Четверть без финального аккорда...
Будем помнить, что между учебой и каникулами обязательно нужен?праздник!
Ближе к концу октября с овощных прилавков смели все тыквы –
особый товар для юных покупателей. В соцсетях школьники обсуждают, как
провести Хэллоуин, делятся фотографиями прошлых праздников. В том числе
пишут: в школе теперь не разрешают, собираемся на квартире.
И другие варианты «отмечания» конца четверти встречаются: пойти классом
играть в пейнтбол или боулинг, собраться в парке, выехать за город –
потребность как-то совместно отбить границу между школьной (общей) и
каникулярной частной жизнью у детей есть – устроить некий праздник
освобождения.
Советская педагогика не была равнодушна к детскому календарю:
генеральная уборка кабинета в конце четверти (приходят все!), потом
какой-нибудь КВН или классный тематический «Огонек» с чаепитием и
вечерней дискотекой – при всей невзыскательности форм «просто так»
детей на каникулы не отправляли.
В 90-е и нулевые в старые мехи пытались влить новое содержание. В конце
первой четверти праздновали Хэллоуин, один из древнейших праздников в
мире, в котором переплелись кельтская традиция чествования злых духов и
христианская – поклонение всем святым. Мистика, волшебство, костюмы. Но
постепенно и «мехи» прохудились: двери школы закрылись для любых
инициативных мероприятий, что уж говорить о «не нашем» Хэллоуине.
Настало время «ничего». Никакой границы между буднями и праздником не
прочерчивается, потому что – зачем? Теперь в классах дорогое
оборудование, а для веселых квестов в школьном дворе нужна не только
подготовка, но и хорошая погода.
Так что теперь во многих школах перед каникулами нет никакой
праздничной непривычности, и дети сами ищут и находят способы не
застрять между четвертями.
И дело тут не только в традиции (так было принято, об этом рассказывают
старшие). Традицию – да, можно забыть, отменить или заменить. Дело в
причине той или иной традиции. В данном случае в неотменимой
потребности поставить точку в свершенном деле, чтобы пойти дальше. По
сути, в рефлексии.
Сегодня, когда психологическая наука разработала типологию рефлексивных
процессов, дифференцируя такие ее виды, как рефлексия эмоциональная,
интеллектуальная, личностная, социальная, коммуникативная, культурная,
экзистенциальная; когда обоснована связь этих процессов с качеством
жизни человека – мы сбрасываем их со школьного порога.
И что получается? Выплеснув, как нам кажется, ненужные и необязательные
«формальности», вместе с ними прогнали детей.
Дети-то, конечно, без школы не пропадут. А вот что без детей, без их
сущностного присутствия собирается делать школа – вопрос.