Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Подкопаев Юрий

Школьный медиацентр – зона неформального образования

Медиаресурсы могут стать ресурсами развития ключевых учебных компетенций

В учебных кабинетах все больше технических диковин. Но что толку, если компьютеры служат исключительно для тестирования, а сайт школы делается по шаблону, «спущенному сверху», и никого, кроме проверяющих, не интересует? Между тем современные технологии открывают простор для нестандартных образовательных ходов.

Начало пути

Около десяти лет назад «Школа само­определения» организовала школьный медиацентр, пространство, объединяющее книги, различные медиаресурсы, в том числе компьютеры с выходом в интернет. Возможность доступа к информации для всех заинтересованных лиц. Атмосфера, в которой ученикам захотелось бы не только играть в «стрелялки», но и придумывать и реализовать свои проекты. А взрослые смогли бы поработать самостоятельно или в группе.
Первый шаг – формирование вокруг больших планов и нескольких компьютеров команды единомышленников. Несмотря на обилие энтузиастов (преподаватели информатики, математики, даже историки и завучи), все-таки требуется отдельная штатная единица: «администратор медиацентра». Его задача – дежурить в течение всего дня (включая вторую половину), занимаясь в первую очередь индивидуальным консультированием приходящих учителей и родителей, поддерживая самостоятельную деятельность учеников.

Сила желаний

Первое наше масштабное дело на базе медиацентра – международный интернет-проект Mondialogo (под эгидой UNESCO). Школьники из разных стран переписываются друг с другом, реализуя естественную для подростков потребность заявить о себе, найти компанию по интересам, войти в «большой» мир. В школе около десятка старшеклассников-добровольцев откликнулись на объявление.
Адресаты разыгрывались по жребию. Когда мы узнали, с кем предстоит переписываться, были потрясены – со школьниками Камбоджи! Интерес к этой стране и к Юго-Восточной Азии в целом появился моментально! Обмен любопытными фактами о Камбодже, отправка писем с описанием нашей жизни, получение писем с описанием иноземной реальности... Изучение английского языка превратилось в насущную необходимость.
Одно из условий участия в проекте – создание сайта. В нашей группе выделились парочка «технарей» и пара дизайнеров. Остальные стали контент-менеджерами. Все группы обучаются самостоятельно, по ходу дела, а в итоге – реальный продукт.
Команда разработчиков сайта для проекта Mondialogo становится инициатором следующего глобального проекта – создание школьного сайта. Ребятам хочется продолжить интересное дело, представить в Сети уже не только себя – школу. Создать структуру, в которой наша жизнь отражалась бы и сохранялась.
Настоящий школьный сайт – детско-взрослый проект, а не заполнение готового шаблона в Сети. К уже имеющимся технарям и дизайнерам добавляются редакторы разделов сайта (выбраны самые актуальные для школы направления деятельности: «Совет школы», «Театр», «Туризм», «Проекты», «Новости первого этажа», «Школьная газета»…), рекламщики и корректоры. В каждый класс, к каждому учителю регулярно подходят «специальные» люди и спрашивают («Что интересного у вас случилось?»), просят («Напишите, как вы съездили в Петербург, сбросьте фотографии на сервер»), порой даже требуют.
Почти все участники проекта выполняют свои функции впервые. На общих заседаниях вырабатывается концепция сайта, оговариваются сроки. У каждого своя задача и одновременно представление о целом. Главный итог для ребят – опыт добровольного и по-настоящему самостоятельного образования.
Реальные (а не надуманные) потребности учеников, живые примеры из ближайшего окружения и вовремя оказанная поддержка создают ту самую мотивацию обучения и развития, о которой сегодня говорят как о главной проблеме образования.

Компетентность

Практически все сформулированные Европейской комиссией ключевые компетенции связаны с обработкой информации. Все это имплицитно заложено и в школьную программу. В каких-то областях эти компетенции даже прописаны. В каждом учебнике информатики есть тема «Поиск информации». В главе рассматриваются современные поисковые системы, приведено несколько примеров успешного поиска. Но достаточно ли этого для развития информационной культуры школьников?
Навык поиска информации, как и любой другой, должен быть натренирован. Надо отрабатывать различные возможности и каждый раз анализировать полученные результаты...
Благодаря медиацентру мы проводим уроки с одновременным участием двух педагогов: учителя-предметника и администратора медиацентра. Каждый из них помогает ученикам фокусироваться либо на предметном материале, либо на технологии работы с информацией. Благодаря удерживанию двух разных планов на уроке ребята продвигаются и в предмете, и в информационной грамотности.
Выясняется, что создание компьютерной презентации по заданной теме не просто перенос материала из Wikipedia на слайд с добавлением эффектов анимации. Если подойти к содержанию и оформлению каждого слайда (каждого поля в Prezi) аккуратно и точно, если обсудить с учеником ключевую идею его презентации, а после дать ему возможность выступить перед аудиторией и ответить на вопросы – ребята получат серьезное приращение в компетенциях, необходимых для самостоятельного обучения.
Конечно, у педагога нет времени на возню с каждой детской презентацией. Поэтому в медиацентре администраторы становятся консультантами для всех нуждающихся.
Идее популяризации универсальных умений, связанных с информационной грамотностью, служат ежеквартальные викторины по поиску информации, наподобие Кубка Яндекса. Однако задания предусматривают обращение не только к сети Internet, но и к стоящим в библиотеке томам энциклопедий.
Приходится решать множество проблем: каким образом научить ищущего в Сети информацию школьника преобразовывать страницу текста в удобную таблицу, расшифровывать схемы или конструировать графики… Это не менее сложно, чем сам поиск информации.

