ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сухова Людмила, Невинчанная Людмила
Дети не спешат в библиотеку?
Присоединяйтесь к лонгмобу, и они туда побегут!
Работая в школе, через некоторое время понимаешь,
что все повторяется, становится обыденным, а значит – неинтересным.
Дети приходят новые, но программы и набор мероприятий часто остаются
неизменными. Помню, с каким азартом готовили первый школьный КВН между
учителями и старшеклассниками. Через год – второй раз, третий,
потом стало настолько скучно, что из организаторов я вышла навсегда. То
же самое повторилось и с «Днем птиц», «Неделей экологии», другими
школьными проектами.
Чтобы школьная жизнь была интересной, необходимо постоянно придумывать
что-то новое. Но где взять для этого силы и, главное, идеи? Ответ
прост: нужно следить за событиями, которые происходят вокруг нас,
находить информацию в жизни страны, мира и строить школьную жизнь в
тесной связи с жизнью общества.
И тут мы сталкиваемся с другой проблемой. События происходят разные, но
«встроиться» в них нам предлагают до боли знакомыми, приевшимися
способами. Чаще всего проводятся конкурсы и соревнования, посвященные
той или иной теме. Как будто мир без состязаний, победителей
и проигравших обеднеет. А ведь после любого соревнования появится лишь
несколько человек, торжествующих победу, и гораздо больше тех, кто в
очередной раз проиграет и станет переживать.
Когда мы объявляли об акции «Спортивный лонгмоб Сочи 20-14», об этих
тонкостях даже не задумывались. Сработал какой-то внутренний
(педагогический?) инстинкт: отказаться от соревновательности, дать
возможность всем участникам проявить максимальную инициативу и
творчество, сделать результаты максимально понятными,
видимыми. Всего за месяц более 300 образовательных учреждений
включились в нашу общую эстафету. Бегут, прыгают, катятся в свое
удовольствие – и ни с кем не соревнуются. Жаль, что описанию прошедших
перед забегом мероприятий уделяют мало внимания. А среди них, похоже,
появляется множество интересных, оригинальных идей, которые могли бы
разнообразить жизнь любой школы, любого класса.
Ольга Леонтьева, главный редактор журнала «Спорт в
школе – Первое сентября»
«Спорт в школе», «Библиотека в школе»… Всё «… в школе» – и
библиотека, и спорт… Только это и общее в школе?
Как знать…
Откроем планы работы на 2013/14 учебный год. Среди прочего – «2014
год – год Олимпиады в Сочи»… Пропаганда здорового образа жизни,
соревнования, книжные выставки «Путь к Олимпиаде», кроссворды
«Путешествие в Олимпию» и викторины «Мы ждем тебя, Олимпиада!»… Всё
хорошо, но привычно и обычно…
А побегать сами не хотите?! Вместе с учениками, вместе с учителями,
вместе с родителями, вместе с друзьями и с друзьями друзей, вместе с
чи-та-те-ля-ми наконец… Толстыми и тонкими, близорукими и
дальнозоркими, шустрыми и медлительными… Побежим?
Побежим! Но прежде прочтем (читатели все-таки):
«Издательский дом «Первое сентября» и журнал «Спорт в школе» предлагают
всем желающим принять участие в спортивном лонгмобе “Сочи 20-14. Вокруг
света – памяти Пьера де Кубертена”»…
Это мы читали информацию в журналах «Спорт в школе», «Математика»,
«Управление школой», в личных кабинетах…
Прочли и решили…
Бежим?
Бежим! И идем, и едем, и скандинавскую ходьбу осваиваем! А еще
(попутно так…) проект разрабатываем…
Но «в начале было…». А было в начале: 1 сентября, дождь, люди в
дождевиках, похожие на апельсиновые дольки…
…Первого сентября группа гимназистов отправилась в Москву, там, в парке
Победы на Поклонной горе было официальное открытие акции «Спортивный
лонгмоб “Сочи 20-14”». Представители нашей гимназии – бегуны,
корреспонденты и журналисты – приняли эстафету лонгмоба и привезли
«лонгмобовский огонь» в Сергиев Посад. В нашем городе официальное
проведение Дня знаний проходило 2 сентября. В этот день мы и провели
открытие лонгмоба.
