства одно дошкольное место стоит миллион рублей –
несложно подсчитать, во сколько обойдется государству выполнение
обещания ликвидировать двухмиллионную очередь. К тому же строительство
идет бешеными темпами, а при таких условиях нельзя ждать строительства
дворцов. Большие безопасные типовые здания вполне подойдут… В некоторых
случаях мы возводим плавающие многофункциональные центры, которые можно
в случае чего перестроить в здание для начальных классов.
«Родительские критерии
адекватны, но трудноисполнимы»
Марина Трякшина, редактор-продюсер Центра социальных рейтингов
«РИА Новости», предложила вниманию публики рейтинг муниципальных
детских садов России-2013:
– Он адресован не только родителям, но и муниципальным и
субъектовым органам образования. Полезно посмотреть не те отчеты,
которые присылает сам детский сад в урочное время, а реальную картину
мнений родителей. Правда, это не значит, что по итогам рейтинга нужно
карать или поздравлять – скорее, по-новому продумать и простроить
систему дошкольного образования в регионе. В исследовании приняли
участие шестнадцать регионов России, оценка проходила по трем
критериям: созданные для ребенка условия, педагогический коллектив и
дополнительные услуги, предоставляемые детским садом. Сравнивать
учебные программы исследователи посчитали некорректным, поэтому было
решено сфокусироваться на социальном заказе родителей.
Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических
проблем детства РАО, рассказала о результатах подробно:
– Если принять все требования современных родителей к
дошкольному учреждению за сто баллов, то перевалить через пятьдесят
удалось только одному детскому саду из трех с половиной тысяч – и этот
«чемпион» получил пятьдесят один балл. Ни один имеющийся детский сад
сейчас не дотягивает до среднего родительского желания. В основном
детские сады набрали от 25 до 50 баллов. При этом главные родительские
критерии вполне адекватны: на первом месте стоят здоровье и
безопасность ребенка, затем – заболеваемость, санитарно-гигиеническое
состояние учреждения, оздоровление и медицинские услуги,
психолого-педагогические услуги, доступность для детей с ограниченными
возможностями, обеспечение безопасности, оснащенность помещений и
детских площадок, приемлемый инвентарь и по возможности – наличие
современной техники.
Что касается дополнительных услуг, то рейтинг показывает:
родительский запрос очень велик. С каждым годом растет потребность в
чем-то еще, кроме общей программы, и родители готовы платить. Детский
сад должен подхватывать этот тренд.Наибольшая потребность родителей
связана с дополнительными медицинскими услугами – массажи,
физиотерапия, реабилитация после болезней. Сложный процесс
лицензирования лечебной деятельности мешает развиться детским садам в
этом направлении, но те, что получили лицензию, оказываются на коне.
Однако даже образовательные дополнительные услуги оказывают мало где.
«Воспитателями довольны»
Рейтинг показывает, что 90% родителей довольны тем, как детей
учат, развивают, развлекают в детском саду. Однако Татьяна Волосовец
считает проблему кадров острой:
– Практически во всех регионах средний возраст педагогов – 55
лет. Многие родители не видят в этом проблемы: опытный, зрелый человек,
не склонный к обидам и насилию – чем плохо? Но ситуация чревата
одномоментным уходом всех педагогов на заслуженный отдых, а
это кризис почище очереди в детский сад. И он непременно случится, если
в течение десяти лет кадры не обновятся. Экспертами рекомендуется
срочно расширить прием в педагогические вузы и колледжи на дошкольное
отделение, стимулировать выпускников в первую очередь зарплатами.
Еще не все регионы смогли довести зарплаты воспитателей до
среднего по образованию, но главное, конечно, – мысли об исполнении
федерального государственного стандарта для дошкольного образования. С
первого января он войдет в силу, все ли педагоги готовы к переменам?
Наконец, в старании региональных властей как можно скорее выполнить
приказ премьер-министра кроется социальная опасность: в тех или иных
регионах ликвидация очереди в сад совершается за счет быстрых
неправильных решений – например, ликвидация ясельной группы или
переведение шестилетних детей в группы кратковременного пребывания.
Решать проблему одних детей за счет других – это неприемлемо, в один
голос говорят эксперты. В заключение специалисты еще раз дали понять:
доступность – это не только отстроенное здание, но и приемлемая сумма,
которую могут заплатить родители за сад. Еще раз рассказали о выгоде
открывать частные детсады сейчас: государству в одиночку не
справиться...