Условия работы

Как должно быть устроено пространство неформального образования?
Во-первых: учитель играет скорее роль фасилитатора, а само обучение происходит преимущественно в процессе практики, причем практика эта должна быть обусловлена реальными проблемами и потребностями самих учеников.
Второй важный фактор – удобное время работы медиацентра. Пользователи должны быть уверены, что смогут воспользоваться информационными ресурсами тогда, когда им это нужно.
Третье условие, как ни странно: принципиальная ограниченность ресурсов, прежде всего – временных и технических. Этого точно не избежать, но можно сделать инструментом развития окружающих – разработать прозрачный и понятный механизм предоставления услуг. Например, с помощью лежащего у входа в медиацентр недельного расписания, в которое каждый может вписать заявку, заранее «забронировать» время, необходимую технику и даже помощь специалиста.
Внешний вид медиацентра – тоже важное условие неформального образования. Фотографии и истории из жизни интересных людей, цитаты, анонсы и отчеты о событиях научной и культурной жизни в городе… Первые фрагменты оформления создаются администраторами. Но довольно быстро ребята и педагоги включаются в процесс – кто-то приносит и раскладывает в специальном месте флаеры, кто-то украшает своим арт-объектом стену. Периодически открываются авторские фотовыставки, и каждый посетитель может оставить свои комментарии. Любопытно, что наличие ярких элементов оформления медиацентра ничуть не мешает рабочей обстановке, напротив, усиливает атмо­сферу творческого поиска и персональной продуктивности.
Впрочем, есть и функциональные детали интерьера. Удобные каталоги и предметный указатель на стенде проектных и творческих работ предыдущих лет позволяют многим школьникам не изобретать велосипед – после знакомства с чужой работой концепция собственного исследования изменяется или обогащается.
Необязательный, но важный момент – ведение администратором медиацентра собственного блога. По самым разным темам – не только учебным. Это «сподвигает» и ученика на создание собственного интернет-дневника. Шаг, безусловно, важный с точки зрения анализа собственной деятельности, умения выражать свои мысли и вступать в открытый диалог с миром.
Наверное, это и есть непрерывное и по-настоящему неформальное образование – образование длиною в жизнь?.. Не случайно Lifelong Learning, «обучение на протяжении всей жизни» – один из ведущих образовательных трендов в мире.

Юрий ПОДКОПАЕВ,
учитель информатики,
администратор медиацентра


Может пригодиться

Когда удается вместе с учениками поработать над каким-нибудь интересным проектом, мы оказываемся свидетелями настоящего образовательного чуда: повышается интерес ребят к учебе, они становятся более ответственными и инициативными. К сожалению, придумать сразу что-то увлекательное не всегда удается.  Значит, можно для начала включиться в большой сетевой
или международный проект.

Жизнь природы

Проект ГлобалЛаб (http://www.globallab.ru/) — рабочая площадка, виртуальный научно-исследовательский институт, постоянно действующий сетевой симпозиум для юных естествоиспытателей. Можно выбрать исследование по силам, получить помощь единомышленников, сравнить результаты своих экспериментов с данными, полученными в разных уголках страны, обсудить проблему со специалистами. Есть идеи для всех возрастов (от начальной школы до выпускников) и направлений поиска (наблюдения за маленьким опытным участком или бескрайним небосклоном, фотосъемка и журналистские очерки, экологические исследования и фенологические описания…). На сайте, несмотря на осеннюю непогоду, уже идет подготовка к летней экспедиции. Чтобы было чем заняться на уроках.

Копилка идей

Сайт Letopisi.Ru (http://letopisi.ru/) – образовательный проект, в котором могут принять участие все желающие. Он «свободен от авторского права и действует в рамках закона и здравого смысла». Здесь легко найти любопытную идею уже реализованного замысла. В каталоге около пятидесяти тысяч описаний разнообразных инициатив, определенно предметных и менее учебных. Кроме того, есть шанс присоединиться к чужому действующему проекту. К примеру, сегодня учеников начальной школы приглашают поделиться рассказами о своих коллекциях, а старшеклассников – поговорить о литературе и о любви. Наконец, если вы придумали что-то интересное, при помощи сайта можно найти единомышленников, сотрудников.