В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка одаренности: креативные подходы
Психологи ищут нетрадиционные критерии и умные инструменты
Задача выявления одаренных детей и организации работы с ними
поставлена перед педагогами со всей определенностью: ресурсов учить
хорошо всех у государства не хватает, а значит, разумно вложиться в
«перспективных».Соответственно, востребованы методики определения
одаренности. Есть ли они у современных психологов? Мы составили краткий
обзор подходов, побывав на одной из секций Международной научной конференции
«Человек, субъект, личность в современной психологии», которая прошла
в октябре в Институте психологии РАН.
Психометрия на марше
Принято считать, что одаренность напрямую зависит от уровня
интеллекта. Ну а измерение интеллекта уже подвластно психологам –
огромный арсенал психометрических методик к услугам исследователей,
мечтающих «поймать» одаренность.
По словам доктора психологических наук Марины Холодной,
психометрический подход к одаренности не должен довлеть над другими,
как это случилось на Западе: засилье интеллектуальных тестов,
формализация сложного явления – это побочные эффекты увлечения
психометрией.
Какие же подходы – другие?
Доктор психологических наук Диана Богоявленская предложила посмотреть
на одаренность через призму развития деятельности:
– Как правило, через тесты к интеллекту ребенка никак не пробиться.
Если дать ему ряд однотипных задач, можно отследить уровень
обучаемости: как быстро он усваивает технологию решения, на каком этапе
выходит на категориальный уровень решения задач.
Следующий этап – как только ребенок усваивает тип задачи, он начинает
либо скучать, либо получать удовольствие от своего нового знания:
анализировать систему, выходить за пределы задачи, проводить аналогии,
даже выводить законы и делать открытия. Вот это и есть развитие
деятельности, и именно здесь кроется тайна одаренности.
Причем, оказывается, у всех одаренных детей, развивших деятельность до
высокого уровня, наблюдается высокий уровень нравственности.
– Чтобы посмотреть на мир, нужно забыть о себе. Когда в одаренном
ребенке перестает говорить его гордость: «ай, да я… вот я какой
молодец», когда возникает желание привнести в мир что-то новое и
полезное, когда есть охваченность восторгом от собственного решения –
тогда мы можем говорить и о гениальности, – уверена Диана Борисовна.
Загадочные
«звездочки» детского сада
Одаренных требуют выявлять как можно раньше. Старший научный
сотрудник Психологического института РАО Елена Белова рассказала об
особенностях проявления одаренности у дошкольников. В исследовании
участвовали триста десять детей в возрасте пяти-шести лет, к ним
применяли блок методик, включая наблюдение, игровые техники, беседы с
воспитателями, но ядром исследования стали тест Торренса на
креативность «Дорисуй фигуры» и интеллектуальный тест.
Явные признаки одаренности были найдены у шестидесяти детей – пятая
часть. Одиннадцать из них очень перспективны.
– Этих детей видно сразу, – объясняет Белова, – их указывают как
одаренных и родители, и воспитатели. Еще двадцать пять дошкольников
показывают отличные результаты по интеллектуальным тестам, но слегка не
дотягивают по Торренсу. Как правило, эти дети – любимчики в группе,
воспитатель привык на них опираться, ставить их в пример. А еще
двадцать четыре человека – самая загадочная группа. Воспитатель едва бы
назвал их одаренными или даже способными. Но тест показывает, что
творческие способности у них чрезвычайно высоки. Другое дело –
интеллект может не дотягивать до среднего… У этих детей трудности с
речью, поведением. Их таланты не только не замечают в раннем детстве,
но и держат за неудачников. К сожалению, мой прогноз неутешителен: если
только его не подхватят родители, у такого «незаметно одаренного»
ребенка не остается ни малейшего шанса. Наша система работать с такими
не может…
Мерцающие
светила из начальной школы
С 2009 по 2012 год Татьяна Архиереенко из Великого Новгорода
отслеживала динамику креативности у детей младшего школьного возраста.
Дети решали стандартный тест – дорисуй незаконченную фигуру и назови
рисунок.
– Мы оценивали мышление детей по четырем параметрам: беглость,
гибкость, оригинальность и разработанность. Пятый параметр – оценка
названия, которое дети придумывали к фигурам.
