Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Кириллова Светлана

Единый учебник истории: очередной фальстарт?

Сюжет создания «единственно правильной» школьной версии новейшей истории уже сам по себе пора записывать в учебники

1 ноября 2013 года на утверждение Президенту РФ поступила базовая концепция единого учебника истории России.
В ближайшем будущем нас ждет конкурс на создание единой линейки учебников истории – «свободных от двойных толкований и выверенных стилистически», по словам Владимира Путина, который и озвучил эту идею в феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям.

Молчание министра

Самое любопытное обстоятельство в этой истории – молчание министра образования Дмитрия Ливанова, который официально является заместителем руководителя рабочей группы по созданию концепции «единственно верного» учебника (руководитель – председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, научный руководитель – директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян).
Хотя Ливанов и заверил журналистов, что после создания нового учебника «другие учебники истории не будут изъяты из Федерального перечня учебников», министр не прокомментировал, почему.
Объясняю: в российском образовательном законодательстве уже заложена вариативность учебников истории. Согласно «Закону об образовании в РФ» федеральные государственные образовательные стандарты должны «обеспечивать вариативность содержания образовательных программ разного уровня образования».
А значит, чтобы сделать учебник единственным – даже по желанию Президента РФ, – надо переписать Закон «Об образовании в РФ».

Научная правда по шпаргалке

Похоже, вся история с единым учебником истории была затеяна ради того, чтобы узнать, что думает общественность по поводу своей истории. Но не вышло.
Кавказ промолчал на заявление разработчиков, что новый учебник «расскажет «научную правду» о чеченских войнах».
Вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов с восточной уклончивостью прокомментировал, что «взгляд из Казани» на историю России «не совсем совпадает со взглядом из Москвы».
Комитет гражданских инициатив выступил с заявлением, что создание единого учебника истории может привести к расколу общества.
Эксперты, собранные по инициативе Госдумы, вволю поиздевались над командой Нарышкина–Чубарьяна, прогнав текст проекта концепции через «Антиплагиат», и обнаружили в ней анонимные заимствования из самых авторитетных учебников новейшей истории (А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. ХХ – начало ХXI века»), а также с популярных сайтов российских шпаргалок.
Хуже всего у разработчиков концепции «единственно верного учебника» оказалось со знанием российской Конституции. Над их великолепными промахами – особенно над тем, что первая Конституция СССР была принята в 1922 году (хотя до 20 декабря 1922 года еще не было Советского Союза) – не смеялся только ленивый.

Всенародное обсуждение

Впрочем, главным было всенародное обсуждение концепции нового учебника и – консенсус общества (обещанный кем-то Президенту РФ) по поводу отечественной истории.

– Мы являемся свидетелями небывалого исторического события: впервые школьный учебник обсуждают всенародно, открыто, с привлечением профессионалов из самых разных областей наук и всех заинтересованных граждан, – заявила сопредседатель Национальной родительской ассоциации Елена Третьякова на круглом столе в «РИА Новости» «Каким должен быть единый учебник истории?».

В 60 регионах РФ прошли обсуждения концепции учебника с родителями.

Чего хотели бы родители от нового учебника?

Кострома: привести в соответствие вопросы ЕГЭ по истории с содержанием учебника. Тула: больше рассказывать о роли язычества и о роли Древней Руси. Оренбург: дополнить учебник истории списком литературных произведений «для общего кругозора»…
Родителям – огромное спасибо. Правда, к «консенсусу» по поводу отечественного прошлого это не имеет отношения.

А что сказали дети?

Больше половины старшеклассников гимназии № 40 Екатеринбурга, принявших участие в одной из видеоконференций, заявили, что в их учебнике истории слишком сложные тексты, непонятные термины, мало иллюстраций и нет словаря. Школьники предложили создать интерактивное приложение к учебнику и добавить «все документы, на основе которых составляются задания ЕГЭ».
Забавная деталь: старшеклассников не спросили, а сами они не знали, учебник какого автора они критиковали.

А теперь – самое удивительное…

В ходе «прямой линии» Владимир Путин объяснил россиянам, почему стране необходим единый учебник истории: «В этом году в список рекомендованных учебников истории вошли 65 учебных пособий – разве это нормально?»
Да, это удивительно. Именно этот факт рассказывает – лучше любых социологических опросов – о том, как россияне относятся к истории и какой хотят ее видеть.
Сейчас я скажу то, чего читатель скорее всего уже не помнит. Дело в том, что в 2002 году по личному распоряжению премьера Михаила Касьянова в России уже был заказан и оплачен единственно верный учебник истории. Стоимость проекта составляла 100 тыс. долларов (огромная по тем временам сумма).
На конкурсе – к полной неожиданности участников – победили проект издательства «Русское слово» и авторский коллектив под руководством декана истфака Орловского университета Сергея Минакова.
Деталь: в 2002 году авторский коллектив под руководством академика Чубарьяна и издательство «Просвещение» проиграли конкурс на «единственно верный учебник». Не будем гадать, идет ли речь о реванше. Важнее другое.
В 2002 году «историческую» инициативу Правительство РФ объясняло теми же аргументами, что и в 2013 году: переизбытком в стенах школы взаимоисключающих точек зрения на отечественную историю.
Чтобы доказать этот тезис, Минобрнауки РФ озвучило цифру: в школах России в 2002 году дети учились по 61 учебнику новейшей истории.
Одиннадцать лет спустя их стало больше. Выход «единственно верного учебника» ничего не изменил…


Из Положения о конкурсе на учебник новейшей истории России (2002 год):

«… должен: опираться на новейшие достижения современной исторической науки, представлять Россию в контексте всемирной истории, показывать историю России как многонационального государства, способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, национального самосознания, исторического оптимизма… быть написан ярким, образным языком».