О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Джули Дирксен
Искусство обучать
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
Подзаголовок «Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» явно
намекает на то, что большинство распространенных обучающих методик
наводят тоску и приносят мало пользы. С этим трудно спорить. Все
школьное устройство заорганизовано, запрограммировано предписаниями и в
большой степени регламентируется традициями, которые складывались
десятилетиями, если не веками. Автор же предлагает посмотреть на
ученика, преподавателя и на сам процесс учебы свежим взглядом, вернуть
здравый смысл в каждый эпизод образовательного взаимодействия, увидеть
человеческую природу школяра и взять ее в союзники.
Написана книга доходчиво, увлекательно и толково. Пустых рассуждений
практически нет. С одной стороны, совсем не близкими кажутся примеры из
области обучения сотрудников компаний. С другой – это означает, что
методики должны работать: бизнес не кафедра дидактики и за всякую
ерунду платить не будет.
Автор последовательно рассматривает все этапы обучения. Например, какой
маршрут проходит новичок, превращаясь в эксперта; какие трудности нужно
учитывать, как соотносятся знания, навыки и мотивация. Почему и как
нужно учитывать особенности своих учеников; помнить, что они отличаются
от вас; как организовать работу, если в одной группе оказались и
«чайники», и подготовленные слушатели. Как работает механизм памяти,
каким образом мы можем максимально использовать ее возможности...
Просматривая оглавление, думаешь, что примерно эти же слова ты сто раз
видел в профессиональной литературе. Но здесь тебе действительно
стараются объяснить механизмы. Например, почему ученик отвлекается,
халтурит, не внимает нашим учительским призывам. Для объяснения дана
картинка – погонщик на слоне. Погонщик – сознание, логика, мышление;
слон – наши непроизвольные реакции, эмоции, интуиция. Кто больше и
сильнее? Тащить слона за собой изнурительное занятие, но есть способы с
ним договориться.
Книга вообще пронизана метафорами, забавными схемами и картинками.
Наглядное подтверждение, что усвоение большого объема довольно сложной
информации может быть «нескучным и эффективным».
Пол Коллинз
Даже не ошибка
М.: Теревинф, 2013
Это описание нескольких месяцев из жизни семьи, где растет
мальчик-аутист. Автор – его отец, который сначала уговаривает себя, что
ребенок просто немного странный: читает и считает в двухлетнем
возрасте, повторяет фразы из книжек и телепрограмм, но никогда, никогда
не обращается к родителям хотя бы с самой простой просьбой. Родители
проходят через ошеломление от диагноза, через тестирования,
консультации и специальные занятия дома и в детском саду для особых
детей.
Параллельно Пол, будучи журналистом и писаталем, собирает материал для
будущей книги. Это история о «диком Питере», мальчике, которого изгнали
из семьи за странное поведение и нежелание разговаривать. Фрагменты его
долгой и весьма причудливой жизни переплетаются с событиями в семье
Пола. Еще один объект интереса – история открытия и изучения аутизма.
Сначала считали, что этих странных детей психологически сломали в
семьях и поместили в интернаты. Потом Аспергер сделал вывод, что это
«талантливые эксцентрики», живущие в своем мире. Они сосредоточены на
чем-то одном (математике, химии, музыке), не понимая, что у других
людей могут быть свои мотивы, мысли, намерения. В наше время
исследования показали, что причина кроется в необычно большом
количестве нейронов. По мнению Коллинза, аутист как бы прячется в
скорлупу, спасаясь от лавины поступающих в мозг сигналов. Рассказывая о
необычных случаях, автор расширяет свои размышления о природе и
причудах гениальности, о том, как расплывчаты наши представления о
норме.