Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Черепанова Анна

У РАО новый президент

И, похоже, это только начало реформ в академии

В конце октября в Москве прошло двухдневное Общее собрание Российской академии образования (РАО). Как известно, минувшим летом президент РАО Николай Никандров, возглавлявший академию с 1997 года, оставил свой пост после жесткого разговора с министром Дмитрием Ливановым, по мнению которого, академия нуждается в срочной радикальной реформе.
Напомним, Академия педагогических наук была создана в 1943 году, тогда в ней работали 26 человек. Сегодня в РАО, ее преемнице, 125 академиков и 150 членов-корреспондентов; средний возраст – 70 лет.
Тот факт, что РАО не вошла в новую объединенную РАН, сохранив самостоятельность, сотрудников академии настораживал: что-то все-таки с ними сделают, но что? Так что проведенное в столь тревожное для академии время Общее собрание единогласно одобрило представленную на пост президента кандидатуру декана филологического факультета, президента Санкт-Петербургского государственного университета, доктора филологических наук, академика РАО Людмилу Вербицкую.
Но способна ли организация к реальному реформированию? Или новое руководство РАО явится в роли ликвидационной комиссии?
Из достоверных источников нам стало известно, что переформатирование организации пойдет в русле реализации реформы педагогического образования. Планируется некий новый образовательный «холдинг» под эгидой Министерства образования и науки РФ, который соберет воедино академические и педагогические вузы, охватит повышение квалификации и переподготовку работников образования, прихватит и другие институты данной направленности. Системно-стратегические решения пока на стадии разработки.
Как бы то ни было, Людмила Вербицкая приступила к исполнению обязанностей президента академии до утверждения правительством.
Известно, что Людмила Алексеевна отстаивает идею ЕГЭ, идею создания единой линейки школьных учебников русского языка (специалисты Санкт-Петербургского университета под ее руководством уже заканчивают работу над новым курсом).
В своей речи на Общем собрании она назвала приоритетными следующие направления работы академии: система социализации и воспитания детей; разработка моделей поиска, выявления и развития одаренности; проектирование стандартов, программ, технологий и механизмов образования и развития; разработка основ государственно-общественного управления образованием; продвижение научных результатов в практику.
Завершила свою речь Людмила Вербицкая словами о плодотворности диалога науки и государства: «Я точно знаю, что у нас одни цели, общая ресурсная база и общее мерило качества – образованная Россия. А этого уже достаточно для успеха».