ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Галина КОВАЛЕВА: «Сегодня нет ни одной развитой страны, которая открывает национальные банки экзаменационных заданий»
Прокомментировать предложения по совершенствованию ЕГЭ мы
попросили координатора международных исследований в России, заведующую
Отделом оценки качества образования Института содержания и методов
обучения РАО, кандидата педагогических наук Галину Ковалеву.
– Галина Сергеевна, как
вы оцениваете предложения, прозвучавшие на «круглом столе»?
– Неоднозначно. Например, ужесточение мер информационной
безопасности сразу не изменит ситуацию: важно постепенно приучать к
соблюдению правил проведения экзамена. Еще важнее повысить
ответственность всех участников за нарушения. Открытый банк заданий в
интернете позволит немного нормализовать обстановку, снять тревожность
некоторых выпускников и родителей. Но будет провоцировать натаскивание,
разучивание и т.д. Экзамен будет целиком направлен на проверку памяти,
а не на способности использовать полученные знания в незнакомых
ситуациях, что является важнейшим качеством современного профессионала.
Сегодня вы не найдете ни одной развитой страны, которая открывает
национальные банки экзаменационных заданий. Страны, наоборот, повышают
уровень требований при поступлении в университеты.
Вообще за рамками обсуждения остался вопрос о необходимости изменить
содержание КИМ, поскольку в своем нынешнем виде они поддерживают старую
зуновскую парадигму. Я считаю, что в КИМ возможны задания в формате
PISA. Это позволит нам увеличить число заданий, направленных на
рассуждение (сегодня таковых только 20%, остальные проверяют
способность запоминать, зубрить).
Учет при поступлении в вузы среднего балла аттестата и портфолио – в
целом конструктивное предложение, которое повысит роль школы. Но могут
возникнуть и коррупционные моменты, связанные с завышением балла.
Портфолио является хорошим средством дополнить результаты ЕГЭ и учесть
учебные и внеучебные достижения. Однако трудно подобрать объективные
критерии их оценки и формализовать вклад портфолио при приеме в вуз.
Относительно разделения на базовый и профильный уровни могу сказать
определенно: это хорошая идея, которая даст возможность более
объективно оценить подготовку выпускников. Но ее осуществление
потребует дополнительной разработки вариантов и правил учета в вузах
результатов разных работ.
– Какие нововведения, по
вашему мнению, наиболее трудно реализуемы и затратны?
– Во-первых, это увеличение числа обязательных экзаменов. Я
полагаю, их должно быть четыре максимум: два обязательных на
федеральном уровне, как сейчас, и 1–2 по выбору региона, как в 9
классе. Но прежде чем внедрить данное начинание, необходимо просчитать
расходы и понять, имеются ли у региона финансовые ресурсы для
проведения еще одного или двух обязательных экзаменов.
Во-вторых, во избежание затрат и организационных трудностей я
бы предложила проводить устный экзамен по гуманитарным предметам на
уровне школы в качестве первого этапа ЕГЭ. Ведь проблема не в том,
чтобы ввести еще один экзамен, а в том, чтобы повысить внимание к
формированию правильной устной речи. В-третьих, многократная сдача ЕГЭ,
в том числе в независимых центрах тестирования, как мне представляется,
идея не проработанная и вряд ли полезная для страны. Многократная сдача
экзамена возможна только после завершения изучения определенных
предметов. Пока только изучение географии завершается в 10 классе. Все
остальные предметы – в 11-м. Подобная ситуация существует в ряде стран,
например, в США. Но у них другой экзамен – SAT или ACT, который носит
прогностический характер, но не является тестом по проверке учебных
достижений. Для России такое нововведение может обернуться нарушением
учебного процесса.
– Не могу не спросить о
самом главном нововведении: создании общероссийской системы оценки
качества образования. Станет ли она в конце концов альтернативой ЕГЭ?
– Нет, скорее всего не станет. Главная задача ее создания
состоит не в том, чтобы заменить ЕГЭ, а в том, чтобы в стране появился
единый измерительный инструмент для оценки подготовки школьников на
разных ступенях обучения. Например, мониторинги на уровне региона,
района, школы, класса позволят проверить степень корреляции результатов
ЕГЭ с результатами других форм оценки качества образования. Кроме того,
они дополнят картину успеваемости учащихся важной контекстной
информацией: о социальном составе учащихся, об экономической ситуации в
той местности, в которой находится школа, об отношении учащихся к школе
и т.д. Все это даст возможность оценивать систему образования
комплексно, а значит – более достоверно.
Очень хочется надеяться, что такие исследования решат задачу
диагностики учащихся с целью оказания им помощи в устранении пробелов в
обучении, в раскрытии их всесторонних способностей и наклонностей. Не
случайно в госпрограмме «Развитие образования» на 2013–2020 годы
запланирован мониторинг профориентации учащихся 9 классов и
социализации старшеклассников.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