СКОЛЬКО СТРАН - СТОЛЬКО УРОКОВ
Витковский Анатолий, Кристиансен Ян Георг
Последний шанс на исправление
Коучинговый подход помог школе, оказавшейся на грани закрытия, найти ресурсы, чтобы стать лучшей школой в Норвегии
В современном образовании все активнее используются
коучинговые подходы – подходы, помогающие человеку прояснять и
осуществлять личностно-значимые цели.
Особенно широкое распространение эти практики получили в Норвегии. А
успешность вхождения коучинга в норвежские школы эксперты связывают с
именем Яна Георга КРИСТИАНСЕНА, руководителя «Эриксоновского
университета Нордик». Мы попросили Яна Георга рассказать об этом
опыте.
– Ян Георг, что
побудило вас проводить коучинговые беседы в школах?
– Все началось с моего знакомства с Полом Риисом, директором
гимназии Уллерн, расположенной в коммуне Аскер (коммуна –
территориально-административная единица в Норвегии. – А.В.). Знакомство
произошло в 2001 году, когда школа переживала очень трудный период. Она
имела плохую репутацию: ученики слабо учились, были проблемы с
алкоголем и наркотиками, полиция приезжала каждую неделю. Власти
собирались школу закрыть, но прежде дали ей последний шанс на
исправление.
Я же оказался в этой гимназии по приглашению местного инспектора школ,
который знал меня как эксперта по работе со сложностями в овладении
навыками чтения и письма (дислексия была типичной проблемой учеников
гимназии Уллерн. – А.В.).
И я начал учить школьников стратегиям эффективного обучения, помогая им
научиться лучше читать и писать. А чтобы усилить эффект, стал
практиковать коучинговые методы работы с подростками и учителями. Ведь
недостаточно знать стратегию, надо еще уметь ее применять, и применять
регулярно. Но для этого у школьника должно быть ясное понимание: для
чего мне все это нужно? что я делаю в школе? зачем я здесь? У
большинства учеников гимназии Уллерн, как и во многих других школах,
своих ответов на эти вопросы не было. Ребята понимали, что в школу их
отправили родители, и «конечно, если бы я сам мог выбирать, я бы быстро
сбежал отсюда – из этой тюрьмы с понедельника по пятницу, которая
называется школой». Когда у подростка такая установка, знакомство даже
с лучшими способами освоения учебного материала ничего не изменит.
Поэтому я стал проводить с ребятами коучинг-беседы, чтобы они учились
осознавать свои жизненные перспективы, ставить ближайшие и дальние цели
и таким образом становиться хозяевами своей жизни. Мы начали с того,
что более всего было интересно ребятам «здесь и сейчас»: спорт,
отношения со сверстниками другого пола, собственный статус в классе,
учебные проблемы… Мы вместе старались понять, чего в этих областях им
хотелось бы достичь, какие здесь могут быть цели? Затем обсуждали,
какие позитивные изменения могут произойти через два года, пять лет и в
более дальней перспективе, какие ресурсы им потребуются для реализации
этих планов. И здесь конечно же мы касались темы образования, которое
очень значимо для решения многих жизненных задач, особенно базовые
навыки чтения и письма. Как только школьник обнаруживал эти связи, у
него появлялся личный интерес, зарождалось иное отношение к учебе.
Поскольку коучинговые инструменты помогают преодолевать всевозможные
трудности и реализовать самые разные задачи, у подростков крепла
уверенность в себе, они начинали смотреть на свои собственные
возможности более оптимистично.
Как написал после этих занятий один школьник, у которого были большие
проблемы в обучении: «За двадцать часов с Яном Георгом я научился
большему, чем за пять лет обучения в гимназии».
Успехи были настолько ощутимы, что меня попросили рассказать родителям
о нашей работе с детьми и педагогами. В результате родители решили
профинансировать курс их совместного обучения с детьми. А вскоре и
директор попросил меня о первом коучинговом разговоре с ним…
Через четыре года, в 2005 году, гимназия Уллерн была официально
объявлена одной из лучших школ Норвегии.
– Расскажите
подробнее о том, как вы работали с учителями.
– Когда я только начинал применять коучинговый подход в работе
с педагогами, это было чем-то экстремально новым для норвежских школ. И
для меня это был вызов. Я должен был найти какой-то новый язык, чтобы
расширять представления педагогов об их профессиональных возможностях.
Почему я говорю о поиске языка? Потому что невозможно сразу ввести
педагогов в непривычную для них сферу коучинговых практик.
Когда человек слышит о чем-то, для чего в его языке нет названия, он
либо отторгает это, либо воспринимает через призму старых мыслительных
шаблонов, отождествляя новую информацию с чем-то уже известным: «Так
ведь и я делаю то же самое». Кстати, это естественная реакция на
типичную ошибку пропагандистов новых подходов.
Нельзя прийти и поломать сложившуюся в школе культуру, а затем на ее
обломках построить что-то новое. Чтобы быть понятым и принятым, надо
встретиться с учителями в «их мире», начать с опоры на то, что они уже
умеют, чтобы затем усилить и дополнить эти навыки. Ведь коучинг не
конкурент преподаванию, а дополнение к нему.
Поэтому вначале я знакомлю учителей со шкалой коммуникаций – это
инструмент из сферы коммуникативных стратегий, расширяющий
представление о возможностях профессиональной коммуникации. В чем суть?
Представьте себе линию с двумя полюсами. На левом полюсе находится зона
авторитета. Это полюс прямых команд и приказов. Как в армии, где есть
младшие и старшие по званию и старшие отдают приказы младшим.
