ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Чтобы ребенок понимал критерии, по которым его оценивают
Тогда отметка не станет приговором, а наметит учебные перспективы
То, как ребенок реагирует на отметку, зависит от большого
количества факторов: возраста, склада характера, уровня его притязаний.
Один честолюбив и всеми силами рвется к пятеркам, для другого и тройка
– результат напряженных трудов, а третий вообще давно махнул рукой на
отметки. Большую роль в переживаниях ребенка по поводу четвертной
отметки, которая выставлена в дневник и ее уже не скроешь, играют
ожидания семьи, отношение близких, их реакции на этот столбик цифр:
у кого-то мама плакать начинает, а у кого-то отец хватается за ремень
или не выпускает в каникулы гулять.
Для многих детей ситуация обязательного оценивания становится
стрессовой. Но стрессы сопровождают нас всю жизнь, так же как и
оценивание. Не в наших силах избавить детей от этого в будущем, зато мы
можем научить их справляться с подобными ситуациями. Подыгрывать
ученику, выставляя завышенный балл, чтобы не огорчать ребенка, не
всегда правильно. В дальнейшей жизни его, к сожалению, ожидают многие и
многие огорчения, преодолевать которые нужно научиться в более или
менее безопасной ситуации.
Это совершенно не означает, что в последний день четверти мы перестаем
быть педагогами, не только обучающими, но и воспитывающими. Наша оценка
всегда должна быть оптимистичной, даже если выставлена отметка
«удовлетворительно». Ребенок всегда находится в развитии, завтра у него
могут измениться отношение к учебе, мотивы учебной деятельности,
появиться новые интересы. Поэтому непозволительно фиксировать неудачу
ребенка, выдавая ему дневник: «Я ставлю тебе тройку: задания выполнял
кое-как, старался мало, вел себя плохо». Остается невысказанным, но
ощущаемым: «Троечник и есть троечник. Так тебе и надо. Так у тебя будет
и дальше».
Очень важно наметить перспективу для ребенка, возможность и реальность
изменения ситуации в лучшую сторону. Даже тройка может быть воспринята
спокойно, если сопроводить ее комментарием: «Да, пока тройка, но у тебя
явно есть потенциал для более высокой отметки. Думаю, что в следующей
четверти вполне может получиться четверка». Можно сразу включить
ребенка в процесс приближения этой реальности, предложив ему сделать
небольшое интересное задание на каникулах, чтобы новую четверть начать
с позитива. Можно в некоторых ситуациях и обеспечить эффективность
выполнения этого задания, предложив материалы, книги: «Я предлагаю тебе
написать доклад по биографии этого замечательного математика с
удивительной судьбой. Тогда и его теоремы наши ученики будут по-другому
воспринимать. Книгу могу тебе дать на каникулы, другие материалы, если
хочешь, поищи сам. Сразу после каникул сделаешь сообщение, и начнем с
тобой разворот в сторону четверки в следующей четверти». В зависимости
от возраста, особенностей ребенка меняется степень помощи педагога,
стиль прорисовки перспективы.
И еще… Очень важно сопроводить любую отметку комментарием, чтобы
ребенок понимал, по каким критериям его оценивают. Иначе даже пятерка
может не избавить от чувства напряжения и тревожности: «не заслужил,
ведь четверка выходила».
Иными словами, мы не должны отправлять ученика на каникулы как с
отметкой-клеймом, так и с отметкой-неопределенностью – «почему так, а
не иначе».
И несмотря на все это все равно достаточно часто ребенок уходит на
каникулы, ощущая ситуацию незавершенности, недоработанности. Но пусть
эта незавершенность будет связана с чувством позитивной перспективы и
пониманием, что именно от него самого, от его усилий зависит и его
успешность в учебе, и его развитие, и его дальнейшая жизнь.