ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
Школьный медиацентр – зона неформального образования
Медиаресурсы могут стать ресурсами развития ключевых учебных компетенций
В учебных кабинетах все больше технических диковин. Но что
толку, если компьютеры служат исключительно для тестирования, а сайт
школы делается по шаблону, «спущенному сверху», и никого, кроме
проверяющих, не интересует? Между тем современные технологии открывают
простор для нестандартных образовательных ходов.
Начало пути
Около десяти лет назад «Школа самоопределения» организовала
школьный медиацентр, пространство, объединяющее книги, различные
медиаресурсы, в том числе компьютеры с выходом в интернет. Возможность
доступа к информации для всех заинтересованных лиц. Атмосфера, в
которой ученикам захотелось бы не только играть в «стрелялки», но и
придумывать и реализовать свои проекты. А взрослые смогли бы поработать
самостоятельно или в группе.
Первый шаг – формирование вокруг больших планов и нескольких
компьютеров команды единомышленников. Несмотря на обилие энтузиастов
(преподаватели информатики, математики, даже историки и завучи),
все-таки требуется отдельная штатная единица: «администратор
медиацентра». Его задача – дежурить в течение всего дня (включая вторую
половину), занимаясь в первую очередь индивидуальным консультированием
приходящих учителей и родителей, поддерживая самостоятельную
деятельность учеников.
Сила желаний
Первое наше масштабное дело на базе медиацентра –
международный интернет-проект Mondialogo
(под эгидой UNESCO). Школьники из разных стран переписываются друг с
другом, реализуя естественную для подростков потребность заявить о
себе, найти компанию по интересам, войти в «большой» мир. В школе около
десятка старшеклассников-добровольцев откликнулись на объявление.
Адресаты разыгрывались по жребию. Когда мы узнали, с кем предстоит
переписываться, были потрясены – со школьниками Камбоджи! Интерес к
этой стране и к Юго-Восточной Азии в целом появился моментально! Обмен
любопытными фактами о Камбодже, отправка писем с описанием нашей жизни,
получение писем с описанием иноземной реальности... Изучение
английского языка превратилось в насущную необходимость.
Одно из условий участия в проекте – создание сайта. В нашей группе
выделились парочка «технарей» и пара дизайнеров. Остальные стали
контент-менеджерами. Все группы обучаются самостоятельно, по ходу дела,
а в итоге – реальный продукт.
Команда разработчиков сайта для проекта Mondialogo становится
инициатором следующего глобального проекта – создание школьного сайта.
Ребятам хочется продолжить интересное дело, представить в Сети уже не
только себя – школу. Создать структуру, в которой наша жизнь отражалась
бы и сохранялась.
Настоящий школьный сайт – детско-взрослый проект, а не заполнение
готового шаблона в Сети. К уже имеющимся технарям и дизайнерам
добавляются редакторы разделов сайта (выбраны самые актуальные для
школы направления деятельности: «Совет школы», «Театр», «Туризм»,
«Проекты», «Новости первого этажа», «Школьная газета»…), рекламщики и
корректоры. В каждый класс, к каждому учителю регулярно подходят
«специальные» люди и спрашивают («Что интересного у вас случилось?»),
просят («Напишите, как вы съездили в Петербург, сбросьте фотографии на
сервер»), порой даже требуют.
Почти все участники проекта выполняют свои функции впервые. На общих
заседаниях вырабатывается концепция сайта, оговариваются сроки. У
каждого своя задача и одновременно представление о целом. Главный итог
для ребят – опыт добровольного и по-настоящему самостоятельного
образования.
Реальные (а не надуманные) потребности учеников, живые примеры из
ближайшего окружения и вовремя оказанная поддержка создают ту самую
мотивацию обучения и развития, о которой сегодня говорят как о главной
проблеме образования.
Компетентность
Практически все сформулированные Европейской комиссией
ключевые компетенции связаны с обработкой информации. Все это
имплицитно заложено и в школьную программу. В каких-то областях эти
компетенции даже прописаны. В каждом учебнике информатики есть тема
«Поиск информации». В главе рассматриваются современные поисковые
системы, приведено несколько примеров успешного поиска. Но достаточно
ли этого для развития информационной культуры школьников?
Навык поиска информации, как и любой другой, должен быть натренирован.
Надо отрабатывать различные возможности и каждый раз анализировать
полученные результаты...
Благодаря медиацентру мы проводим уроки с одновременным участием двух
педагогов: учителя-предметника и администратора медиацентра. Каждый из
них помогает ученикам фокусироваться либо на предметном материале, либо
на технологии работы с информацией. Благодаря удерживанию двух разных
планов на уроке ребята продвигаются и в предмете, и в информационной
грамотности.
Выясняется, что создание компьютерной презентации по заданной теме не
просто перенос материала из Wikipedia на слайд с добавлением эффектов
анимации. Если подойти к содержанию и оформлению каждого слайда
(каждого поля в Prezi) аккуратно и точно, если обсудить с учеником
ключевую идею его презентации, а после дать ему возможность выступить
перед аудиторией и ответить на вопросы – ребята получат серьезное
приращение в компетенциях, необходимых для самостоятельного обучения.
