Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

ЕГЭ: средний балл увеличивается, процент доверия снижается

На «круглом столе» в Госдуме обсудили, как снять самые острые претензии общества к единому экзамену

В Комитете Госдумы по образованию прошел «круглый стол», посвященный совершенствованию итоговой аттестации в системе общего образования.


Из всех мер важнейшая – контроль

Как мы знаем, ЕГЭ получил официальный юридический статус (ст. 59 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и проводится в штатном режиме с 2009 г., поэтому отменять его нельзя, только совершенствовать.
Предложений много, правда, депутаты ничего нового не придумали, а собрали те идеи, которые давно назрели и были систематизированы Общественной палатой этим летом – http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201301403.
Однако специалисты понимают, что осуществить их в полном объеме в 2014 году не удастся, поэтому предложения по совершенствованию ЕГЭ можно условно разделить на те, которые могут быть реализованы уже в следующем году, и на долгосрочные, которые удастся ввести не раньше 2015–2016 года.
К первой группе относятся меры по обеспечению информационной безопасности: установление металлоискателей; установка системы видеонаблюдения в каждом ППЭ, ужесточение ответственности соцсетей за публикацию КИМ; перекрестная проверка части С (когда ее выполняют эксперты из других регионов); публикация открытого банка заданий с максимальным количеством вариантов; доставка КИМ в регионы не за 3 дня до экзаменов, как раньше, а буквально накануне – с целью минимизации рисков утечки.
Депутаты настаивают также на увеличении числа общественных наблюдателей (в этом году их было зарегистрировано 37 тыс. – на 3 тыс. больше, чем в прошлом) и на расширении их полномочий за счет предоставления им права присутствовать не только на экзамене, но и на этапе проверки.
Наконец, признали неправомерность присутствия графы «средний балл ЕГЭ по региону» в системе показателей оценки деятельности губернаторов. По словам В.Никонова, вес этого критерия увеличился в связи с тем, что он остался едва ли не единственным из действовавших ранее 15–20 различных показателей оценки качества образования в субъекте РФ. А руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заверил депутатов, что данный вопрос может быть успешно решен уже в следующем году: у него состоялась встреча с министром регионального развития, в ходе которой достигнуто понимание того, что этот показатель нужно отменить.
Обнадеживает и заявление директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Анастасии Зыряновой о том, что подготовлено предложение включить в состав региональных государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), а также конфликтных комиссий представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и запретить публиковать информацию о составе представителей ГЭК, руководителей и организаторов ППЭ, чтобы исключить давление на них. Документы находятся на рассмотрении в Минюсте и в случае их утверждения начнут действовать со следующего года.