Исследование показало, что как беглость, так и гибкость мышления у
младших школьников совершают кульбит: от первого ко второму классу
значительно падают, в третьем – стремительно возрастают, в четвертом –
оказываются на уровне первого класса или чуть выше. Зачем учились?
Оригинальность мышления тоже во втором классе попадает в провал, зато к
четвертому дает существенный прирост. Что касается разработанности
мышления, внимания к деталям, мелким штрихам и нюансам, то ее в
начальной школе теряют большинство учащихся. Единственный показатель, в
котором наблюдается уверенный равномерный рост – это называние
картинки: в четвертом классе дети давали образные, яркие названия:
«разбитое сердце», «цепь времен»...
– Мы можем сказать, что второй-третий класс – время угасания первичной,
или наивной креативности, начинается эра культурной креативности –
когда ребенок своими оригинальными решениями угадывает ожидания
окружающих.
Подростки:
мотивация – мать одаренности?
Многие психологи считают, что «западание» креативности у
второклассников связано не с естественными причинами, а с
катастрофическим падением мотивации.
Исследование Натальи Локаловой было посвящено формированию внутреннего
мотива учебной деятельности у учеников седьмых и десятых классов.
Сначала у всех определили исходный уровень интеллекта, затем в одной
группе провели общеразвивающий учебный курс, потом снова измерили
уровень интеллекта и мотивации у всех. И у тех, кто участвовал в
развивающей программе, повысился не только уровень интеллекта, но и
мотивация, в то время как у контрольной группы мотивация даже
снизилась. То есть мотивация растет вместе с интеллектом и вместе с ним
же падает.
Однако говорили и о том, что успехи ребенка определяются свойствами
личности. Какими? Профессор МГУ Галина Глотова представила результаты
исследования, доказывающего связь между успешным решением малых
творческих задач у старшеклассников с их личностными особенностями.
Ученые обнаружили: творчески одаренные дети оказываются еще и самыми
тревожными, нетерпимыми к ситуации неопределенности, ориентированными
на избегание стрессовых ситуаций.
– Умение переносить неопределенность является не плюсом, а минусом к
творческому потенциалу, – делает вывод Галина Глотова. – Тревожный
ребенок старается работать, чтобы избежать тех самых неопределенностей,
и тем стимулирует свой интеллект.
Заведующая кафедрой общей психологии Южно-Уральского государственного
университета Вера Грязева–Добшинская дала теме неожиданный поворот:
отношение талантливого подростка к своему дару. Большинство одаренных
детей придерживаются жизненного сценария «победителя», что само по себе
ожидаемо. Ведь работа с ними и сводится к целенаправленному воспитанию
победителей.
– А вообще-то одаренные дети больше тяготеют к гармоничным, открытым
сценариям, готовы к жизнетворчеству. Они доказывают нам, что
современный одаренный человек – это не чудак, которому обязательно
нужны советчики, а действующий субъект, хозяин своей жизни.
О том, что одаренные могут и даже должны сами управлять своей
деятельностью, иначе они не будут продуктивны, говорили и другие
ученые. Если метакогнитивные способности есть (или их помогли
сформировать), мышление разработано, есть навыки тайм-менеджмента,
самоорганизации, то и интеллект высокий.
Значит, все-таки
интеллект?
Увы, ловить одаренность наука готова пока именно через ум
человека. Хотя это немало. Доктор психологических наук Елена Волкова
рассказала о возрастной динамике показателей интеллекта. До пятнадцати
лет невербальные функции интеллекта развиваются активнее вербальных, в
качестве стержня для мыслительной деятельности выступает оперативная
память. В пятнадцать – вербальные функции стремительным скачком
догоняют невербальные, появляется склонность к категориальным
обобщениям.
– Если в четырнадцать лет в структуре интеллекта человека царит полный
хаос, то в пятнадцать наблюдается тенденция к структурированию, и
только к девятнадцати годам мы видим у молодого человека классическую,
сложившуюся картину интеллекта.
А хорошо сформированная интеллектуальная структура – это наш стержень,
в какой-то мере даже гарант здоровья в пожилом возрасте.