На площадке перед гимназией провели веселую разминку (идею привезли с
Поклонной горы).
Ровно в 14.00 пробили куранты (к слову, куранты – фр. Courant –
бегущий, текущий). С 14.00. до 14.20 одиннадцатиклассники с учителями
начали наматывать километры вокруг гимназии в спортивную
общегимназическую копилку. Группа учителей под руководством Ирины
Анатольевны Шевцовой и Натальи Валентиновны Брыловой осваивали
скандинавскую ходьбу с модифицированными лыжными палками. А на школьной
спортивной площадке малыши (сестренки и братишки гимназистов,
дети-дошколята и ученики начальной школы – собственные дети учителей)
ездили на самокатах. На самокатах – к «Самокату», так назывался тот
забег. Все его участники получили в подарок замечательные книжки
издательства «Самокат». (А в рамках нового проекта – в течение учебного
года – проведем День издательства «Самокат».)
Этот первый забег начался от зала… читального – места, где была
получена информация о лонгмобе!
В 14.20 куранты пробили окончание первого забега – открытия большого
лонгмоба до 1 февраля 2014 года. В небо взлетели шары с эмблемой
«Лонгмоб в пятой гимназии» (автор эмблемы – ученица 8 класса Екатерина
Буева). На гимназическом крыльце стоял «лонгмобовец» – манекен в
футболке (на ней потом все участники забега оставляли автографы),
голова – воздушный шар, вместо лица логотип акции. «Лонгмобовец»
поселился в спортивном зале, и все участники следующих забегов смогли
расписаться на его футболке.
Репортажи о лонгмобе были показаны и опубликованы в СМИ нашего города.
А вот сколько мы пробежали-проехали: 148 км 500 метров. И было нас – 68
человек. Как считали? У каждого участника была маленькая книжечка с
отрывными листочками: пробежал круг, оторвал один листочек и отдал
«дежурному по старту–финишу». Потом посчитали все листочки: один листок
равен одному кругу (а круг у нас был 500 метров).
Мы пригласили все библиотеки и школы города и района присоединиться к
лонгмобу. Школы – участницы этой акции ждёт сюрприз-подарок –
бесплатные коды доступа к журналам Издательского дома «Первое сентября»
и информация о проекте «Школа цифрового века».
А в городских библиотеках появились такие, например, объявления:
«Каждый четверг (вторник, понедельник…) в 14.00 библиотекари встречают
читателей в спортивной форме! И вы, дорогие читатели, не забудьте
прихватить кроссовки и спортивные костюмы… Присоединяйтесь к лонгмобу
читателей нашей библиотеки! Пусть к линии, идущей вдоль земного шара,
прибавятся и пройденные нами километры. Пусть на карте загорится еще
одна маленькая звездочка – наша библиотека!
P.S. Участие в лонгмобе не освобождает читателей от обязательства
сдавать книги в библиотеку вовремя!»
Два зала
Старт дан! И не только лонгмобу… Собираем идеи в копилку
нового проекта. Идея проекта под названием «Два зала. От зала
читального – к залу спортивному (гимназия читающая и бегущая)»
появилась после прочтения объявления о лонгмобе.
Основные разработчики и руководители проекта: сотрудники библиотеки и
учителя физической культуры. В нашем случае от читального зала –
Людмила Федоровна Сухова, от спортивного – Людмила Федоровна
Невинчанная. «Два зала. От зала читального – к залу спортивному» –
официальное название проекта, но остряки гимназии уже дали свое
название: «Две Людмилы. От Людмилы Федоровны к Людмиле Федоровне».