Конечно, у педагога нет времени на возню с каждой детской презентацией.
Поэтому в медиацентре администраторы становятся консультантами для всех
нуждающихся.
Идее популяризации универсальных умений, связанных с информационной
грамотностью, служат ежеквартальные викторины по поиску информации,
наподобие Кубка Яндекса. Однако задания предусматривают обращение не
только к сети Internet, но и к стоящим в библиотеке томам энциклопедий.
Приходится решать множество проблем: каким образом научить ищущего в
Сети информацию школьника преобразовывать страницу текста в удобную
таблицу, расшифровывать схемы или конструировать графики… Это не менее
сложно, чем сам поиск информации.
Условия работы
Как должно быть устроено пространство неформального
образования?
Во-первых: учитель играет скорее роль фасилитатора, а само обучение
происходит преимущественно в процессе практики, причем практика эта
должна быть обусловлена реальными проблемами и потребностями самих
учеников.
Второй важный фактор – удобное время работы медиацентра. Пользователи
должны быть уверены, что смогут воспользоваться информационными
ресурсами тогда, когда им это нужно.
Третье условие, как ни странно: принципиальная ограниченность ресурсов,
прежде всего – временных и технических. Этого точно не избежать, но
можно сделать инструментом развития окружающих – разработать прозрачный
и понятный механизм предоставления услуг. Например, с помощью лежащего
у входа в медиацентр недельного расписания, в которое каждый может
вписать заявку, заранее «забронировать» время, необходимую технику и
даже помощь специалиста.
Внешний вид медиацентра – тоже важное условие неформального
образования. Фотографии и истории из жизни интересных людей, цитаты,
анонсы и отчеты о событиях научной и культурной жизни в городе… Первые
фрагменты оформления создаются администраторами. Но довольно быстро
ребята и педагоги включаются в процесс – кто-то приносит и раскладывает
в специальном месте флаеры, кто-то украшает своим арт-объектом стену.
Периодически открываются авторские фотовыставки, и каждый посетитель
может оставить свои комментарии. Любопытно, что наличие ярких элементов
оформления медиацентра ничуть не мешает рабочей обстановке, напротив,
усиливает атмосферу творческого поиска и персональной продуктивности.
Впрочем, есть и функциональные детали интерьера. Удобные каталоги и
предметный указатель на стенде проектных и творческих работ предыдущих
лет позволяют многим школьникам не изобретать велосипед – после
знакомства с чужой работой концепция собственного исследования
изменяется или обогащается.
Необязательный, но важный момент – ведение администратором медиацентра
собственного блога. По самым разным темам – не только учебным. Это
«сподвигает» и ученика на создание собственного интернет-дневника. Шаг,
безусловно, важный с точки зрения анализа собственной деятельности,
умения выражать свои мысли и вступать в открытый диалог с миром.
Наверное, это и есть непрерывное и по-настоящему неформальное
образование – образование длиною в жизнь?.. Не случайно Lifelong
Learning, «обучение на протяжении всей жизни» – один из ведущих
образовательных трендов в мире.
Юрий ПОДКОПАЕВ,
учитель информатики,
администратор медиацентра
Может пригодиться
Когда удается
вместе с учениками поработать над каким-нибудь интересным проектом,
мы оказываемся свидетелями настоящего образовательного чуда: повышается
интерес ребят к учебе, они становятся более ответственными
и инициативными. К сожалению, придумать сразу что-то увлекательное
не всегда удается. Значит, можно для начала включиться
в большой сетевой
или международный
проект.
Жизнь природы
Проект ГлобалЛаб (http://www.globallab.ru/) —
рабочая площадка, виртуальный научно-исследовательский институт,
постоянно действующий сетевой симпозиум для юных естествоиспытателей.
Можно выбрать исследование по силам, получить помощь единомышленников,
сравнить результаты своих экспериментов с данными, полученными в разных
уголках страны, обсудить проблему со специалистами. Есть идеи для всех
возрастов (от начальной школы до выпускников) и направлений поиска
(наблюдения за маленьким опытным участком или бескрайним небосклоном,
фотосъемка и журналистские очерки, экологические исследования и
фенологические описания…). На сайте, несмотря на осеннюю непогоду, уже
идет подготовка к летней экспедиции. Чтобы было чем заняться на уроках.
Копилка идей
Сайт Letopisi.Ru (http://letopisi.ru/) –
образовательный проект, в котором могут принять участие все желающие.
Он «свободен от авторского права и действует в рамках закона и здравого
смысла». Здесь легко найти любопытную идею уже реализованного замысла.
В каталоге около пятидесяти тысяч описаний разнообразных инициатив,
определенно предметных и менее учебных. Кроме того, есть шанс
присоединиться к чужому действующему проекту. К примеру, сегодня
учеников начальной школы приглашают поделиться рассказами о своих
коллекциях, а старшеклассников – поговорить о литературе и о любви.
Наконец, если вы придумали что-то интересное, при помощи сайта можно
найти единомышленников, сотрудников.