Если мы начнем двигаться по этой шкале вправо, то следующей точкой
будет зона советов. Еще правее – сфера учительства и консультирования.
Затем – наставничество, когда, например, более опытный профессионал
помогает юному коллеге освоить какую-то область деятельности. Слова,
соответствующие этой части шкалы (от левого полюса и далее – вправо):
руководить, командовать, направлять, давать советы, рассказывать,
передавать опыт, давать обратную связь… То есть это действия, которые
характеризуют навыки лидера. И способность давать обратную связь среди
них – наименее директивный тип взаимодействия, который находится где-то
в середине шкалы. А что еще правее?
Следующие точки на шкале – это умение задавать вопросы, способность
воспроизвести суть сказанного собеседником, умение слушать. Самая
крайняя точка правого полюса – это позиция, когда один человек
внимательно слушает, задает вопросы, а собеседник размышляет вслух,
пытаясь найти оптимальное для себя решение. Это мы называем зоной
эриксоновского коучинга – пространством, свободным от каких бы то ни
было директив и рекомендаций. Ведь коуч не дает советы, он создает
условия, чтобы человек пришел к лучшему для себя решению самостоятельно.
И вот мы с учителями составляем такой словарик, отражающий разные
позиции в процессе профессиональной коммуникации. Каждая позиция важна,
поскольку может оказаться оптимальной при решении конкретной
педагогической задачи в определенных условиях. И существуют
инструменты, позволяющие в каждой из этих позиций сделать коммуникацию
более продуктивной.
Я говорю об этом учителям и задаю вопросы: «Чему бы вы хотели
научиться? Навыки взаимодействия в какой коммуникативной позиции хотели
бы освоить?» А поскольку к этому времени педагоги уже примеривали шкалу
к себе, то слышу в ответ: вот это я уже умею, это использую редко,
может быть, слишком редко, а в таком-то стиле я еще не работал…» То
есть учителя высказывают много разных запросов на обучение, в том числе
и запросы на освоение коучингового стиля коммуникации.
– А как вы выстраивали
процесс обучения педагогов именно коучинговому подходу?
– Конечно, можно было начать с определений, но они мало что
дают для понимания сути дела.
Тем более когда в аудитории сидят люди, которые видят меня в первый или
второй раз в жизни и мало что знают о коучинге. В то же время у каждого
из них есть свои конкретные проблемы и интересы. И я предлагаю им
поработать с тем, что интересно им самим. Например, апробировать
коучинговые инструменты в работе с проблемами, которые их волнуют в
настоящее время. А чтобы это стало возможным, провожу демонстрацию –
предлагаю выйти на сцену добровольцу с какой-то проблемой, которую ему
хотелось бы решить. Задачи могут быть самые разные. Например, трудности
в обучении ученика, которому не дается математика или письмо. Или – что
делать в ситуации, когда ученику было интересно все, а сейчас он
уклоняется от участия в общешкольных делах, перестал делать домашнее
задание. Или – неумение навести порядок в классе в начале урока...
Так вот, доброволец выходит к доске, и я начинаю с ним работать,
демонстрируя какой-либо из инструментов коучинга, например, открытые
вопросы или навык присутствия. И аудитория видит, что в течение 10
минут беседы в коучинговом стиле учитель приходит к интересным идеям
решения своей задачи. Причем он получает от беседы гораздо больше
пользы, чем ожидал. Естественно, у зрителей возникает масса вопросов по
поводу того, что происходило на сцене. А я говорю, что сейчас отвечу
только на технические вопросы, которые важно прояснить, чтобы вы могли
протестировать этот инструмент в парах. Остальные ответы дам после
завершения.
Некоторое время учителя работают в парах со своими реальными
проблемами, и в процессе этой работы – замечательный эффект! – 90 из 99
вопросов снимаются как бы сами собой. Почему? Потому что учителя
работают со значимыми для них вещами. И такой эмоционально окрашенный
опыт дает для понимания больше, чем десять объяснений.
После этой работы мы можем плодотворно поговорить о том, от чего
зависит результативность применения коучинговых инструментов. От чего
же? Прежде всего это особое отношение к человеку. В основе, если
говорить о позиции эриксоновского коуча, лежат принципы известного
психолога Милтона Эриксона (отсюда название нашей школы – эриксоновский
коучинг). Вот эти принципы.
Каждый хорош таким, каков он есть (если вам что-то не нравится в
поведении человека, это не значит, что с ним что-то не так). В каждом
изначально заложены все ресурсы, которые необходимы ему, чтобы быть
успешным. Каждый человек может расти и изменяться всю жизнь. Люди
всегда делают наилучший выбор, который могут сделать в данный момент,
основываясь на доступных им возможностях. И только сам человек знает
самое правильное решение для любой цели своей жизни.
Таким образом, применять инструменты коучинга – это означает не только
слушать и не давать советов, но и то, как вы внутри себя оцениваете
слова другого человека. Это именно вопрос доверия к человеку, веры в
его способность принять верное решение.
Конечно, это также и набор определенных навыков, в том числе навыка
полного присутствия в моменте. Владение им предполагает способность
коуча (или учителя, применяющего инструменты коучинга) вести разговор
так, чтобы в нем максимально раскрылся мир собеседника, например,
ученика.
Хорошая коучинговая беседа – это когда человек все меньше замечает
того, кто с ним говорит, и все больше погружается в размышление о
важной для него цели, проблеме, задаче. Такая беседа помогает человеку
войти в более тесный контакт с собой, своими внутренними ресурсами и
прояснить картину будущего.