Что уже лежит в копилке проекта:
- • Конкурс эмблем «Гимназия – участница лонгмоба».
• Конкурс слоганов (уже есть интересные, например, такой: «С ПЕРВОГО
сентября ПО ПЕРВОЕ февраля – ВСЕ ПЕРВЫЕ!» (около спортивного зала на
большом стенде будут размещены эмблемы всех классов, а рядом будет
собираться информация о километрах, которые класс набегает в общий
спортивный банк лонгмоба гимназии).
• Опрос «Что читают спортсмены и учителя физкультуры Сергиева Посада».
• Перекрестный опрос «Любимые книги спортсменов города и района –
Любимый вид спорта библиотекарей разных библиотек города и района».
• Викторины по книгам с героями-спортсменами.
• Поисковое задание «Герои каких книг занимались/увлекались спортом?»
• Составление сборников, антологий «Стихи о спорте», «Сборник цитат и
поговорок о спорте». Рекомендательный список «Писатели-спортсмены».
• Рекомендательные списки выставки «Писатели-спортсмены», «От Москвы до
Сочи: 1980–2014».
• Играем в 20–14, или ЛОНГРИДИНГ 20–14 в библиотеке:
• 20 цитат о спорте;
• 14 видов спорта, которые есть/должны быть или которыми
занимаются/должны заниматься в нашем городе;
• «20 читательских открытий: моих / класса / параллели / школы в 14-м
году»;
• лонг-лист «20 любимых книг класса в 14-м году»;
• рекомендательные списки литературы «Прочти эти 20 книг в 14-м году».
• Презентация «Спорт в живописи» (можно в течение года менять картинку
на сайте гимназии).
• Конкурс рисунков проекта памятника Пьеру де Кубертену и Олимпийским
играм.
• Конкурс рисунков на асфальте.
• Имена спортсменов на карте страны».
• Конкурс книжных закладок «О спорт – ты мир!».
• Конкурс «Акростих и акропроза» (ОЛИМПИАДА).
• Дни творческих встреч (можно пригласить тренеров, спортсменов,
спортивных болельщиков).
• Фильмотека «Мультфильмы, художественные и документальные фильмы о
спорте».
• Стенд «Веселая олимпиада» – выставка иллюстраций художника Вольфа
Эрльбруха (из календаря–2012 издательства «Компасгид»)».
• Информацию о лонгмобе можно отправить школам-партнерам в
города-побратимы.
«Требуем продолжения банкета»
13 сентября – в гимназии День здоровья. С самого утра
соревнования по разным видам спорта, спортивные викторины... А ровно в
14.00 сборная гимназии (с 5-го по 11 класс) вышла на старт ЛОНГМОБА. «С
ПЕРВОГО сентября ПО ПЕРВОЕ февраля ВСЕ – ПЕРВЫЕ!» В копилку гимназии 80
участников добавили 181 км!
Впереди день семьи в гимназии. «Моя семья пошла вокруг земного шара» –
чем не девиз (и не главное мероприятие) дня?!
«А если со мной на лонгмоб придет собака, ее километры в копилке класса
будут учтены?» – спрашивает пятачок.
«А с кошкой можно?», «А как насчет тараканьих бегов?»
Шутки шутками, но учитель биологии Ирина Анатольевна Шевцова собралась
в кабинете оформить веселый стенд «Звериная олимпиада». Уже вспомнили и
собачьи бега (попутно ищем ответы на вопросы: «Когда в России появились
собачьи бега?» и «Как проходят собачьи бега в Англии?», «Где и как
использовали механических и живых зайцев?»), и петушиные бои, и оленьи
упряжки…
А с учителями литературы можно поработать над проектами «Следы
литературных собак», «Коррида в литературе и искусстве»…
Есть школы танцующие, есть поющие. Это под силу не каждому. А вот
читающей и бегущей может стать любая школа.