Меры дальнего действия

К долгосрочным предложениям по совершенствованию итоговой аттестации можно отнести достаточно глубокие нововведения, как разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровни; увеличение числа обязательных предметов; существенное изменение КИМ по гуманитарным дисциплинам, в частности, проведение экзамена по литературе в форме сочинения. Предлагают учитывать при поступлении в вузы портфолио и средний балл аттестата.
По мнению Сергея Кравцова, к реализации двух последних предложений следует подойти очень аккуратно, поскольку важно не допустить злоупотреблений. Например, по свидетельству одного из депутатов, уже появились сайты по продаже портфолио. А о мгновенном исчезновении троек из аттестатов учащихся свидетельствует эксперимент, проведенный в Москве.
Апробации других инноваций, таких как устная часть в экзаменах по иностранным языкам и проведение ЕГЭ по информатике в компьютерной форме, в настоящее время проходят в ряде регионов довольно успешно и могут быть введены в штатный режим уже с 2015 года.
И все-таки по многим предложениям однозначных решений пока не выработано. Например, зампред профильного комитета Ирина Мануйлова настаивает на расширении числа обязательных предметов. По ее словам, большая часть выпускников сдают ЕГЭ только по 3–4 предметам, в то время как в 90-е годы сдавали 6–7 обязательных экзаменов в школе, а затем еще 3–5 вступительных испытаний в вузы.
– При нынешней системе качество общей подготовки выпускников снижается, так как предметы, по которым экзамен не проводится, школьники просто перестают изучать, – убеждена И.Мануйлова.
Руководитель управления по надзору и контролю в сфере образования Минобр­науки Самарской области Светлана Бакулина считает, что полномочия по выбору обязательных предметов следует передать регионам – с целью учета местных социально-экономических особенностей:
– В Самарской области, например, важно, чтобы как можно больше учащихся сдавали информатику и физику. Предположим, так и будет сделано, но тут возникает дилемма: чем больше обязательных предметов, тем больше рисков получить «неуд» и остаться без аттестата.
Напомним: в 2013 г. 2,07% выпускников не получили документы об окончании школы. Во избежание социальных рисков депутаты предлагают выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками, рассуждая так: любой документ лучше, нежели его отсутствие, и, возможно, наличие аттестата позволит нерадивым учащимся продолжить образование в тех вузах и колледжах, в которых не сданные ими дисциплины не являются профильными.
В числе организационных мероприятий по совершенствованию ЕГЭ обсуждалось предоставление учащимся права сдавать ЕГЭ неоднократно, без привязки к конкретным срокам. Это право, по мнению специалистов, должно распространяться прежде всего на экзамены по выбору, которые будут проводить независимые центры. Данная мера, по убеждению участников «круглого стола», позволит снять напряжение, излишние стрессы и, главное, устранит причину злоупотреблений и коррупции.

«Оценка качества» – понятие пока неопределенное

Но ключевое стратегическое нововведение, которое потребует как организационных, так и содержательных усилий, – это создание общероссийской системы оценки качества образования, которая включает в себя мониторинги на разных ступенях общего образования. Строится она не на пустом месте – в основу ее будет положен как опыт проведения международных исследований (PEARLS, TIMSS, PISA), так и региональный опыт, получивший распространение еще в период реализации комплексных проектов модернизации образования (2007–2009 гг.).
У школ уже сегодня есть право проводить свои внутренние мониторинги качества образования, причем не обязательно в форме банальных контрольных, но и собеседований, защиты проектов. Но станет ли данная система альтернативой ЕГЭ, пока не ясно. Скорее всего она будет ее дополнять.
Однако нельзя не учитывать того, что за 12 лет проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ общество так и не сумело оценить обещанных когда-то преимуществ.
Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного «Левада-Центром» в мае 2013 г. Только 27% россиян считают, что ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания выпускников, 7% – что он повышает шансы поступления в вузы, 6% – что упрощает процедуры сдачи экзаменов. Зато 62% признают, что с введением ЕГЭ ухудшилось качество подготовки учащихся, их натаскивают только на прохождение тестов, и половина опрошенных полагают, что мошенничество при сдаче ЕГЭ – это общая практика. В общем, 57% предпочли бы для своих детей и внуков экзамены по прежней схеме.
Тем не менее законопроект, закрепляющий возможность выбора учащимися формы проведения итоговой аттестации, уже несколько лет подряд отклоняется. Остается надеяться, что он и не понадобится, если будут реализованы предлагаемые меры по совершенствованию ЕГЭ. Они направлены на минимизацию лазеек для коррупции, а значит, возвращают старые добрые времена, когда результат выпускного экзамена был личной ответственностью ученика.


P.S. Свежая новость пресс-службы Рос­обрнадзора.

Началась публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА на сайте Федерального института педагогических измерений. Наполнение будет происходить поэтапно. До конца марта 2014 года будет опубликовано более 45 тысяч заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 5 тысяч заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года. Материалы открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА будут находиться в свободном бесплатном доступе. При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА.
Рособрнадзор обращает внимание выпускников, их родителей, учителей, что появившиеся в интернете предложения купить доступ к «настоящим заданиям» ЕГЭ или ГИА до экзаменов – не более чем акция мошенников, которые пытаются воспользоваться вашей слабой информированностью и невнимательностью.